Преподавание литературы Нетрадиционный интегрированный урок (литература + история): "Запорожское казачество в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1538 Балахова Вера Павловна, учитель русского языка и литературы
Пояснительная запискаНетрадиционный урок – это не заранее подготовленное отрепетированное действо, а учебное занятие с предварительным и последующим домашними заданиями. Нетрадиционные уроки в игровой форме проводятся после изучения материала, нацелены не только на сильных, но и на средних учащихся. Ученики получают предварительные домашние задания:
На добровольной основе формируются команды (4-5 человек), члены которых получают задания повышенной сложности. Никаких подсказок со стороны учителей, вопросы в ходе игры должны быть неожиданными для учеников. Задача нестандартного урока – погрузиться в изучаемое произведение и понять, как те или иные исторические реалии нашли своё отражение в произведениях поэтов и писателей, хотя художественное произведение – это не иллюстрация эпохи. Интегрированные уроки параллельно ведутся учителем литературы и истории, а также может вести только учитель литературы. Ответы учащихся комментируются и исправляются. Задания различного характера и дифференцированы по сложности. Во время подготовки команд к ответу в игре принимают участие болельщики, помогая заработанными баллами своей команде. Игру оценивает беспристрастное жюри, таким образом, исключается какая-либо субъективность со стороны учителей, ведущих игру. Работа в команде сплачивает детей, рождает здоровый дух конкуренции, помогает оценить свои знания, определить уровень подготовки в других классах. Всё это имеет немаловажное воспитательное значение, способствует дружбе и хорошим отношениям учащихся внутри параллели. Не обязательно победителями оказываются ученики сильных классов, именно работа в команде помогает добиться успеха. Нетрадиционный интегрированный урок литературы и истории “Запорожское казачество в повести Н.В. Гоголя “Тарас Бульба ”. Цели урока:
Задачи урока: Актуализация и интеграция знаний, полученных на уроках литературы и истории. Оборудование: Репродукция картины И.Е.Репина “Запорожцы пишут письмо турецкому султану”, карта “Русское государство в конце 15-16 веков”, карта-схема “Размещение куренных селений Черноморского казачьего войска к концу 18 века”, экспонаты из личных коллекций семей учеников (казачья шапка, пистолеты конца 18 века, рушники). Ход урокаУчитель литературы: Для русской литературы 20–30 годов 19 века характерен интерес к истории (вспомните произведения А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова). Обращения к прошлому помогало найти ответы на многие вопросы, вставшие перед людьми, понять происходящее в настоящем и предугадать будущее. Гоголь занимался историей Украины, собираясь написать научный труд. Труд не был создан, но материалы, относящиеся к жизни казачества, были использованы им в работе над “Тарасом Бульбой”. Повесть Н.В. Гоголя “Тарас Бульба” входит в сборник “Миргород”, появившийся в печати в 1835 году. Миргородский цикл состоит из разнообразных повестей, объединённых скорее по принципу противоположности: пошлой и серой жизни обитателей усадеб и провинциальных городов противопоставлена мечта писателя об иной жизни, в которой существуют другие люди, другие отношения, в которых есть высокие стремления, вера в победу, идея свободы, чувство любви к Отчизне. Повесть “Тарас Бульба” выделяется из цикла. В ней писатель обращается к иной сфере жизни, к историческому прошлому. В “Тарасе Бульбе” нет изображения подлинных исторических фактов, реальных исторических лиц. Действие происходит в старину, когда – с абсолютной уверенностью сказать нельзя. Время, изображённое в повести, можно определить лишь с приблизительной точностью: 15-17 века. Ни одного определённого исторического факта в повести нет, то есть Гоголь не ставил перед собой цели достоверно рассказать о конкретных исторических событиях, не собирался воссоздавать точную картину исторического прошлого, так как ставил перед собой задачи не столько исторические, сколько эпические. Именно поэтому “Тарас Бульба” является скорее не исторической повестью, а эпической. Гоголь намеренно относит действие повести к 15 веку, хотя события, происходящие в ней, должны были происходить или в конце 16 или в первой половине 17 века. Именно тогда войны против польского государства стали привычным занятием для запорожских казаков, к которым присоединялось множество крестьян, также желавших пожить вольной казацкой жизнью. Польская шляхта, турки, захватывающие и продающие в плен людей, татарские полчища – со всеми ними вело борьбу украинское казачество. Защита национальной независимости, государственной самостоятельности часто была неотделима от борьбы за веру, за утверждение православной церкви. В повести Гоголь изображает эпические богатырские характеры: Тараса, Остапа, других запорожских “рыцарей”. Тарас Бульба близок к народному представлению о героическом характере. Любовь и верность родине, товариществу для Тараса и Остапа выше личной привязанности, кровного родства, любовного чувства. Гоголь не стал излишне приукрашивать своих героев, но в то же время он воспел их как бесстрашных защитников своей родины и своей веры. Гоголевские казаки называют себя русскими, сражаются за Русь – и это не фантазия автора, потому что в те времена украинцы чаще называли себя, свой язык, веру словом “русские”. Понятие “Русь” связано с украинскими землями в не меньшей степени, чем с территорией нынешней России: именно украинские земли были ядром Киевской Руси. Сам Гоголь был украинцем и горячим патриотом своей родины, что совсем не мешало ему считать себя русским и стать русским писателем. Воссоздавая в прошлом идеал жизни, живущий в народном сознании, и идеальные человеческие характеры, Гоголь рисует и идеальное, справедливое общественное устройство – Запорожскую Сечь. Именно в этой среде формируются характеры главных героев повести. Описанию Сечи отведено значительное место на страницах произведения. Вопросы к игрокам:
Вопросы к болельщикам: 1. Объясните этимологию слова “СЕЧЬ”. (От слова засека (двоякое ударение), завал из деревьев, который служил в качестве укрепления) 2. Где располагалось главное укрепление казаков? (За днепровскими порогами, часто на острове Хортица, который сейчас находится в черте города Запорожье.) Запорожская Сечь не была организацией государственной, она создавалась для военных целей. 3. О каком герое эти строки: “Это был один из числа коренных, старых полковников: весь был он создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава”. (Тарас). 4. Какой художественный приём использует Н.В. Гоголь для создания образов братьев? (антитезу). 5. О ком из братьев идёт речь в следующих фрагментах текста:
Вопросы для команд: 1. Кого из римских поэтов называет Тарас, приговаривая при этом, что грамоте разумеет не сильно? (Горация). 2. О ком эти строки: “Вся любовь, все чувства, всё, что есть нежного и страстного в женщине, всё обратилось у ней в одно материнское чувство.” (о матери) Внимательно послушайте и напишите пропущенное слово. “Она с жаром, с страстью, со слезами, как степная … , вилась над детьми”. (Пропущено слово “чайка”). 3. С кем сравнивает Гоголь Андрия в бою на стороне поляков? (с псом) “Впереди других понёсся витязь всех бойчее, всех красивее…Так и оторопел Тарас, когда увидел, что это был Андрий. А он между тем… понёсся, как молодой борзой пёс, красивейший, быстрейший всех в стае”. 4. С кем сравнивает Гоголь Остапа в бою? (С ястребом) “Как плавающий в небе ястреб, давши много кругов сильными крыльями, - так Тарасов сын, Остап, налетел вдруг на хорунжего…” 5. Какой вопрос задаёт Тарас казакам трижды во время сражения? (“Есть ли ещё порох в пороховницах?”) 6. Назовите имя прекрасной полячки, в которую влюблён Андрий? (Её имя неизвестно, она дочь ковенского воеводы.) Вопросы к болельщикам: 1. Как обращается Бульба к своим соратникам перед боем? (“Хочется мне вам сказать, панове, что такое есть наше товарищество…”. Товарищи, братцы – так называет он их.) 2. С какими словами умирают сыновья Тараса? (Андрий прошептал имя прекрасной полячки, так и оставшееся неизвестным, а Остап прокричал: “Батько! Где ты? Слышишь ли ты?”) Задания капитанам команд: Отметить на карте-схеме названия переселившихся на Кубань куреней, упоминаемых в повести “Тарас Бульба”. Конкурс чтецов (речь Тараса о товариществе)“Хочется мне вам сказать, панове, что такое есть наше товарищество. Вы слышали от отцов и дедов, в какой чести у всех была земля наша: и грекам дала знать себя, и с Царьграда брала червонцы, и города были пышные, и князья, князья русского рода, свои князья… Всё взяли бусурманы, всё пропало. Только остались мы, сирые, да, как вдовица после крепкого мужа, сирая так же, как и мы, земля наша! Вот в какое время подали мы, товарищи, руку на братство! Вот на чём стоит наше товарищество! Нет уз святее товарищества! Отец любит своё дитя, дитя любит отца и мать. Но это не то, братцы: любит и зверь своё дитя. Но породнится родством по душе, а не по крови, может один только человек. Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей”. Подведение итоговАвтор нарисовал не реальную Сечь, а образ Сечи – такой, каким он запечатлелся в народном сознании. Н.В. Гоголь создаёт поэтическую картину казачьего общества, показывая его жестокость, стихийность. Сильные и могучие характеры – это следствие уклада жизни, сформировавшей эти характеры. Тарас – сын своего времени, и его дикость и необузданность – результат дикости этой эпохи. Но Бульба одновременно велик, велик как человек Сечи, защищающий свободу и независимость своего народа. Велик и Остап, и другие запорожцы – Кукубенко, Товкач, Мосий Шило. Чувство коллективизма делает героев повести “Тарас Бульба” сильными, потому что каждый из них чувствует плечо другого, они объединены общей идеей – чувством любви к родине. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |