Преподавание литературы Урок литературы в 11-м классе "Поэма А. Блока "Двенадцать" — гимн революции?"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 2524 Ковалёва Анна Николаевна, заместитель директора по учебной работе Цели: Оборудование и ресурсы: персональный компьютер, мультимедиапроктор. Программа «Power Point», программа «Microsoft Word». Источники: Сайты: Ход урока: Эпиграфы к уроку: А.Блок
«Сегодня я – гений! «Двенадцать» – какие бы они ни были – это лучшее, что я написал, потому что тогда я жил современностью.” А. Блок “Разрушая, мы всё те же рабы старого мира.” А. Блок 1.Слово учителя 2.Проект 1 группы «Символизм как литературное направление». Приложение 1. 1.Слово учителя. Приложение 4 Блок рассказывал как-то, что он начал писать "Двенадцать" со слов, впоследствии вошедших в поэму:
- Случайно ли именно эти слова первые возникли в сознании поэта, задумавшего написать поэму о революции? А) Стихия – символический образ поэмы. Она олицетворяет вселенские катаклизмы; 12 апостолов революционной идеи обещают «раздуть мировой пожар», разыгрывается вьюга.
С первых строчек подсознательно возникает ощущение опасности, когда «на всём божьем свете» человеку трудно удержаться на ногах, ведь есть сила, выбивающая его их привычной, размеренной жизни. Тяжесть такого времени подтверждают и следующие слова:
Но эта стихия одинакова ко всем:Ветер веселый
Символично, что во время бури
Люди становятся бесчувственными к чужому горю. А рядом с постоянным блоковским цветовым эпитетом – мотив ненависти.
Таково ощущение времени, таково ощущение революции. Б) Как раскрываются образы 12 красноармейцев? 1. Блок нисколько не идеализирует своих героев. Выразители народной стихии, они несут в себе и все ее крайности. С одной стороны, это люди, видящие свой высокий революционный долг борьбе в невидимым врагом (“Революционный держите шаг! Неугомонный не дремлет враг!” ) и готовые его исполнить. С другой — в их психологии отчетливо выражены настроения стихийной, анархической «вольницы»
2 глава. В их описании Блок достаточно прям:
Коротко и ясно – тюрьма по ним плачет (ромб нашивался каторжанам)
"Свобода без креста" - в их устах это звучит как разгульный, разбойничий клич. За ним кроется развязанность рук для всего, о чем вчера еще только в мечтах помыслить могли, отрешение от принудительно навязанных "правил".
- Сколько раз во 2 главе звучит рефрен Эх, эх, без креста!?(3 раза) Это случайность? Или так он хочет обратить наше внимание на святотатство по отношению к верующей Руси?Двенадцать красногвардейцев пробираются сквозь лютую вьюгу; они "ко всему готовы", настороженны; их ведет вперед инстинкт, но они еще толком не представляют себе до конца весь смысл своей борьбы, своего "державного шага" в будущее. 3 глава. - Не звучат ли насмешливо слова красноармейцев, которые в «рваном пальтишке», но с австрийским ружьём в руках:
При этом красноармейцы подсознательно или по привычке обращаются к Господу. 4,5,6 главы. - Какие чувства испытывают двенадцать красноармейцев в разговоре о Ваньке с Катькой и при дальнейшем с ними столкновении? - Как реагируют на убийство Катьки красноармейцы?
Убийство Катьки воспринимается ими как революционное возмездие, как зло, направленное не только против Петрухи, но и против них. Друзья Петьки недовольны им за то, что он слишком бурно предается своему горю и дорогим воспоминаниям, они не дают ему задуматься над своим поступком, «душу наизнанку» вывернуть. 7 глава. Скорбь Петрухи является помехой красногвардейцам.
- Может ли что-нибудь быть «потяжеле» убийства человека? - А как ведёт себя Петруха? ("у бедного убийцы не видать совсем лица", он прячет свою растерянность от товарищей. После убийства перед нами выступает лицо человека любящего, оскорбленного, страдающего. За ухарской бравадой обнаружилась запрятанная личная драма. Понятно, что человеческие ценности не совсем потеряны в этом человеке.Может, этим объясняются слова в конце 8 главы: «Упокой, господи, душу рабы твоея...Скучно!» возможно, принадлежавшие Петрухе) - Как вы думаете, какое слово пропустил Блок в словах Петруши?
В поэме поднимается проблема соотношения революции и личности, о жертвах, которые человек приносит революции. Блок как будто заглянул в недалёкое будущее. - А как вы думаете, можно ли переступить через жизнь человека ради достижения каких-либо целей? А что говорит по этому поводу христианское учение?
- Случайно ли у Блока в конце многоточие? (ожидание чего-то страшного от того, кому ничего в этом мире не жаль?..) Вывод: свобода нарушать Христовы заповеди, а именно – убивать - трансформируются в стихию вседозволенности. В крови 12 дозорных – «мировой пожар», безбожники готовы пролить кровь, будь то изменившая своему возлюбленному Катька или буржуй. На протяжении всей поэмы красноармейцы идут «без креста» в душе, без веры, без Бога. В) Женщина – символ возрождения. - Как показана Катька? Можем ли мы увидеть её внешность? (найдём строчки) - Как вы думаете, как очутилась Катька "на краю"? У Блока есть стихотворение «Перед судом»:
Отголосок какой-то драмы, вроде постигшей толстовскую Катюшу Маслову, соблазненную молодым барином, слышится в бешено-ненавидящих и полных страдания речах Петрухи: Помнишь, Катя, офицера - Голос самого поэта, чувствующего вину всего общества перед этой судьбой, сливается в оплакивании Катьки голосом Петрухи. Г) Образы представителей старого мира. Вывод: в поэме Блока врагов у 12 красноармейцев практически нет. На смену старому миру грядёт новый, новые люди и мировоззрения. Но лучше ли они оказываются в действительности? Д) Пес безродный - символ старого мира. - Можно ли за этими описаниями увидеть угрожающий, злой, ненавидящий старый мир? Ведь пса можно и палкой отогнать, а если накормить, то он станет верным дворнягой. - Почему в конце поэмы пёс не отстал от красноармейцев, а так и следовал за ними, хотя его зло прогоняли?(Отвяжись ты, шелудивый, Я штыком пощекочу!) Вывод: нельзя построить что-то на пустыре, не имея корней, основы. Нельзя старый мир «разрушить до основания» и построить новый мир, чтобы тот, «кто был никем» стал всем. История страны, какой бы она ни была – часть нашей любви к Родине. Е) Иисус Христос. -Какое отношение имеет Христос к содержанию поэмы? Чтобы понять это, сначала обратимся к истории написания произведения. В 1904-1906 гг. Блок, увлечённый борьбой со старым миром, желая «быть жестче», «много ненавидеть», уверял, что не пойдёт «врачеваться к Христу», никогда не примет Его. Но уже в 1918 году появляется новый мотив в его творчестве, воплощённый в образе Христа – мотив вселенской целесообразности, разумности, высшего начала. Как показывают дневниковые записи Блока этого времени, его самого не оставляли сомнения в правомерности восприятия революции как очищения и оправдания бунта, стихии «музыки» («Он (Иисус)идет с ними, а надо, чтобы шел Другой», т.е. Антихрист, – запись от 20 февраля 1918). Другими словами, изначально было бы правомернее рядом с шествующим патрулём изобразить не покидающего их Антихриста. В тех же дневниковых записях мы читаем: «Когда я кончил, я сам удивился: почему Христос? Но чем больше я вглядывался, тем яснее видел Христа…» - Кто на протяжении поэмы обращается к Божьему началу? - Каково отношение к Богу у красноармейцев? Они не будут ни в чём разбираться, а откроют сразу пальбу. И кто попадёт в эту перестрелку – неважно (ср. случайное убийство Катьки) - Почему Иисус ходит беглым шагом, хоронясь за все дома? ( Те, кто не верит в Него – ни видят. Неверующие – слепы) - Можно ли назвать дозорных и Христа антиподами? - Почему Блок изобразил Христа идущего не рядом с ними, а впереди них? Играет ли эта деталь какую-либо роль? - Двенадцать идут «державным шагом» вдаль. Какое значение имеет это пространственное измерение у Блока? (даль – справедливое, светлое будущее) 27 июля 1918 года Блок отметил в дневнике: «В народе говорят, что всё происходящее – от падения религии…» - Можно ли сказать, что в своей поэме Блок обозначил для революционеров перспективу – грядущую веру в Христовы заповеди? Бойцы проходят путь от свободы «без креста» к истинной свободе – с Христом. И эта метаморфоза происходит помимо их воли, так как это проявление высшего начала. Эти герои обрели друг друга (вспомним историю – Иисус был с теми, кому плохо). В образе Христа заключены идеи: искупление Христом очередного кровавого греха людей прощения. 6. Вывод. Поэт выступает за созидание в революции, а не за разрушение. Его влечет поэзия революции, но пугает русский бунт, которого так боялся еще Пушкин. 7. Домашнее задание. - Попробуйте сделать анализ синтаксиса этого предложения, от которого будет зависеть ваша интерпретация строфы: кто же идёт с красным флагом – кто-то впереди или Иисус Христос(обратите внимание на знак препинания после слова флагом)? Докажите свою точку зрения с помощью подстановки других знаков препинания. - Найдите в дополнительных источниках информации другую, отличную от этой интерпретацию поэмы. Подготовьте сообщение о том, какая точка зрения близка вам? - На основе своего суждения ответьте на вопрос урока: «Поэма «Двенадцать» - гимн революции?» - Заполните лист экспресс-диагностики.
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |