Преподавание литературы Внеурочная деятельность учителя литературы и русского языка в рамках концепции развития интеллектуального и творческого потенциала всех участников учебно-воспитательного процессаNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 759 Стенько Наталья Александровна, учитель литературы Предметная неделя по необычному сценарию. Внеклассная работа по литературе и русскому языку – важное звено учебно-воспитательной работы в гимназии. Значительное место в общей системе внеклассной работы принадлежит деятельности Клуба любителей русской словесности. Она способствует укреплению знаний по предмету, стимулирует развитие творческих способностей учащихся, подготавливает их к самостоятельной научно-исследовательской работе. Как правило, итогом внеклассной работы является проведение в гимназии Предметной Недели. Тематика ее может быть самой разнообразной. Предлагаем План проведения Недели Русского языка и литературы и творческий отчет руководителя МО в виде Презентации в Power Point. Попробуем вовлечь в общую работу всех учеников школы. Цели Прежде всего, бесспорно, нужно подумать, для чего, с какой целью эта Неделя проводится. Приведенный ниже способ стоит использовать при следующих целях: – развитие интереса к изучаемому предмету; – развитие интеллектуального и творческого потенциала учащихся; – развитие коммуникативных навыков между учениками разных возрастов. Кроме этих целей, данный способ позволяет по-новому взглянуть на своих коллег, учителей других предметов, что может способствовать становлению и развитию доброжелательных отношений в педагогическом коллективе. Планирование недели. Предлагаем вашему вниманию план проведения Недели русского языка и литературы, который был воплощен в жизнь в 2006 году в нашей гимназии. Хотелось бы отметить, что план Недели составляется на заседании Клуба любителей русской словесности, и проводится учителями – словесниками совместно с учащимися- членами Клуба. По результатам проведения Недели русского языка и литературы все участники награждаются дипломами и призами, а члены Клуба проводят рефлексию (опрос), с целью выяснить, какие мероприятия особенно понравились, показались наиболее интересными, познавательными. В течение Недели в гимназии работают фотокорреспонденты, которые по завершении всех мероприятий оформляют Презентацию в Power Point. Результаты работы представлены в Презентации (Приложение 1). Неделя русского языка и литературы.План Понедельник – День рисунка (выставка рисунков и стенгазет). Принимаются иллюстрации к любым художественным произведениям от уч-ся 5-7 кл. 8-11 кл. – выпуск тематических стенгазет. Вторник – Аукцион литературных знаний “ Любви все возрасты покорны…” (Для уч-ся 8-11 кл.) Ответственные: члены клуба Любителей русской словесности (9 кл.) Среда – День Творчества (конкурс “Ода русскому языку” или “Ода Учению”, или “Ода Учителю”). Принимаются работы, написанные как в стихах, так и в прозе. Принимают участие все желающие. Встреча с Сахалинским писателем Орестом Курбатовым. (8-9 класс) Четверг – Конкурс чтецов. (К юбилею Сергея Есенина). Участвуют уч-ся 5-11 кл. Экскурсия. Посещение литературно-художественного Музея книги А.П.Чехова “Остров Сахалин” (участие в викторине музея “ С тобой, наш Чехов”). (5-9 кл.) Пятница – Аукцион знаний по русскому языку (для уч-ся 5-8 кл. проводят уч-ся 9-х кл.) Суббота – Подведение итогов конкурсов, аукционов. Награждение победителей дипломами и призами. План утверждается за 10-12 дней до начала проведения Недели. В это время начинается подготовка ко всем мероприятиям, объявляются темы творческих работ, конкурсов и аукционов. Утверждаются ответственные за проведение того или иного дня, члены жюри конкурса чтецов и рисунков. В качестве членов жюри привлекаем учителей естественно-математических дисциплин, библиотекаря, администрацию гимназии и старшеклассников. Вопросы к аукционам знаний готовят сами ребята, таким образом, в работу вовлечены практически все учащиеся гимназии среднего и старшего звена, что, безусловно, обеспечивает реализацию всех поставленных целей. Аукцион литературных знаний “Любви все возрасты покорны…” (Принять участие приглашаются учащиеся 8–11 классов и все желающие педагоги). Кому посвящены эти строки? 1. Я помню чудное мгновенье: 2. Я вас любил; любовь ещё, быть может, в душе моей угасла не совсем...(А. Пушкин, Анне Алексеевне Олениной) 3. Исполнились мои желания. 4. Я красивых таких не видел... (С. Есенин, сестре Шуре) 5. Я встретил Вас – и всё былое. 6. И хоть жизнь без тебя суждено мне влачить, Назовите авторов следующих строк: 1. О, как убийственно мы любим, 2. Я тебе ничего не скажу, 3. Среди миров, в мерцании светил 4. О, как на склоне наших лет 5. Любить иных тяжёлый крест, 6. Чем меньше женщину мы любим, 7. Я вспомнил прежних лет безумную любовь, 8. Мне дорого любви моей мученье- 9. О да, любовь вольна как птица, 10. Не верят в мире многие любви Назовите авторов следующих афоризмов:
Вспомните строки, посвященные этим женщинам. Можно показать портреты А.П.Керн, Н.Н.Гончаровой, Е.Денисьевой, Л.Менделеевой и др. Назовите авторов музыки. Звучат романсы: Б.Шереметьева “Я Вас любил”, Н.Римского-Корсакова “На холмах Грузии”, М.Глинки “Я помню чудное мгновенье”, А. Шусера “Не спрашивай, зачем”, ария Ленского из оперы “Евгений Онегин” П.И. Чайковского. (Все музыкальные произведения можно прослушать на учебном диске “А.С.Пушкин в зеркале двух столетий” Познавательная коллекция. Мультимедиа энциклопедия ). Аукцион знаний по русскому языку. (Участвуют все желающие 5-7 классов) За каждый правильный ответ участник получает жетон, победитель определяется по количеству жетонов. 1. Задание. “Волшебный круг”. Сколько ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ МОЖНО ПРОЧИТАТЬ В ЭТОМ КРУГЕ? (Буквы располагаются по кругу. Читать по часовой стрелке.) Я Р М О С Т О Л Ь К О Т И К У С О К О Л О С Ь Я 2. Вопросы о происхождении слов. Из какого языка в русский язык пришли следующие слова: Бульон (французский) 3. Вопросы об устаревших словах. Что означают эти слова: 4. Что обозначают в русском языке заимствованные слова:
5. Вспомните и назовите слова, состоящие из двух букв. Это могут быть существительные, прилагательные или глаголы. Не принимаются местоимения, междометия, союзы и предлоги. (Например: юг, яд, яр, ад, ус, ал -кр. прил от алый, ел, и т.д.) 6. Назовите слова, в которых две приставки и два суффикса. (Например, необдуманный) 7. Произнеси словами числительные: К 518 + 242 От 263 – 75 К 359 +923 От 841 – 136 С 678 рублями С 849 рублями 8. Назовите основу в следующих предложениях: А) Встречающие вышли на перрон. По итогам аукциона определяется победитель, которому будет вручен диплом во время подведения итогов Недели (на торжественной линейке), все участники аукциона могут обменять свои жетоны на подарки в Чудо – лавке, где представлены книги о русском языке, словари, ручки, блокноты и т.д. Каждая вещь имеет свою цену в жетонах (например, книга – 10 жетонов, блокнот – 5 жетонов и т.д.). Таким образом, мы видим, что план Недели дает возможность каждому ученику проявить себя, стать художником, чтецом, поэтом, ведущим конкурса или членом жюри, встретиться с поэтом и задать ему свои вопросы, посетить музей и поучаствовать в викторине. Происходит активизация мотивации в индивидуальной и коллективной деятельности, развивается самостоятельность, формируются межличностные коммуникации. Во время Предметной Недели учителя – словесники проводят нетрадиционные, интегрированные уроки литературы и русского языка, ориентированные на максимальное раскрытие творческих и интеллектуальных возможностей каждого ученика. Творчество приводит к раскрепощению личности, умению ориентироваться в обществе и найти свое место в жизни, быть нужным и полезным людям, а это и есть главный результат нашей работы. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |