Преподавание литературы Формирование эстетических ориентаций учащихся на уроках русской литературыNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 905 Ягудина Роза Ильдусовна, учитель русского языка, МХК В современном обществе значительно повысились эстетические и этические требования к взаимоотношениям людей, к уровню их внутренней и внешней культуры. В жизнь россиян все глубже проникает желание жить по законам красоты. Эстетическая культура человека закладывается в детстве, в школьные годы. В школе формируются основы того отношения к искусству, литературе, красоте, плоды которого человек пожинает всю свою жизнь. Искусство правомерно считается важным средством воспитания личности. Школа должна помочь детям не только овладеть определенным запасом знаний, умений и навыков, а научить их выразить себя в этом мире, ощутить свою эстетическую и нравственную сопричастность к нему. Наши ученики - люди будущего. Они должны вырасти влюбленными в жизнь, в прекрасное, творчески устремленными к нему. Ведь человек с развитым чувством прекрасного не способен на плохие поступки, жестокость, вандализм, равнодушие. Но как окрылить, сохранить чистыми детские души в мире разгула насилия, пошлости, бескультурья, цинизма? Как спасти их от потребительского отношения к жизни, погони за пустыми развлечениями, душевной черствости, глухоты к истинному искусству? Эти проблемы стоят перед современным учителем. Наравне с родителями ребенка он является спасителем его души и ваятелем характера. Русская литература является ведущим предметом в системе нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения. Поэтому и роль этого предмета особенная: литература призвана закладывать в детях тягу к красоте, доброте, справедливости. Универсальными задачами литературного образования школьников являются приобщение их к богатствам отечественной и мировой художественной литературы, развитие художественно- творческих способностей, эстетических ориентаций, воспитание их эмоциональной отзывчивости при восприятии художественных произведений. Изучение литературы в школе всегда сопровождается обращением к другим видам искусства: музыке, живописи, театру, кино. Знание имен художников, создавших портреты писателей и иллюстрации к художественным произведениям давно является обязательным для учащихся. В современной школе отпадает принцип наглядности, но задачи “внедрения” искусства расширяются. Учитель литературы должен прежде всего помочь учащимся осознать внутреннюю логику развития литературы и искусства, вскрыть общее и особенное в их развитии на разных этапах их формирования. Идея параллельного изучения литературы и искусства в их взаимосвязях, в русле определенного художественного метода должна оставаться ведущей. Задачи, которые должен решать учитель на уроках русской литературы, можно определить следующим образом:
Уроки литературы, представляющие синтез различных видов искусства: музыки, живописи, театра, кино и искусства слова, дают возможность для самореализации учителя и ученика, развития их творчества, воображения. Это способствует эмоциональному, эстетическому развитию личности ребенка. Эмоционально настроенный, творчески раскрепощенный ученик глубже чувствует и воспринимает литературное произведение. Сопряжение различных видов искусств на уроках литературы возможно использовать в трех направлениях: 1) включение других видов искусства в литературный текст для углубления знаний об авторе произведения и характеристики образов, создания эмоционального фона повествования; 2) определение исторической, идейно-художественной, тематической связи произведений различных видов искусств; 3) участие различных видов искусств в творческом процессе писателей. Современные компьютерные технологии дают учителю возможность плодотворно использовать на уроке богатейший наглядный материал о различных видах искусств, разнообразить деятельность учащихся. На любом уроке уместен разговор о связи литературы и искусства, размышления над эстетическими понятиями. Формы проведения учебных занятий самые разнообразные: урок - заочная экскурсия, урок-праздник, презентация, путешествие, телепередача, творческая защита, презентация, нравственная проповедь, “мозговой штурм” и др. Во время изучения биографии и творчества литератора я практикую проведение уроков на темы: “Искусство в жизни писателя (поэта), “Музыка и живопись в произведении (по выбору учителя), “Мотивы творчества писателя (поэта) в искусстве” и т. д. Хочу продемонстрировать это на примере нескольких уроков. На уроке по теме “Музыка звука и музыка слова” учитель должен помочь ученикам ощутить музыкальность звука и слова. Музыка имеет много общего с поэзией. Они говорят об одних и тех же жизненных явлениях, но через свои неповторимые художественные приемы; основой их содержания являются чувства, переживания, состояние души человека и природы. Поэтому только музыка и литература способны выразить и отразить настроения, эмоции человека во всем их разнообразии. Чтобы продемонстрировать это, использую такие музыкальные произведения, как: “Бабочки” Э.Грига, “Времена года” П.Чайковского, “Пастораль” Г.Свиридова, “Полет шмеля” Н. Римского-Корсакова. На фоне чарующей душу музыки звучат бессмертные стихи Ф.Тютчева, А.Блока А.Фета, Б.Пастернака, С.Есенина, М.Цветаевой и др. Обращение к искусству при изучении литературного произведения порой способно сотворить чудо. Внешне кажущееся скучным, неинтересным для современного читателя произведение классической литературы начинает восприниматься учащимися совсем иначе. Так знакомство школьников с романом А.М.Горького “Мать” я связала с музыкой и определила тему урока “Музыка в романе А.М. Горького “Мать”. Такой подход к изучению произведения требует от учащихся вдумчивого, внимательного, творческого чтения, в ходе которого они должны подметить важные детали повествования: “музыку” будней и праздников рабочей слободки, музыку в жизни русской женщины-матери (Ниловны), “особенные песни” (революционные марши), которые пели Павел Власов и его соратники по борьбе, классическую музыку в жизни русских интеллигентов. На уроке звучат произведения Э.Грига ( “Концерт ля-минор № 16”), марши “Марсельеза”, Интернационал”, “Вы жертвою пали в борьбе роковой”, сюита Г.Свиридова к кинофильму “Время, вперед”, русская народная песня “То не ветер ветку клонит”. Компьютерная презентация, подготовленная самими учащимися, помогает узнать о произведениях живописи, отражающих эпоху подготовки революции 1917 года: В.Иогансона “На старом уральском заводе”, Э.Козлова “Призыв”, И.Сидельникова “Рузаевка, 1905 год”, В.Орешина “Маевка”, Налбандяна “Аппассионата”,В.Коржева “Поднимающий знамя”и др. Союз литературы, музыки, живописи, кино облегчают учащимся восприятие и понимание сложных философских и психологических художественных произведений , позволяют значительно расширить познавательный и эстетический кругозор. Большой образовательный, развивающий и воспитательный эффект имеют уроки и внеклассные мероприятия обобщающего характера. Итогом изучения темы “Человек и природа в современной русской литературе” в 11 классе может стать интегрированный урок- прозренье “Окунись, душа, в чистую волну!”, посвященный теме воды в жизни человека, литературе, искусстве и науке. Урок целесообразно проводить совместно с учителями биологии, обществознания, музыки и химии. Кроме научных сведений о свойствах воды, ее значимости в повседневной жизни человека, на уроке звучат любимые отрывки из литературных произведений (А.Пушкина, В.Жуковского, Н.Некрасова, Н.Гоголя, Ф.Тютчева, Л.Толстого, Н.Рубцова, Б.Пастернака, А.Твардовского, М.Шолохова, В.Фирсова, Р.Рождественского и др.) Ученики готовят литературно-творческие работы о теме воды в творчестве русских литераторов, живописцев, композиторов, проекты по экологическому оздоровлению природы родного края, представляют свои компьютерные презентации: “Вода - всему голова”, “Вода в русской живописи”, “Образ воды в музыке”, “О чем скорбишь, мое село?”, “Плач родной речки”, подбирают песни, посвященные изучаемой теме. На уроке звучит музыка лесного ручья и шум морского прибоя, П. Чайковского “Октябрь”, “Осенняя песня”, ноктюрны Шопена, русские народные песни и произведения современных авторов. Подобные уроки, построенные на диалоге разных видов искусств, способствует формированию у детей правильных эстетических ориентаций, понимания смысла прекрасного в жизни и искусстве, обогащает их внутренний мир, очищает душу. Ведь задача учителя - разбудить в своих учениках живое, цельное эстетическое чувство, желание жить по законам Красоты. Неизгладимое впечатление в памяти и душах детей оставляет урок “Да святится имя Твое!”, посвященный теме Матери в литературе, живописи и музыке, на котором учащиеся получают богатейшую информацию о живописи, начиная с икон Богородицы, шедевров Леонардо да Винчи и Рафаэля, картин К.Петрова-Водкина до современной русской живописи. Размышляя о самом святом человеке – Матери, дети по-особому начинают воспринимать и музыку: “Аве-Марию” Шуберта, песни о матери в исполнении Л.Зыкиной, А.Герман, О.Газманова. Конечной целью эстетического воздействия является формирование человека с чуткой, красивой душой, здоровыми вкусами, с творческим умом и глубокими знаниями. А такие уроки не могут не стать толчком для духовного и нравственного роста молодого человека, для зарождения у него искр познания, самых чистых и светлых чувств, которыми только и жива душа человека. Литература
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |