Преподавание литературы Урок-спектакль по русским народным сказкамNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1234 Медведева Любовь Николаевна, учитель русского языка и литературы Цель: Развитие творческих способностей учащихся. Задачи: Обучающие: 1.Познакомить учащихся с русскими народными сказками. 2. Сформировать представление об их своеобразии (в каждой сказке передается народная мораль). Развивающие: 1. Дать первоначальное понятие о театре как о роде искусства и месте, в котором дают представление. 2. Пробудить интерес к русской народной сказке как носительнице народной нравственности. 3. Увлечь учащихся процессом подготовки спектакля, оформления сцены. 4. Развивать устную диалогическую речь. Воспитательные: 1. Формировать навыки общения и сотрудничества со сверстниками. 2. Воспитывать чувство ответственности за коллективное дело. 3. Формировать эмоциональную культуру личности и ценностное отношение к искусству через инсценирование сказок. 4. Прививать любовь к родному слову, языку; содействовать в ходе урока формированию творческой активности и самостоятельности учащихся. Тип урока: урок усвоения новых знаний и умений. Форма урока: урок-спектакль. Технология урока: театральная технология, поисковый метод, информационно-коммуникативная технология, дифференцированный подход. Подготовительный этап: выбор сказок, организация творческих групп, репетиции, подготовка декораций, оформление сцены, изготовление афиш. Оборудование: 1. Выставка книг, в которую входят сказки А. Афанасьева. 2. Иллюстрации русских народных сказок. 3. Декорации, на фоне которых происходит действие постановок. Ход урокаI Мотивация деятельности учащихся. (На телевизионном экране сцена из школьного спектакля “Снегурочка”.) Любите ли вы театр? Любите ли вы его так, как любили дети, с которыми мы поставили на школьной сцене не один спектакль? А когда вы были в театре в последний раз? Что смотрели? Какие впечатления получили? -Запись в тетради толкования слова театр: здание, в котором происходит представление, само представление. А еще можно говорить о театре военных действий. Как называются слова, имеющие несколько значений? (Многозначными) Раз вам понравилась театральная обстановка, дух театра, театральное действо, предлагаю вам прямо сейчас отправиться в театр, то есть провести наш урок на сцене “классного” театра, которому мои ученики дали название “Щелкунчик”. Здесь каждый из вас артист и зритель, режиссер-постановщик и художник-декоратор. II Усвоение новых знаний Запись эпиграфа: -А что такое эпиграф? Зачем он используется? (Помогает понять тему и даже главную мысль урока.) -Так какой же урок мы можем сегодня получить, посмотрев фрагменты сказок? (Учащиеся говорят о том, что в сказке побеждает добро, одобряются нравственные поступки.) Поторопитесь, “театр уж полон, ложи блещут”, приготовьте свои билеты. А билетом на сегодняшний спектакль станет правильный ответ на вопросы кроссворда, загаданного педагогом. За правильный ответ выдается кленовый лист. Итак, мы входим с вами в театр. “Волшебный край!”- как говорил о нем А.С.Пушкин. Теперь мы должны пройти через вестибюль. Что означает это слово? (Передняя при парадном входе в здание.) Сдавайте одежду в гардероб, чтобы она вам не мешала. Вот так с вешалки, по словам известного режиссера Константина Сергеевича Станиславского, начинается театр. Скоро начнется представление, а пока подождем вместе с остальными зрителями третьего звонка, который позовет нас в зал. Кстати, как называется помещение перед залом, где вывешены фотографии актеров? -Записать толкование слова фойе. (Помещение в театре для пребывания зрителей в ожидании представления.) Давайте прогуляемся по фойе, рассмотрим оформление, прочитаем афиши. -Назовите сказки, иллюстрациями которых украшено фойе. (Учащиеся называют сказки, изображенные на иллюстрациях. За правильный ответ выдается кленовый лист.) -Звенит третий звонок. (Начинается первое действие, ведущий объявляет участников спектакля, зачитывая афишу. Сказка “Кому горшок мыть”. После окончания первой сказки звенит звонок, антракт.) -В антракте (Перерыв между актами спектакля.) мы можем получше познакомиться с театром. Войдем в театральный музей. Назовите, из какой сказки следующие предметы: наливное яблочко на блюдечке с золотой каемочкой, гармошка (Емелина), деревянный медведь (“Маша и медведь”), яйцо (в нем находилась игла), игла (Кащеева смерть, “Царевна-лягушка”), макет избушки (“Заюшкина избушка”), живая и мертвая вода (“Сказка об Иване-царевиче, жар-птице и сером волке”), репа (“Репка”, “Мужик, медведь и лиса”, “Вершки и корешки”), клубочек, золотые серги, платок, перышко (“Перышко Финиста ясна сокола”), топор (“Каша из топора”), аленький цветочек (“Аленький цветочек”), мед (Мед-пиво пил, по усам текло), корона (“Кащей Бессмертный”), зайчик (“Лиса и заяц”, “Колобок”, “Теремок”), посох (“Царевна-лягушка”), тарелка и кувшин (“Журавль и цапля”). -Звенит звонок, начинается второе действие. Смотрим сказку “Лиса и журавль”, потом - “Лиса и тетерев”. -Антракт. Куда мы теперь направимся? Поспешим вслед за основной массой и попадем, конечно же, в буфет. Назвать, из каких сказок данные предметы. В буфете яблоки (“Иван крестьянский сын и чудо-юдо”), кисель (“Гуси – лебеди”), пирожки (“Маша и медведь”), хлеб, соль (В каждой сказке). -Звенит звонок, начинается третье действие. Сказка “Как мужик гусей делил”, “Ленивая и радивая”, “Лиса и заяц”. III Систематизация и обобщение знаний и умений. -По окончании инсценировок выясняем, какие же уроки извлекли учащиеся из русских народных сказок. -В заключение урока учитель выясняет, сколько кленовых листочков набрали ребята, чтобы выставить оценки за ответы. -Учитель-режиссер дает заключение о работе выступавших: оценивается знание текста, художественная выразительность и достоверность исполнения, наличие костюмов и декораций. Литература 1. Коровин В.И. Литература. 5 класс. Москва, " Просвещение", 2010. 2. Русские народные сказки. 3. В.А.Герасимова “Классный час играючи”. Творческий центр “Сфера”, Москва, 2004. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |