Преподавание литературы Интегрированный урок "Тайны поэтического образа"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 759 Овсянникова Ирина Николаевна, учитель ИЗО и черчения; Безденежных Татьяна Александровна, преподаватель русского я зыка и литературы Цель: научить понимать язык различных видов искусств, их взаимосвязи; создание художественного образа различными видами искусств. Задачи:
Межпредметные связи: литература, изобразительное искусство и музыка. Форма обучения: фронтальная. Методы обучения:
Оснащение урока:
Зрительный ряд:
Литературный ряд: стихотворение И.А.Бунина “Вечер”. Музыкальный ряд: клип о счастье, инструментальная музыка. План урока.
Ход урока Тема: Тайны поэтического образа Эпиграф:
Мастер:
Преподаватель: Здравствуйте, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, передайте частичку своего хорошего настроения другому. Предлагаем вашему вниманию просмотр фильма. (Приложение 1.) Преподаватель: А вы когда-нибудь задумывались, сколько раз в день мы улыбаемся, чтобы выразить удовольствие? Мастер: Посмотрев в словаре Ожегова определение счастья – это чувство и состояние полного высшего удовлетворения, т. е. чьи потребности полностью исполнены. Преподаватель: Где живет счастье? Как вы считаете можно ли увидеть, услышать, или почувствовать счастье? Мастер: Такое состояние души как счастье поэты стараются передать поэтическим словом, композиторы звуками, а художники изобразительными средствами, и каждый из них видит свое счастье по-своему. Преподаватель: Сегодня на уроке мы окунемся в тайны поэтического образа. Тема счастья – вечная, она волновала, волнует сейчас, и будет волновать все человечество. На примере стихотворение И. Бунина – “Вечер” попытаемся рассмотреть, как автор завуалировал свое видение счастья. Мастер: А также, нам с вами, как профессионалам-художникам, “переводчикам” литературного языка на язык живописи, предлагаем поработать над эскизом обложки к этой книге. Преподаватель: Перед вами на столах – буклеты. В них есть текст стихотворения, внутри – схема анализа и строки, для ваших записей. (Приложение 3.) Чтение стихотворения наизусть под музыку. Итак, тема стихотворения? Но почему, стихотворение названо “Вечер”? Не проще ли было бы назвать его “Счастье”?
Какие выводы можно сделать из наших наблюдений? Мы с вами знаем, что Бунин непревзойдённый мастер эпитета. У него практически нет слов без определений. Отсюда и вытекает поисковое задание на внимание. Найдите и подчеркните эпитеты в тексте. Найдите в тексте эти слова. Читать стихотворение нужно всегда вдумчиво, в нём важно всё. Поэтические образы вечера – времени мудрости, истины, а также тема осени в стихотворении – пора зрелости человека, подталкивают на размышления, что чем богаче человек внутренне, тем глубже он понимает, ощущает счастье. Мастер: Впереди нам предстоит выполнить непростое творческое задание по выполнению проекта эскиза обложки книги и ответить на проблемный вопрос “ Что мешает нам быть счастливыми?” Предлагаю вам поразмыслить над ассоциативной композицией на заданную тему и возможностями передачи эмоций цветом. Просмотр слайдов.
Творчество писателей: Л.Н. Толстой, А.П. Чехов. Каким цветом мы могли бы передать творчество Бунина? А счастье? На эти вопросы вам предстоит ответить в выполнении своего творческого задания. Для того чтобы создать дизайн эскиза обложки книги Бунина, нужно учитывать все: композицию, ритм, цвет и свет стихотворения, все то, о чем говорили в начале урока. И все таки, что же подразумевает в себе дизайн обложки книги? Обложки являются наиболее сложными дизайнерскими работами. Обложка содержит название книги, имя автора, иногда издательство и рисунки. Дизайн обложки книги должен создавать образ. Обложка книги – это интрига “крючок” для читателя, суть всего содержания. Поэтому, чтобы создать интересный дизайн обложки книги, художник должен эту книгу прочитать, пережить и прочувствовать. Что мы с вами сегодня и сделаем. Только проникнувшись идеей и ее смыслом, он может создать хороший дизайн. Существует много разных видов обложек: фотообложки, рисованные обложки и авторские обложки ручной работы. Актуальными в наше время являются обложки содержащие рисунки. Наиболее ценятся нарисованные графические и живописные композиции, а не взятые из компьютерных каталогов. А это значит, что создать хороший дизайн обложки книги, грамотную, интригующую читателя композицию может только по настоящему хороший художник. Он обязан проявить такт. Мостик, который художник строит между писателем и читателем, должен создавать максимум возможностей только для их общения. Третий – лишний. Поэтому, я желаю вам в вашем творческом задании по проекту эскиза композиции найти этот мостик. Создать интригу, передавая смысл, но не полное содержание произведения. Учитывая особенности отношения самого автора, тайну поэтического образа и ваше личное ассоциативное размышление по данной теме. Применяя ваши профессиональные знания и умения, вспоминая все напутственные слова, создавайте проект эскиза композиции для обложки. (Работа учащихся над эскизом обложки, презентация слайдов (Приложение 2), анализ работы, оценивания) Домашнее задание. Разработать шрифтовую композицию к иллюстрации обложки и выучить наизусть стихотворение. Подводя итог урока, предлагаю передать свои эскизы обложки книжному издательству тем учащимся, которые считают свою композицию удачно раскрывающей тайну поэтического образа. Список используемой литературы.
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |