Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Урок литературы в 11-м классе "Поэма А. Блока "Двенадцать" — гимн революции?"
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание литературы

Урок литературы в 11-м классе "Поэма А. Блока "Двенадцать" — гимн революции?"


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 2524

Ковалёва Анна Николаевна, заместитель директора по учебной работе

Цели:
1.Образовательные:
Закреплять основные знания, умения, навыки анализа художественного произведения; развивать умения трактовать художественный текст в связи с исторической эпохой; обучать целостному восприятию художественного произведения через интеграцию с историей, музыкой, лингвистикой, живописью.
2.Развивающие:
Развивать образное мышление, логику; умение сопоставлять образы.
3.Воспитательные:
Воспитывать нравственные начала, любовь к человеку, к истории своей страны.

Оборудование и ресурсы: персональный компьютер, мультимедиапроктор. Программа «Power Point», программа «Microsoft Word».

Источники:
Учебники и методическая литература.

Сайты:
http://www.russofile.ru
http://www.litera.ru/stixiya/articles/18.html
http://www.kostyor.ru/biography/
http://litera.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=12446&ob_no=12720
http://www.peoples.ru/art/literature/poetry/oldage/blok/

Ход урока:

Эпиграфы к уроку:
«Когда в воздухе собирается гроза, то великие поэты чувствуют эту грозу, хотя их современники обыкновенно грозы не ждут. Душа поэта подобна приемнику, который собирает из воздуха и сосредоточивает в себе всю силу электричества».

 А.Блок

Растленье душ и пустота,
Что гложет ум и в сердце ноет, -
Кто их излечит, кто прикроет?..
Ты, риза чистая Христа... Ф.И.Тютчев

«Сегодня я – гений! «Двенадцать» – какие бы они ни были – это лучшее, что я написал, потому что тогда я жил современностью.” А. Блок

“Разрушая, мы всё те же рабы старого мира.” А. Блок

1.Слово учителя
Блок – величайший русский поэт начала ХХ века. Судьба России, великие исторические потрясения, которые выпали на ее долю в начале XX века, стали одной из главных тем его творчества. А. Блок в своем творчестве отразил предреволюционную и революционную эпоху. Блок – лиричный поэт. Он по-своему слышал, чувствовал и понимал тот мир, в котором ему пришлось жить. Он осознавал пророческую миссию поэта, могущего заглянуть в будущее, отобразив настоящее.
Сегодня на уроке мы откроем для себя, что увидел и услышал Блок в роковой революции 1917 года и как с помощью языковых средств воплотил это в поэме «Двенадцать».
Но сначала давайте вспомним основные историко-культурные и биографические события рубежа веков – конца 19-начла 20 века. Проверка домашнего задания:

2.Проект 1 группы «Символизм как литературное направление». Приложение 1.
3.Проект 2 группы «Биография Блока» Приложение 2.
4.Проект 3 группы «Блок и революция» Приложение 3.
5. Работа над анализом произведения Блока «Двенадцать».

1.Слово учителя. Приложение 4
Многие литературоведы трактуют блоковскую поэму как гимн революции, гимн всё сметающей на пути и очищающей силе. Так ли однозначна трактовка поэмы? Поэма удивляла ещё современников Блока. По утверждению В.Маяковского, «одни прочли в этой поэме сатиру на революцию, другие – славу ей». Попробуем разобраться в этом в течение урока, а если произведение вам понравиться, продолжим работу в проекте «Блок и революция».
Как показывают дневниковые записи Блока этого времени, его самого не оставляли сомнения в правомерности восприятия революции как очищения и оправдания бунта, стихии «музыки».

 Блок рассказывал как-то, что он начал писать "Двенадцать" со слов, впоследствии вошедших в поэму:

Уж я ножичком
Полосну, полосну!..

- Случайно ли именно эти слова первые возникли в сознании поэта, задумавшего написать поэму о революции?
- Каково значение названия поэмы? Почему именно 12? (В своей знаменитой книге "Десять дней, которые потрясли мир" Джон Рид писал: "Пикеты по двенадцать солдат с винтовками и примкнутыми штыками дежурили на перекрестках…», 12 апостолов, 12 часов = роковой час судьбы, 12 месяцев в году = круг, 12 глав поэмы).

- Какой конфликт лежит в основе произведения?(борьба старого и нового, борьба двух «миров».)
- Какова символика произведения?
А) Ветер, вьюга, снег - стихия, всемирный масштаб событий.
Б) Двенадцать красноармейцев.
В) Женщина – символ возрождения.
Г)Буржуй, барыня, поэт-вития – самые простые образы, представители старого мира.
Д) Пес безродный - символ старого мира.
Е) Иисус Христос.

А) Стихия – символический образ поэмы. Она олицетворяет вселенские катаклизмы; 12 апостолов революционной идеи обещают «раздуть мировой пожар», разыгрывается вьюга.

Черный вечер.
Белый снег.
Ветер, ветер!
На ногах не стоит человек.
Ветер, ветер -
На всем божьем свете!

С первых строчек подсознательно возникает ощущение опасности, когда «на всём божьем свете» человеку трудно удержаться на ногах, ведь есть сила, выбивающая его их привычной, размеренной жизни. Тяжесть такого времени подтверждают и следующие слова:

Под снежком - ледок.
Скользко, тяжко,
Всякий ходок…скользит.

Но эта стихия одинакова ко всем:Ветер веселый

И зол и рад….
Рвет, мнет и носит
Большой плакат:
"Вся власть Учредительному собранию"...

Символично, что во время бури

Не видать совсем друг друга
За четыре за шага!

Люди становятся бесчувственными к чужому горю.

А рядом с постоянным блоковским цветовым эпитетом – мотив ненависти.

Черное, черное небо.
Злоба, грустная злоба
Кипит в груди...

Таково ощущение времени, таково ощущение революции.

Б) Как раскрываются образы 12 красноармейцев?

1. Блок нисколько не идеализирует своих героев. Выразители народной стихии, они несут в себе и все ее крайности. С одной стороны, это люди, видящие свой высокий революционный долг борьбе в невидимым врагом (“Революционный держите шаг! Неугомонный не дремлет враг!” ) и готовые его исполнить. С другой — в их психологии отчетливо выражены настроения стихийной, анархической «вольницы»

 Запирайте етажи,
 Нынче будут грабежи!
 Отмыкайте погреба —
 Гуляет нынче голытьба!

2 глава. В их описании Блок достаточно прям:

 В зубах - цигарка, примят картуз,
 На спину б надо бубновый туз!

Коротко и ясно – тюрьма по ним плачет (ромб нашивался каторжанам)

 Свобода, свобода,
Эх, эх, без креста!

"Свобода без креста" - в их устах это звучит как разгульный, разбойничий клич. За ним кроется развязанность рук для всего, о чем вчера еще только в мечтах помыслить могли, отрешение от принудительно навязанных "правил".

Товарищ, винтовку держи, не трусь!
Пальнем-ка пулей в Святую Русь -
В кондовую,
В избяную,
В толстозадую!

- Сколько раз во 2 главе звучит рефрен Эх, эх, без креста!?(3 раза)

Это случайность? Или так он хочет обратить наше внимание на святотатство по отношению к верующей Руси?Двенадцать красногвардейцев пробираются сквозь лютую вьюгу; они "ко всему готовы", настороженны; их ведет вперед инстинкт, но они еще толком не представляют себе до конца весь смысл своей борьбы, своего "державного шага" в будущее.

3 глава.

- Не звучат ли насмешливо слова красноармейцев, которые в «рваном пальтишке», но с австрийским ружьём в руках:

Мы на горе всем буржуям
Мировой пожар раздуем,
Мировой пожар в крови -
Господи, благослови!

При этом красноармейцы подсознательно или по привычке обращаются к Господу.

4,5,6 главы.

- Какие чувства испытывают двенадцать красноармейцев в разговоре о Ваньке с Катькой и при дальнейшем с ними столкновении?
(Не без зависти думают они о тепле и кабаке, в котором обретаются Ванька с Катькой. При столкновении с Ванькой, в героях проявляется не только зависть к его беспечальному житью, к его лихости и удачливости, но и месть за измену товарищам, их общему, пусть даже неясно представляемому, делу).

- Как реагируют на убийство Катьки красноармейцы?

Что', Катька, рада? - Ни гу-гу...
Лежи ты, падаль, на снегу!..

Убийство Катьки воспринимается ими как революционное возмездие, как зло, направленное не только против Петрухи, но и против них. Друзья Петьки недовольны им за то, что он слишком бурно предается своему горю и дорогим воспоминаниям, они не дают ему задуматься над своим поступком, «душу наизнанку» вывернуть.

7 глава. Скорбь Петрухи является помехой красногвардейцам.

Не такое нынче время,
Чтобы нянчиться с тобой!
Потяжеле будет бремя
Нам, товарищ дорогой!

- Может ли что-нибудь быть «потяжеле» убийства человека?

- А как ведёт себя Петруха? ("у бедного убийцы не видать совсем лица", он прячет свою растерянность от товарищей. После убийства перед нами выступает лицо человека любящего, оскорбленного, страдающего. За ухарской бравадой обнаружилась запрятанная личная драма. Понятно, что человеческие ценности не совсем потеряны в этом человеке.Может, этим объясняются слова в конце 8 главы: «Упокой, господи, душу рабы твоея...Скучно!» возможно, принадлежавшие Петрухе)

- Как вы думаете, какое слово пропустил Блок в словах Петруши?

Загубил я, бестолковый,
 Загубил я сгоряча... ах! (Жизнь Катьки? Свою душу?)

В поэме поднимается проблема соотношения революции и личности, о жертвах, которые человек приносит революции. Блок как будто заглянул в недалёкое будущее.

- А как вы думаете, можно ли переступить через жизнь человека ради достижения каких-либо целей? А что говорит по этому поводу христианское учение?

11 глава. И идут без имени святого
Все двенадцать - вдаль.
Ко всему готовы,
Ничего не жаль...

- Случайно ли у Блока в конце многоточие? (ожидание чего-то страшного от того, кому ничего в этом мире не жаль?..)

Вывод: свобода нарушать Христовы заповеди, а именно – убивать - трансформируются в стихию вседозволенности. В крови 12 дозорных – «мировой пожар», безбожники готовы пролить кровь, будь то изменившая своему возлюбленному Катька или буржуй. На протяжении всей поэмы красноармейцы идут «без креста» в душе, без веры, без Бога.

В) Женщина – символ возрождения.

- Как показана Катька? Можем ли мы увидеть её внешность? (найдём строчки)

- Как вы думаете, как очутилась Катька "на краю"? У Блока есть стихотворение «Перед судом»:

Я не только не имею права,
Я тебя не в силах упрекнуть
За мучительный твой, за лукавый,
Многим женщинам сужденный путь...
Но ведь я немного по-другому,
Чем иные, знаю жизнь твою,
Более, чем судьям, мне знакомо,
Как ты очутилась на краю.

Отголосок какой-то драмы, вроде постигшей толстовскую Катюшу Маслову, соблазненную молодым барином, слышится в бешено-ненавидящих и полных страдания речах Петрухи:

Помнишь, Катя, офицера -
 Не ушел он от ножа...

Голос самого поэта, чувствующего вину всего общества перед этой судьбой, сливается в оплакивании Катьки голосом Петрухи.
Вывод: любовная интрига играет ключевую роль в раскрытии темы напрасной крови в период исторических возмездий, темы неприятия насилия. Конфликт интимный перерастает в конфликт социальный. Убивая Катьку, патруль убивает будущее.

Г) Образы представителей старого мира.
- Совершается исторический акт – рушится старый мир, но какой мир идёт ему навстречу? (Может быть, мир ещё большего насилия?)
- Есть ли в поэме зримые (да и незримые) враги у красноармейцев? Можно ли считать Катьку или её кавалера врагами?
- Как представлены образы представителей старого мира? Найдите строчки о старушке Зачитайте их.Нет ничего плохого в том, что старушка радеет о бесполезности плаката, из которого для бедных детей можно cшить столько одежды.
- Найдите строчки о писателе-витии. Прочитайте.Оратясь к одному из эпиграфов поэмы, мы увидим, как сам Блок видит миссию поэта (и писателя) – это человек, видящий дальше и больше обычных людей. И если писатель говорит: «Погибла Россия!», значит, он почувствовал то, что не смогли почувствовать другие. Он не может говорить громко, чтобы его услышали все, он говорит вполголоса, ведь наступила хоть и пролетарская, но диктатура.
-Можно ли в образе попа увидеть заклятого врага пролетариата? Страшён ли он?
- Найдите упоминания о буржуе.Ассоциациативно автор связывает буржуя с воробышком, а не с хищной птицей. Нарисуем себе картину, которую можно представить по строчкам о буржуе: он не просто упрятал нос в воротник (ему холодно здесь, как и всем), он как голодный пёс, он безмолвен (так же безмолвны будут и все те, кого вели на расстрел при сталинском правлении), буржуй стоит как вопрос, он растерян, оглушён. А что такое представляет собой перекрёсток, если его изобразить графически? Крест. Этот крест будет нести и бывший буржуй.

Вывод: в поэме Блока врагов у 12 красноармейцев практически нет. На смену старому миру грядёт новый, новые люди и мировоззрения. Но лучше ли они оказываются в действительности?

Д) Пес безродный - символ старого мира.
- Многие литературоведы говорят о скрытой в образе пса угрозе новому строю. Давайте попробуем, найдя и проанализировав строчки поэмы и псе, понять, так ли это утверждение однозначно.

- Можно ли за этими описаниями увидеть угрожающий, злой, ненавидящий старый мир? Ведь пса можно и палкой отогнать, а если накормить, то он станет верным дворнягой.

- Почему в конце поэмы пёс не отстал от красноармейцев, а так и следовал за ними, хотя его зло прогоняли?(Отвяжись ты, шелудивый, Я штыком пощекочу!)

Вывод: нельзя построить что-то на пустыре, не имея корней, основы. Нельзя старый мир «разрушить до основания» и построить новый мир, чтобы тот, «кто был никем» стал всем. История страны, какой бы она ни была – часть нашей любви к Родине.

Е) Иисус Христос.

-Какое отношение имеет Христос к содержанию поэмы?

Чтобы понять это, сначала обратимся к истории написания произведения.

В 1904-1906 гг. Блок, увлечённый борьбой со старым миром, желая «быть жестче», «много ненавидеть», уверял, что не пойдёт «врачеваться к Христу», никогда не примет Его. Но уже в 1918 году появляется новый мотив в его творчестве, воплощённый в образе Христа – мотив вселенской целесообразности, разумности, высшего начала.

Как показывают дневниковые записи Блока этого времени, его самого не оставляли сомнения в правомерности восприятия революции как очищения и оправдания бунта, стихии «музыки» («Он (Иисус)идет с ними, а надо, чтобы шел Другой», т.е. Антихрист, – запись от 20 февраля 1918). Другими словами, изначально было бы правомернее рядом с шествующим патрулём изобразить не покидающего их Антихриста. В тех же дневниковых записях мы читаем: «Когда я кончил, я сам удивился: почему Христос? Но чем больше я вглядывался, тем яснее видел Христа…»

- Кто на протяжении поэмы обращается к Божьему началу?

- Каково отношение к Богу у красноармейцев?

Они не будут ни в чём разбираться, а откроют сразу пальбу. И кто попадёт в эту перестрелку – неважно (ср. случайное убийство Катьки)

- Почему Иисус ходит беглым шагом, хоронясь за все дома? ( Те, кто не верит в Него – ни видят. Неверующие – слепы)

- Можно ли назвать дозорных и Христа антиподами?

- Почему Блок изобразил Христа идущего не рядом с ними, а впереди них? Играет ли эта деталь какую-либо роль?

- Двенадцать идут «державным шагом» вдаль. Какое значение имеет это пространственное измерение у Блока? (даль – справедливое, светлое будущее)

27 июля 1918 года Блок отметил в дневнике: «В народе говорят, что всё происходящее – от падения религии…»

- Можно ли сказать, что в своей поэме Блок обозначил для революционеров перспективу – грядущую веру в Христовы заповеди?

Бойцы проходят путь от свободы «без креста» к истинной свободе – с Христом. И эта метаморфоза происходит помимо их воли, так как это проявление высшего начала. Эти герои обрели друг друга (вспомним историю – Иисус был с теми, кому плохо). В образе Христа заключены идеи:

искупление Христом очередного кровавого греха людей прощения.

6. Вывод. Поэт выступает за созидание в революции, а не за разрушение. Его влечет поэзия революции, но пугает русский бунт, которого так боялся еще Пушкин.
В концепции поэмы сказались противоречия мировоззрения Блока, с одной стороны человека, желающего верить в новое, созидательное, с другой стороны гражданина, человека творческого, мыслящего, имеющего в своей основе нравственные начала русского народа, вечные ценности христианства. Отсюда и неприятие старого и неприятие нового, антигуманного, могущего переступить через любого человека, сделать несчастным и безучастным к страданиям ближнего.И только тогда достигается мировая гармония, когда переступившие через кровь придут к вере, христианским заветам, к идеалам любви, к вечным ценностям.

7. Домашнее задание.
Заключительная строфа поэмы породила множество споров не только со смысловой точки зрения, но и сточки зрения синтаксического анализа.

- Попробуйте сделать анализ синтаксиса этого предложения, от которого будет зависеть ваша интерпретация строфы: кто же идёт с красным флагом – кто-то впереди или Иисус Христос(обратите внимание на знак препинания после слова флагом)? Докажите свою точку зрения с помощью подстановки других знаков препинания.

- Найдите в дополнительных источниках информации другую, отличную от этой интерпретацию поэмы. Подготовьте сообщение о том, какая точка зрения близка вам?

- На основе своего суждения ответьте на вопрос урока: «Поэма «Двенадцать» - гимн революции?»

- Заполните лист экспресс-диагностики.

Тезисы Да Нет
1. Мысли, прозвучавшие на уроке, противоречат моим прежним представлениям.
2. Понравилась такая интерпретация блоковской поэмы.
3.Узнал много нового и интересного о жизни и творчестве А.Блока.
4.Хочу узнать подробнее о творчестве Блока.
5. Знакомство с этой поэмой может повлиять на мое мировоззрение.
6. Хочу поучаствовать в создании проекта по творчеству А.Блока.

Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21