Преподавание литературы Урок литературы с использованием компьютерных технологий по теме: "Взгляд в прошлое из нашего настоящего"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 934 Глумова Светлана Александровна, учитель русского языка и литературы Цель: -Познакомиться с поэмой М. Ю Лермонтова “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова” Оборудование: портрет М.Ю.Лермонтова Иллюстрации к поэме “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”В.М.Васнецова, И.Я.Билибина. Теория литературы: литературный конфликт Ход урока. I Эпиграф к урок Лермонтов - то явление в поэзии, Слово учителя. Великий поэт Лермонтов любил Россию, любил Москву… “Кто никогда не был на вершине Ивана Великого, кому никогда не случалось окинуть одним взглядом всю нашу древнюю столицу с конца в конец… тот не имеет понятия о Москве, ибо Москва не есть обыкновенный город, каких тысяча… у нее есть своя душа, своя жизнь. ’’-так начинался очерк ‘Панорама Москвы’, написанный неким юнкером во время обучения в школе гвардейских прапорщиков. Словно с высоты птичьего полета, смотрит он на Москву: вот видит‘‘… Бесчисленные купола церкви Василия Блаженного… Мрачная наружность храма наводит на душу какое-то уныние; кажется, видишь перед собою самого Ивана Грозного.” Приложение 1 Этот очерк так и не увидел свет, а остался лежать в архиве юнкера лейб-гусарского полка, которому суждено было стать великим поэтом Михаилом Лермонтовым. Недолгую жизнь отвела ему судьба, но через все свои скитания пронес он удивительный образ, образ Москвы, который открылся ему еще в юности с колокольни Ивана Великого, образ русской истории. “Может быть, написать поэму из русской истории? Эта мысль все чаще и чаще посещала поэта. Он перечитывает былины, песни, обращается к “Истории государства Российского” Так ему хочется найти свою песню ,свой сюжет. Так рождается удивительный образ Москвы на страницах “ Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова” II. Беседа. Ребята, вы обратили внимание, что в заглавии указаны 2 имени, а третьего нет? Кто лирический повествователь в этой поэме? (Гусляры, которые исполняют песни на старинный лад, под гуслярный звон) Почему М.Ю.Лермонтов передал свое право рассказать эту лирическую историю гуслярам? Что он этим хотел подчеркнуть? (Произведение и по форме, и по содержанию близко народному сознанию, гусляры высказывают народную оценку) Теория литературы. Вспомните, что такое литературный конфликт? (Литературный конфликт-столкновение характеров и обстоятельств, взглядов и принципов, положенное в основу действия) Каков конфликт этого произведения? Кто с кем сталкивается? Приложение 2 Царь Иван Васильевич – опричник Кирибеевич – купец Калашников. Какие проблемы ставит М.Ю.Лермонтов в поэме, какие острые вопросы его волновали? Приложение 3 Проблемы
Какой главный конфликт в произведении? (Власти и человека) Много ли было таких людей вокруг Ивана Васильевича, как Кирибеевич? (Много) А таких, как купец Калашников? Снова возвращаемся к заглавию. Так почему Лермонтов уже в заглавии называет два имени и не называет Кирибеевича, только “молодой опричник”? Сделаем вывод: главный конфликт в поэме – между царем –тираном и свободным человеком – купцом Калашниковым. Работа в группах. 1 группа. Работает над вопросами: Чем знаменит был царь Иван IV? Почему он прозван Грозный? Как показан в поэме? 2 группа. Работает над вопросами: Кто такие опричники? Рассказать о Кирибеевиче. 3 группа Работает над вопросом: Каким предстает перед нами купец Калашников, который живет в Москве ХVIвека? Приложение 4, Приложение 5 Обсуждение вопросов в группах. Ответ 1 группы: Царь Иван Васильевич Грозный (ИванIV) стал великим князем московским в 1533г. В 1547г. он принял царский титул, сделавшись таким образом, русским царем. Во времена Ивана Грозного жили не по закону, а жили по царской прихоти, воле, по царскому произволу. Захочет царь-казнит; захочет царь - помилует. Вот таким и изобразил М.Ю.Лермонтов в “Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”царя: -вспыльчивым; действующим по своему произволу. По своей царской прихоти он жалует жену и детей Калашникова из своей царской казны; а братьев его одаряет правом торговать безданно, безпошлинно по всей Руси. И по своему усмотрению без суда, без закона лютой смертью казнил он Степана Калашникова. М.Ю.Лермонтов правдоподобно создает характер деспота и характер эпохи. Ответ 2 группы: Иван Грозный окружил себя так называемыми служилыми людьми. Происходили из дворян. Делали, что хотели. Все боялись государевых слуг. Опричники творили беззакония, и никто не смел на них жаловаться. Кирибеевич искренне любит Алену Дмитриевну, но нанести оскорбление дому Калашникова он осмелился лишь потому, что опричнику все должно сойти с рук безнаказанно. Кирибеевич не ждал, что Калашников осмелится отомстить ему. Вот почему Опричник побледнел в лице, Ответ 3 группы: М.Ю.Лермонтов рассказал о трагической судьбе человека. Тяжкая кара постигает Калашникова, который вышел защитить честь семьи. Когда говорит автор о Калашникове, то употребляет эпитеты: -удалой; Сильно разгневался царь и спрашивает: Вольной волею или нехотя ты убил насмерть моего верного слугу; моего верного бойца. Может быть, царь и помиловал, если бы Калашников упал ему в ноги, просил бы у него прощения, солгал бы. Но в том то и сила Калашникова, что он не боится ни царева опричника, ни самого царя и смело признается: Я убил его вольной волею, А за что, про что не скажу тебе, а скажу только Богу единому. Стойкий и независимый человек. Он не признает власти царя. Царь посылает Калашникова на плаху. Об обиде своей не сказал никому, кроме братьев. Беседа. А откуда мы знаем? (Народ знает. Народ знает всегда правду. Правда остается в песне) Ребята, вы обратили внимание, что с самого начала поэмы (в 1 главе)автор нам подсказывает, что произойдут трагические события.(При помощи чего?) Пейзаж. 1 глава Не сияет на небе солнце красное, Не любуются им тучки синие. (отрицательное сравнение, параллелизм) Не – это ключ ко всей поэме. Будет беда. 2 глава. За Кремлем горит заря туманная. (Пейзаж-созвучие) 3 глава Над Москвой великой, златоглавой, (Пейзаж- контраст) Да, здесь необыкновенно красочно, выразительно, ярко показан рассвет. Вывод: М.Ю.Лермонтов заставлял читателя задуматься о судьбе человека в бесправном обществе. Д/З Найдите приемы народной поэзии, используемые М.Ю. Лермонтовым в “Песне…”. Определите их, сгруппируйте и приведите примеры.
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |