Преподавание литературы Интегрированный урок (история + литература) в 11-м классе "Три цвета гражданской войны. Гражданская война: правомерны ли стереотипы?"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1969 Юрочкина Ольга Владимировна, учитель истории, обществознания и права; Никитина Эльмира Талгатовна, учитель Цели:
Задачи:
Оборудование:
Предварительное задание:
Индивидуальное задание: Подготовить сообщения «Покушение на Ленина», «Убийство М.С. Урицкого», «Убийство В.Володарского», «Расстрел царской семьи», «Расстрелы в Царицыно», «Движение под руководством Н.И.Махно и созданная им республика «Гуляй-поле», « Крестьянское восстание в Тамбовской губернии под предводительством А.С.Антонова» Эпиграф:
ХОД УРОКА І. Организационный момент II. Актуализация (на фоне музыки) Учитель литературы:
– Строки из стихотворения М.Волошина «Потомкам» – поэтический пролог к теме нашего урока: Три цвета гражданской войны. III. Целеполагание Учитель истории: Сегодня на уроке мы должны будем проделать очень сложную и ответственную работу: постараемся выработать собственную точку зрения на одно из самых трагических событий Отечественной истории – гражданскую войну. Я сказала собственную, потому что она будет идти вразрез с тем, что возобладало в массовой печати последних лет. Для этого нужна гражданская смелость. Я думаю, нам будет под силу эта задача. IV. Повторение и закрепление пройденного материала Беседа с учащимися о причинах и периодизации гражданской войны по материалам учебника истории. (Приложение 1) Учитель истории: – Дайте определение Гражданской войны? Определение сути террора. Беседа по материалам учебника истории и произведениям художественной литературы. Составление таблицы «Красный и Белый террор». Учитель литературы: Итак, на фоне интервенции в России разворачивалась самая страшная, самая беспощадная, самая зверская война: эту войну русские вели друг с другом. В книге воспоминаний вождь Белого движения генерал Деникин писал: «На всех железных дорогах, на всех водных путях идут разбои и грабежи». Донесения с фронта говорили: «Теперь нет больше сил бороться с народом, у которого нет ни совести, ни чести. Проходящие воинские части сметают всё, уничтожают посевы, скот, птицу, разбивают казённые склады, напиваются, поджигают дома». На эту озверевшую от пьяной свободы вооружённую армейскую массу, на стихию русского крестьянского бунта опирались захватившие власть большевики. Нет ничего страшнее русского бунта. «Бессмысленный и беспощадный» – это пушкинское определение стало расхожим, много раз его повторили авторы, описывающие гражданскую войну.
– Товарищи от кого вы бежите?
Учитель истории: Общечеловеческие ценности, такие как милосердие, терпимость, гуманизм, нравственность отодвигаются на второй план, уступая принципу: «Кто не с нами, тот против нас» Страшная трагедия названная гражданской войной окрасила граждан России в два цвета: красный и белый. Страшная пропасть пролегла между отцом и сыном, брат пошёл на брата. а) Что такое террор? Учитель истории: Кто первым развязал террор установить не возможно. Но фактов, что насилие стало нормой поведения, достаточно много. Приведём же эти факты, попутно составляя таблицу. (Приложение 2) Индивидуальные сообщения учащихся: Учитель истории: Обратимся к документам. Прочитайте источники и сравните их (Приложение 3). Учитель литературы: Как описывает А.Толстой начало «Красного» террора в романе «Хождение по мукам»? Учитель истории: Каковы основные направления деятельности советского руководства в годы гражданской войны? Сделайте вывод о силе и слабости красных. Учитель истории: Из приказа «№564 генерала Майковского от 9.09.1919 года: «В каждой деревне района восстания подробно обыскивать захваченных с оружием в руках, как врагов расстреливать на месте» Учитель литературы: 26 революционных деятелей Бакинской коммуны были арестованы контрреволюционным правительством «Диктатура Центрокаспия» и расстреляны 20.09.1918г. в Закаспии. Давайте с вами вспомним, как это событие отразил С.Есенин. Это убийство взволновало С.Есенина, и он написал «Балладу о двадцати шести» (Приложение 4). Индивидуальные сообщения учащихся а) Покушение на В.И. Ленина. Учитель истории: Обратимся к документам. Прочитайте источники и сравните их (Приложение 3). Отберите факты, представляющие и конкретизирующие политическую программу белых. Песня А.Малинин. «Кладбище Сен-Женевьев» Учитель литературы: Вспомните историю, описанную в романе Б.Пастернака «Доктор Живаго». Как Б.Пастернак в этом маленьком эпизоде показывает уничтожение личности кровавой войной. Прочитайте, пожалуйста (Приложение 5). Учитель литературы: Война оказала разрушительное воздействие на психику людей. Погибли и эмигрировали миллионы людей интеллектуального, творческого труда. Был подорван генетический фонд нации. Война стала трагедией для русской интеллигенции, которая искала в революции правду и истину, а столкнулась с террором, понесла огромные потери. В результате потерь на фронтах «красного» и «белого» террора, голода и болезней страна потеряла более 8млн. человек, из них около 2 млн. – почти вся политическая, финансово-промышленная элита, в меньшей мере научно-художественная элита дореволюционной России, часть которой оказалась в эмиграции.
– Все достойны памяти, а не забвения. Учитель истории. Индивидуальные сообщения учащихся: a) Сообщение о Махио VI Рефлексия Задание: 1.Сформулируйте ваше мнение об уроке, ваши пожелания. VII Итог урока Учитель литературы: М.Цветаева
– Посмотрите ребята, с какой болью и точностью описывает поэтесса Россию в Гражданской войне. Учитель истории: – Была ли возможность избежать этой братоубийственной войны? Учитель истории: Таким образом, история Гражданской войны, отгремевшей более 80 лет назад в кровавых боях, в наши дни, превращается в поле битвы – битвы идей и концепций. Домашнее задание Учитель литературы: Я предлагаю вам написать эссе на тему «Итоги Гражданской войны», эпиграфом к сочинению можете взять слова М.Волошина:
Учитель истории: Завершая работу по теме «Гражданская война в России» я предлагаю вам работу над проектом. Представьте, что вас как специалистов-историков, исследующих тему гражданской войны, пригласили принять участие в разработке проекта памятника участникам гражданской войны. Каким бы вы хотели его видеть. Использованная литература: 1. История России XX-XXI в. 11 класс: Поурочное планирование по учебнику А.А.Левандовского, Ю.А.Щетинова / Авт.-сост. Т.А.Корнева.– Волгоград: Учитель, 2005г. – 268с. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |