Преподавание литературы Урок литературы в 9-м классе по теме: "Диалог о литературе XX века. Художественный мир в поэзии Василия Федорова. Восприятие, анализ, оценка стихотворения "Прощай, село!"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1352 Бабенко Любовь Петровна, учитель русского языка, литературы, МХК Цели урока: активизация познавательной и творческой деятельности обучающихся через ознакомление с художественным миром поэта Кузбасса и восприятие, анализ, оценку стихотворения “Прощай, село!” Василия Федорова. Задачи урока:
Тип урока: урок-диалог. Оборудование: портрет поэта, выставка произведений “Послесловие к юбилею”, выставка творческих работ учащихся о жизни и творчестве поэта, выставка книг, критических материалов о творчестве поэта; музыкальный эпиграф к уроку: песня “Родительский двор” на слова В.Конькова, музыка кемеровского композитора В.Пипекина. Методические приемы: аналитическая беседа, краткие сообщения учащихся, выразительное чтение стихотворений наизусть с элементами комментария; диалог о литературоведческих и смысловых особенностях поэтического произведения, обобщающие монологи-размышления учащихся о художественном мире поэта, цитирование публицистических материалов о творчестве Федорова; решение тестовых задач. Ход урока I. Вступительное слово учителя. 1. (Звучит тихая мелодия. Проекция слайда с изображением пейзажей Кузбасса. Звучит запись из воспоминаний поэта.) “Я люблю мою Россию. Люблю не только за воспоминания детства с речкой в золотых песках, с озером в кувшинках, с лугами в травах и цветах. Люблю не только за память юности с первым свиданием и первым поцелуем, но и за то, что она, добрая и требовательная, научила меня труду: научила пахать, ковать железо, управлять самолетом. Она учит меня быть ее поэтом”. 2. Сообщение темы, целей урока. Сегодня нам предстоит вести диалог о литературе ХХ века, о художественном мире поэзии Василия Федорова. Восприятие, анализ, оценка стихотворения “Прощай, село!” потребует от вас определённых умений анализировать и интерпретировать поэтический текст; в процессе общения мы будем развивать литературоведческие навыки художественного чтения лирического произведения. Мне бы очень хотелось, чтобы приобщение к поэзии родного края способствовало формированию ваших нравственно-патриотических убеждений. II. Аналитическая беседа. Сегодня нам предстоит почувствовать яркое своеобразие поэзии на примере творчества известного поэта Кузбасса Василия Дмитриевича Фёдорова. Обратите внимание на выставку, посвященную творческому наследию поэта. Всматриваюсь в портрет и думаю: какой поэтической силой обладал этот человек!?
III. Проверка индивидуального домашнего задания. Из сообщений учащихся. 1. Краткий комментарий – цитирование статьи “Отдам народу сердце” исследователя творчества, друга, поэта Валентина Волкова. Приложение 3. 2. Художественный мир и особенности поэзии В.Д.Фёдорова. Творческий проект учащихся о жизни и творчестве В.Федорова с использованием публицистических материалов, поэтических зарисовок о родине, представление автора. Поэзия В.Фёдорова - своеобразный, огромный мир. Произведения поэта поражают напряженностью чувства, силой, энергией. О чём бы он ни писал: о внутренних переживаниях, родине, любви или смерти,- порыв его мысли всегда безудержен и глубок. Его лирика учит глубокому элегичному восприятию природы. Он писал о цене успеха, о вине перед землей, о неизбежной утрате “чувства первичности”. Красота и сила – конфликт этот не раз повторился в стихах. Мотив вины перед природой с особой интонацией звучит во многих произведениях Фёдорова: в поэме “Седьмое небо”, “Проданная Венера”, “Марьевские звезды”. Родная Марьевка, где вырос поэт, - источник просветления. В стихотворениях о ней нет никакой отвлеченности. Справедливо поэзия оценена критиками как философская. Но и здесь встреча с родной деревней вызывает в лирическом герое не восторг, а стеснение сердца, чувство вины:
Смирение, покаяние способствовали рождению исповедальной лирики. В поэзии нельзя не заметить трагических мотивов. Эстетическая позиция поэта – “соприродность”. Она-то и видна в теме любви к родному краю. Поэт хорошо знает идеалы своего поколения. Как человек, гражданин, он гордится, что принадлежит к этому поколению, но искренне страдает и негодует, когда видит подлость и трусость. Поэзия Фёдорова начинается в народных истоках. Воспевает поэт и любовь земную, естественную, одухотворенную высоким нравственным идеалом:
Мотивы лирики Фёдорова всегда актуальны и современны. 3. Мотив родины в творчестве поэта. “Русь. Россия. В этих звуках есть что-то от рассвета, от вольного степного ветра, от шума тайги с посвистом птиц, от весёлого всплеска волны на реках и озёрах, от рокота синих морей и океанов”,- говорил В.Федоров. В его творчестве тема родства с землей, единства с родиной занимает важное место. Строки, посвященные этой теме, являются высокими критериями добра и зла, человеческого благородства, подлинной красоты. Мы помним сокровенные слова Сергея Есенина: “Нет поэта без Родины”. У В.Фёдорова особое видение земли: здесь звучит нечто живое, конкретное, а не отвлеченное и пустое. Любовь поэта – это пламенное чувство к своему народу с его трудной судьбой. Родина и природа в поэзии тесно связаны между собой. Вместе они создают то могучее и светлое чувство любви к родной земле, которое наполняет всю поэзию Фёдорова, все его произведения. IV. Работа с текстами произведений. Задание: найдите строки, передающие патриотические чувства лирического героя и отражающие авторскую позицию. / Лексика темы “родина” в поэзии В.Федорова представлена многопланово. Образ Родины выражен неким поэтическим обобщением, тематическим рядом имен существительных с элегическими эпитетами: 1. “Здравствуй, милый, кедрово-березовый край!” 2. “Свет-Марьевка! 3.
4.
V. Восприятие, анализ, оценка стихотворения “Прощай, село!”. В его поэзии отразился целый мир. Неповторимым и всеобъемлющим образом предстаёт в поэзии В.Фёдорова его родная Марьевка. 1. Из истории создания стихотворения. Начав свой литературный путь, Фёдоров обращается к воспоминаниям о своём прошлом, о тяжелых тридцатых годах, когда он вместе с другими земляками был призван из родной и милой сердцу Марьевки в город. Уезжая на поиски лучшей жизни в город, поэт чувствовал, что пришло время сказать: “Прощай, село!” Оно было написано на основе воспоминаний о селе в 1942 году. “Ярко освещенная эстрада, и в центре ее — высокий, красивый в своем строгом черном костюме и светлом галстуке, седоволосый Федоров, вчерашний колхозник из сибирской деревни Марьевки, вчерашний рабочий военного завода, вчерашний студент Литературного института им. Горького, а ныне превозмогший все несовершенство быта и образования известный поэт всея Руси”. (Валентин Волков “Отдам народу сердце”) 2. Выразительное чтение стихотворения “Прощай, село!” наизусть. Приложение 1. 3. Примерный план анализа лирического произведения
Элементы материальной и духовной жизни представлены в образах: Село, люди, время, года, имя, страну, в твоих чертах, в груди… Лейтмотив произведения помогают раскрыть сквозные образы: “простор зеленых пашен; прощальный час судьбы; история страны, прославленная людьми; немеркнущее имя Родины…”/ В каждой из строк – неповторимость чувства, полнота и истинная поэтичность переживаний лирического героя. Как источник и основа выступают изобразительные детали и художественные зарисовки, столь сильные у Фёдорова. Так появляются контрастные словесные образы: В прощальный час торжественно налей… Суровый признак… невянущая свежесть Прощай….. я счастья не отдам Прославленных другими….он – марьевский Интересно отметить ряд ассоциаций: “зеленых пашен” – хлебное поле как символ родины, жизни; “дикий хмель” - очарованность красотой и просторами родных мест; “суровый признак” - климат Кузбасса; “лесов невянущая свежесть”- символ вечной памяти; “немеркнущее имя” - слава, традиции, история родной страны.
/ Употребление традиционных поэтизмов с элегическими эпитетами: Прощальный час, зелёных пашен, немеркнущее имя…
Произведение лирично и выразительно. Употребление метафоричных сочетаний придают эмоциональность и возвышенность стихотворению: “ Я сын твоих полей… В моей груди всё время будет цвесть… Но никому я счастья не отдам… Нести твоё немеркнущее имя… Он - марьевский и поступью, и родом. Особую смысловую нагрузку несут олицетворения: “Прощай, село!”, “Промчится время…”, ”дикий хмель”. Некоторые композиционные приемы: пейзаж, деталь портрета, бытовая деталь, образ-символ, диалог, монолог, звуки, звукопись, цветовая гамма, свет, музыкальность, традиционные элементы композиции и т. д. / Автор использует диалог, подчеркивающий принадлежность народу/. Синтаксис: многоточие, восклицания, риторические вопросы, способ стихосложения. / Некую торжественность придают образу восклицания и риторические вопросы/. Мелодичность строк подчеркивается формой ямба. Всё произведение динамично. Смысл названия стихотворения. Адресат поэтического послания. Если возможно – идея стихотворения. Значение стихотворения для его современников, для сегодняшнего читателя. Общечеловеческая значимость стихотворения. “Он свои стихи пишет весело, хотя темы иногда и мрачные. Вы точно уловили его марьевское настроение. Именно “пропитываю красками опустошенные глаза”. А вот мне там жить, в Марьевке, грустно и непривычно. Душа моя кричит о моей Успенке, которая как раз на половине пути к Марьевке. И все лето идет между нами разлад из-за моих стремлений с Назаркиной горы в Успенку”, - пишет Волков. В каждой из строк предстаёт образ нашего края – Кузбасса, его величие и красота. В одной из статей было написано: “Чувство Родины воспринимается поэтом как возрождение, как пробуждение всего самого прекрасного в человеке…” VI. Обобщение материала. Общечеловеческая значимость творчества В.Фёдорова. Каждое произведение поэта стало событием в поэзии ХХ века. Мастерство В.Фёдорова свидетельствует о его неисчерпаемом роднике высокой нравственной силы. Вбирая все сложности тревожного времени, мы открываем для себя силу его поэтического слова. Борьба за счастье и красоту продолжается, и популярность поэзии Василия Дмитриевича Фёдорова – это уже её завоевание. VII. Чтение наизусть стихотворения В.Анохина, которое стало поэтическим памятником кузбасскому поэту В.Фёдорову. Приложение 2. VIII. Контроль за восприятием материала урока. Тест по лирике В.Фёдорова. 1. Какой награды был удостоен В.Фёдоров за лирическую поэзию? а) Ленинская премия в области литературы;
2. Какие мотивы преобладают в лирике поэта?
3. Назовите черты, характерные стихотворению “Прощай, село!”
4. Какие произведения принадлежат перу Фёдорова?
5. Назовите место рождения поэта:
6. Начало одного из мальчишеских стихотворений В.Фёдорова: “На дикой поляне росла одиноко берёза с кудрявой главой…” написано под воздействием строк одного из русских поэтов. Назовите его имя и строки стих-я.
7. Какой художественный приём использован в строках?
8. Восстановите пропущенные слова в строчках:
9. Какие слова относятся к творчеству В.Фёдорова?
10. Какие статьи посвящены творчеству В.Фёдорова?
IX. Подведение итогов урока. Оценки. Домашнее задание. Учащиеся получают творческое задание: проанализировать любое понравившееся, но не прозвучавшее на уроке стихотворение. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |