Преподавание литературы Заключительный урок по творчеству В.Шекспира по литературе (МХК) в 9(10)-м классе "Шекспир — одно из чудес света, которым не перестаешь удивляться…"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 2105 Вишнякова Юлия Артуровна, учитель русского языка и литературы
Предварительная работа:
Возможно проведение данного урока как интегрированного (литература/МХК + английский язык). Урок рассчитан на два часа. Цели урока:
Эпиграф:
Ход урокаВ ходе урока используется презентация. (Приложение 1) 1. Вступительное слово учителя: Мы с вами на предыдущих уроках познакомились с творчеством великого английского драматурга и поэта эпохи Возрождения. Сегодня мы поговорим о значении его творчества и влиянии, оказанном им на русскую и мировую культуру. Влияние образов, созданных Шекспиром, на мировую литературу и культуру, в том числе русскую, сложно переоценить. Гамлет, Макбет, король Лир, Ромео и Джульетта – эти имена давно уже стали нарицательными. Их используют не только в художественных произведениях, но и в обычной речи как обозначение какого-либо человеческого типа. Для нас Отелло – ревнивец, Лир – родитель, обездоленный наследниками, которых он сам и облагодетельствовал, а Гамлет – личность, которую разрывают внутренние противоречия. Шекспировские образы оказали огромное влияние и на русскую литературу XIX века. К пьесам английского драматурга обращались И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов и другие писатели. В XX веке усилился интерес к внутреннему миру человека и мотивы и герои шекспировских произведений вновь волновали поэтов. Мы находим их у М. Цветаевой, Б. Пастернака, В. Высоцкого. 2. Учитель английского языка говорит о значении творчества Шекспира для английской литературы, о важности чтения произведений мировой классики на языке подлинника. 3. Учащиеся рассказывают биографию Шекспира (если урок интегрированный – на английском языке). W. Shakespear.
4. Давайте посмотрим, как творил Шекспир. Просмотр видеофрагмента х/ф «Влюбленный Шекспир». 5. Учитель литературы проводит тест по основным биографическим данным о Шекспире (или учащиеся рассказывают биографию Шекспира на русском языке).
6. Беседа об основных этапах творчества Шекспира (на первом этапе драматург создает комедии, на втором – трагедии, на третьем – исторические хроники). Какие комедии Шекспира вам известны? Назовите запомнившихся вам героев? Чем они вам запомнились? 7. Беседа о трагедиях Шекспира. В чем особенность трагедий Шекспира? Какие трагедии Шекспира вам известны? Что вы знаете об истории сюжета «Ромео и Джульетты»? 8. Инсценирование отрывка из трагедии «Ромео и Джульетта» (сцена у балкона) или просмотр видеофрагмента х/ф «Ромео и Джульетта» (режиссёр Ф. Дзеффирелли). Конец трагедии вам известен. Может ли возникнуть сейчас такая ситуация? Такая любовь? «Ромео и Джульетта» – самая светлая трагедия Шекспира. Почему? 9. Беседа о трагедии «Гамлет». Давайте обратимся теперь к трагедии «Гамлет». Она самая сложная трагедия драматурга. В какой период творчества Шекспира она была создана? ( Тогда, когда драматург начинает сомневаться в идеалах гуманистов эпохи Возрождения). В каком сонете Шекспира это отражено? Правильно, в 66. Чтение сонета. По мнению литературоведов, этот сонет наиболее близкий по мыслям к знаменитому монологу Гамлета "Быть или не быть..." 66-й сонет приобрел особую известность и стал знаменитым; он переведен на многие языки, наверное, потому что он понятен людям во все времена, ведь в нем говорится о том, как прожить жизнь и сохраниться как личности.
Как в сонете, на ваш взгляд, отражено мировоззрение Шекспира? Откуда Шекспир заимствовал сюжет трагедии? Почему он обратился к этому сюжету? Как вы считаете, сильный или слабый человек Гамлет? Способен ли он на самопожертвование? Пылок он или холоден? Что заставляет Гамлета медлить с исполнением долга, мести? Является ли это промедление бездействием? Любил ли Гамлет Офелию? 10. Вот как отвечает на этот вопрос М. Цветаева. В 1928 году по впечатлениям от прочтения шекспировского "Гамлета" М. Цветаева пишет три стихотворения: "Офелия – Гамлету", "Офелия в защиту королевы" и "Диалог Гамлета с совестью". Чтение стихотворения М. Цветаевой «Диалог Гамлета с совестью».
В стихотворении обыгрывается знаменитая фраза Гамлета:
Решает ли М. Цветаева вопрос, любил Гамлет Офелию или нет? Сам лирический герой в её стихотворении остается в сомнениях по поводу собственных чувств: по мере дальнейших размышлений полная уверенность в своей любви постепенно переходит от однозначного утверждения к сомнениям, а потом и к полной неуверенности. В самом конце стихотворения Гамлет вопрошает сам себя:
Стихотворение построено на основе внутреннего диалога лирического героя. Ведь именно в XX веке усилился интерес к внутреннему миру человека. Стихотворение М. Цветаевой отражает авторский взгляд на "Гамлета", авторское отношение к персонажам трагедии.[6] При этом поэтесса создает совершенно отличные от шекспировских образы и сюжеты. Как вы думаете, почему? Согласны ли вы с Мариной Цветаевой? Кто виноват в гибели Офелии? Почему Офелия сходит с ума? Что же всё-таки руководит Гамлетом: месть или идея справедливости? Чем потрясён Гамлет: смертью отца или всеобщим неустройством мира? «Всё расшаталось в Датском королевстве...» Кто Гамлет: мудрец или безумец, дитя или воин? Можно ли считать безумие Гамлета игрой? Почему он надевает маску безумца? 11. Монолог Гамлета – видеофрагмент к/ф «Гамлет» (режиссёр Ф.Дзеффирелли). Вариант: ученики читают монолог Гамлета на русском и английском языках. 12. О чём этот монолог? Какие вопросы мучают Гамлета? Как вы думаете, вечные это вопросы для человечества или это вопросы, которые люди задавали себе только в эпоху Возрождения? 13. Трагедия «Гамлет» до сих пор с успехом идет на сценах разных театров во всем мире. Одним из лучших исполнителей роли Гамлета был Владимир Высоцкий.[5] (Трагедия «Гамлет» В. Шекспир, перевод Б. Пастернака. Постановка Ю. Любимова.) Чтение стихотворения В.Высоцкого «Мой Гамлет». Каким, по вашему мнению, представляет Высоцкий Гамлета? Таким ли вы представляли датского принца? А каким? 14. Шекспир был не только драматургом, но и поэтом. В каком жанре писал Шекспир свои лирические произведения? Где и когда родился сонет? Кто из писателей средневековья писал в жанре сонета? Какие сонеты Шекспира вам понравились? Почему? 15. Чтение сонетов учащимися. (На английском языке учащиеся читают сонеты, если урок интегрированный). 16. Прослушивание сонетов Шекспира, переложенных на музыку (Д. Кобалевский, С. Никитин). 20. Итог урока: « Шекспир – одно из чудес света, которым не перестаёшь удивляться: история движется гигантскими шагами, меняется облик планеты, а людям всё ещё нужно то, что создал этот поэт, отдалённый от нас несколькими столетиями. Быт, нравы, обстоятельства, изображённые в его драмах, подчас далеки от наших, и тем не менее в том, что он изобразил, ощущается та высшая правда, какая доступна только самому высокому искусству» (А. Аникст). 22. Домашнее задание: попробовать сочинить сонет (язык выбирает учащийся) или составить тест/кроссворд по произведениям Шекспира. Источники:
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |