Преподавание литературы Анализ лирического произведения С.Есенина "Белая береза"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1778 Лобко Алла Александровна, учитель русского языка и литературы Цель:
Оборудование: портрет С.А.Есенина, выставка книг, картин природы художников; высказывания со словами поэта. Ход урока I. Организационный момент. - Здравствуйте, ребята. Садитесь. Мы начинаем урок. II. Сообщение темы и цели урока. Чтение эпиграфов к уроку.
III. Изучение нового материала. 1. Слово учителя. 3 октября 2012 года русскому поэту Сергею Есенину исполнится 117 лет со дня рождения. Две даты: 3 октября 1895 года - 28 декабря 1925 года. Первая - дата рождения, вторая - дата смерти поэта. 30 прожитых поэтом на этой земле лет: Много это или мало? В Закавказье, где поэт бывал ни раз, в старину говорили: " Тридцать лет человек должен учиться, тридцать лет должен путешествовать и тридцать лет - писать, рассказывать людям всё, что он увидел, узнал, понял". Есенину было отпущено в три раза меньше. Его судьба - подтверждение другого старого изречения: "Жизнь ценится не за длину". "Ведь я мог дать не то, что дал" ,- признавался поэт незадолго до гибели. Но и то, что он дал, это целый мир. Он живет, движется, переливается всеми цветами радуги. Это задушевная песнь о великом и вечном - о любви к родине. 2. Знакомство с биографией поэта: сообщения учеников. Сергей Александрович Есенин родился 3 октября 1895 года в селе Константиново Рязанской губернии, в крестьянской семье. "В нашем Константинове не было ничего примечательного. Это было тихое, чистое, утопающее в садах село: Раздольны, красивы наши заливные луга. Вокруг такая ширь. Вдали, в дымке. Синеют леса, воздух чист и прозрачен. Детство поэта прошло у родителей матери. Среди мальчишек всегда был коноводом и большим драчуном и ходил всегда в царапинах. Эти воспоминания нашли и поэтическое отражение в его творчестве.
С детства поэта окружала родная природа, с её первыми словами он впитывал народный поэтический взгляд на мир - песни матери, сказки бабушки, мудрые присловья деда Как и все крестьянские дети , он знал нелегкий крестьянский быт. Всё это стало источником его творчества: жизнь народа, природа, народное творчество. Из автобиографии поэта: "Стихи я начал писать рано, лет десяти, но сознательное творчество отношу к 16-17-ти годам". Родина, Россия была для Сергея Есенина началом всех начал. Даже имя её он произносил с восхищением: "Россия:Какое хорошее слово:и "роса", и "сила", и "синее что-то:"
3. Знакомство с поэтическим миром поэта. - Природу России поэт всегда воспринимал чутким сердцем русского человека, очеловечивал её:
(звучит романс на стихи С.Есенина "Отговорила роща золотая"). - Русская природа как бы разделяет с поэтом радость и горе, остерегает, вселяет в него надежду, плачет над его несбывшимися мечтами. Выражение чувств через явления природы - одна из самых характерных особенностей есенинской лирики. Многие образы его стихов родились из загадок или созданы по типу загадок, то есть, в основе образа лежит скрытое сравнение, как в загадке: а) Золотою лягушкой луна распласталась на синей воде: б)
в)
4. Особенности поэзии С.Есенина. - В поэзии С.Есенина можно отметить 3 главных цвета: алый, синий, золотой. Синий и голубой - символ устремленности к небу, т.е. к чему-то недосягаемому; алый - цвет любви, горения; золотой - изначальный цвет. IV. Анализ стихотворения "Белая береза". Выразительное чтение стихотворения учителем. Анализ стихотворения. А) Какие чувства возникли у вас после прослушивания стихотворении? (красоты березы, восторжение ею, любви к природе:) Б) А почему вы решили, что о красоте? (т.к. автор описывает берёзу:, говорит какая она:) В) При помощи чего поэт показывает красоту березы? (при помощи художественных средств) Г) Найдите ключевые слова, при помощи которых автор описывает дерево. - "белая береза" - эпитет; - Да, одним из ключевых слов стихотворения является определение "белая". - Что значит "белая"? (чистая, это ощущение радости, света:) Белый цвет в старину отождествляли с божественным, он означал причастность к Богу: белый ангел, белые ризы, белые одежды святых. Образ белой березы вызывает ощущение радости, сияющего света, чистоты, начала новой жизни. - принакрылась - олицетворение; - Какое возникает при этом ощущение? (одушевленности:) - Слово "принакрылась" создает ощущение одушевленности образа березы, которая предстает живой, одухотворенно, во многом похожей на женщину. В одном ее движении угадывается и желание быть красивой. И стремление упрятать, сберечь то, что таится внутри. И попытка сохранить то очарование, что излучает она - легкая, изящная, ослепляющая белизной. - пушисты ветки - эпитет - снежною каймой - эпитет - белой бахромой - эпитет - На что они указывают и что выражают? Только зоркий взгляд поэта-живописца смог передать это скрытое движение жизни. - точно серебром - сравнение - Какой смысл оно несет в себе? Это сравнение получает несколько значений: необычной красоты, драгоценного одеяния. - под моим окном - На что указывает эта фраза? Личная сопричастность происходящего поэту чувствуется в строке "под моим окном". Он не просто восхищен необыкновенно красивой картиной природы, но и, пристально вглядываясь в открывшееся взору чудо, делает неожиданные открытия. - заря обходит - олицетворение - Какой она показана? Каково её значение в строфе и во всем стихотворении? В последней строфе главная роль отведена заре. Особая роль зари подчеркнута союзом а, который выделяет ее и включает в общее движение жизни. В ней сочетаются степенность, величавость. Она заботится о березе, как мать, благословляющая свою дочь. V. Выводы, итоги урока. - Какой нам показал березу поэт? (Береза предстает самым прекрасным и дорогим деревом. Она как будто находится в центре мира.) Береза - самое любимое дерево русского народа и " одно из почитаемых у славян деревьев". Ей посвящено много народных песен, с нею связывались надежды на исцеление от болезней. - Какие краски, цвета использует автор в произведении? - Какое значение имеют художественные средства в этом тексте? - Какова основная мысль стихотворения? VI. Творческая работа. - Опишите берёзу на представленных вам картинах. VII. Домашнее задание. Анализ стихотворения "Топи да болота:" Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |