Преподавание литературы Интегрированный урок-исследование по русской литературе с использованием компьютерной технологии в 9-м классе. Тема: "И звезда с звездою говорит…"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 977 Гаврильева Оксана Павловна, учитель русского языка Цель урока:
Оформление классной доски. Надпись «И звезда с звездою говорит…» Портрет М.Ю.Лермонтова «Мой демон» 1831. Портрет М.А. Врубеля «Демон сидящий». 1890 Портрет А.Г. Рубинштейна Опера «Демон». Предварительное задание для учеников. Организуется работа в 3 группах: «литературоведы», «художники», «музыковеды». Ученики получили список литературы и задания. Группа «литературоведов» получила задание подготовить презентацию на тему «Тема демона в творчестве М.Ю.Лермонтова». Группа «художников» получила задание подготовить презентацию на тему «Тема демона в творчестве М.А. Врубеля. Группа «музыковедов» получила задание подготовить презентацию на тему «Тема демона в творчестве А.Г. Рубинштейна. В течение четырех дней подготовки учитель консультировал учащихся. Словарная работа: демон – в христианской мифологии злой дух, падший ангел. 1. Вступительная часть. а) Оргмомент. б) Целеустановка. Слово учителя:
Слова замечательного русского поэта М.Ю.Лермонтова. Сегодня мы не зря выбрали эти слова темой нашего урока, ибо сегодня разговор пойдет не только о самом М.Ю.Лермонтове, а о «разговоре» трех великих звезд искусства: поэта М.Ю.Лермонтова, художника М.А. Врубеля, композитора А.Г. Рубинштейна о демоне. Кто такой демон? Если взглянуть на толковый словарь русского языка, демон – в христианской мифологии злой дух, падший ангел. Наша задача сегодня: проследить и определить особенности развития темы демона в творчестве М.Ю.Лермонтова, М.А. Врубеля и А.Г. Рубинштейна. Ответить на вопрос: почему эти три великих человека обращались этой теме и в чем особенность их демона? 2. Основная часть. а). Выступление группы «литературоведов». «Тема демона в творчестве М.Ю.Лермонтова» Лермонтов использовал в «Демоне», с одной стороны, библейскую легенду о духе зла, свергнутом с неба за свой бунт против верховной божественной власти, а с другой – фольклор кавказских народов, среди которых, как уже говорилось, были широко распространены предания о горном духе, поглотившем девушку-грузинку. Это придает сюжету «Демона» иносказательный характер. Но под фантастикой сюжета здесь скрывается глубокий психологический философский, социальный смысл. Если протест против условий, подавляющих человеческую личность, оставлял пафос романтического индивидуализма, то в «Демоне»это выражено с большей глубиной и силой. Гордое утверждение личности, противопоставленной отрицательному миропорядку, звучит в словах Демона: «Я царь познанья и свободы». На этой почве у Демона складывается то отношение к действительности, которое поэт определяет выразительным двустишием: Это и привело Демона к тому мучительному состоянию внутренней опустошенности, бесплотности, бесперспективности, к одиночеству, в котором мы застаем его в начале поэмы. «Святыня любви, добра и красоты», которую Демон вновь покинул и под впечатлением прекрасного, открывается ему в Тамаре, – это Идеал достойной человека прекрасной свободной жизни. Завязка сюжета и состоит в том, что Демон остро ощутил пленительность острого Идеала и всем своим существом устремился к нему. В этом смысл той попытки «возрождения» Демона, о которой в поэме рассказывается в условных библейско-фольклорных образах. Но развитие признал эти мечты «безумными» и проклял их. Лермонтов продолжая анализ романтического индивидуализма, с глубокой психологической правдой, скрывает причины этой неудачи. Он показывает как в развитии переживаний о событии благородный общественный идеал подменяется иным – индивидуалистическим и эгоистическим, возвращающим Демона к исходной позиции. Отвечая «соблазна полными речами» на мольбы Тамары, «злой дух» забывает идеал «любви, добра и красоты». Демон зовёт к уходу от мира, от людей. Он предлагает Тамаре оставить «жалкий свет его судьбы», предлагает смотреть на землю «без сожаленья, без участья». Одну минуту своих «непризнанных мучений» Демон ставит выше «тягостных лишений, трудов и бед толпы людской…» Демон не смог преодолеть в себе эгоистического индивидуализма. Это стало причиной гибели Тамары и поражения Демона:
Поражение Демона есть доказательство не только безрезультатности, но и губительности индивидуалистического бунтарства. Поражение Демона есть признание недостаточности одного «отрицания» и утверждение положительных начал жизни. Белинский правильно увидел в этом внутренний смысл поэму Лермонтова: «Демон, - писал критик, - отрицает для утверждения, разрушает для созидания; он наводит на человека сомнение не в действительности истины, как истины, красоты, как красоты, блага, как блага, но как этой истины, этой красоты, этого блага. Он не говорит, что истина, красота, благо – признаки, порожденные больным воображением человека; но говорит, что иногда не всё то истина, красота и благо, что считают за истину, красоту и благо». Преодоление романтического индивидуализма, раскрытие ущербности «демонического» отрицания ставило перед Лермонтовым проблему действенных путей борьбы за свободу личности, проблему иного героя. В поэме Лермонтова бог изображен как сильнейший из всех тиранов мира. А Демон враг этого тирана. Самым жестоким обвинением творцу Вселенной служит им же созданная Земля:
Любовь, вспыхнувшая в душе Демона, означала для него возрождение. «Неизъяснимое волненье», которое он почувствовал при виде пляшущей Тамары, оживило
Мечты о прошлом счастье, о том времени, когда он «не был злым», проснулись, чувство заговорило в нём «родным, понятным языком». Возвращение к прошлому вовсе не значило для него примирение с богом и возвращение к безмятежному блаженству в раю. Ему, вечно ищущему мыслителю, такое бездумное состояние было чуждо, не нужен был ему и этот рай с беззаботными, спокойными ангелами, для которых не было вопросов и всегда всё было ясно. Он хотел другого. Он хотел, чтобы душа его жила, чтобы откликалась на впечатление жизни и могла общаться с другой родной душой, испытывать большие человеческие чувства. Жить! Полной жизнью жить – вот что значило для Демона возрождение. Ощутив любовь к одному живому существу, он почувствовал любовь ко всему живому, ощутил потребность делать подлинное, настоящее добро, восхищаться красотой мира, к нему вернулось всё то, чего лишил его «злой» бог. «Как демон мой, я зла избранник», – говорит о себе поэт. Он сам такой же мятежник, как и его Демон. Герой ранних редакций поэмы – милый, трогательный юноша. Ему та хочется излить кому-нибудь свою исстрадавшуюся душу. Полюбив и ощутив «добро и красоту», юный Демон удаляется на вершине гор. Он решил отказаться от своей возлюбленной, не встречаться с ней, чтобы не причинить ей страданий. Он знает, что его любовь погубит эту земную девушку, запертую в монастыре; её строго накажут и на земле и на небе. Философская поэма «Демон» в то же время и поэма психологическая. Передовые люди 30-х годов прошлого века страстно искали истину. Они резко критиковали окружающую самодержавно-крепостническую действительность, с её рабством, жестокостью, деспотизмом. Но они не знали, где найти правду. Затерянные в царстве зла, они бессильно бились и протестовали, но не видели пути в мир справедливости и чувствовали себя бесконечно одинокими. Выросшие и воспитанные в крепостнической стране, они были и сами во многом отравлены её пороками. Черты одиноких страдальцев-бунтарей Лермонтов воплотил в образе Демона. Это герой промежуточной эпохи, когда для передовых людей старое понимание мира умерло, а нового ещё нет. Это бунтовщик без положительной программы, гордый и отважный мятежник, возмущенный несправедливостью законов Вселенной, но не знающий, что этим законам противопоставить. Как и герой романа Лермонтова Печорин, герой его поэмы – эгоист. Демон страдает от одиночества, рвётся к жизни и к людям, и в то же время этот гордец презирает людей за их слабость. Одну минуту своих «непризнанных мучений» он ставит выше «тягостных лишений, трудов и бед толпы людской». Как Печорин, Демон не может освободиться от отравившего его зла, и, как Печорин, он не виновен в этом. Но Демон также и образ символический. Для самого поэта и для его передовых современников Демон был символом ловки старого мира, крушения старых понятий добра и зла. б) Выступление группы «художников». Тема демона в творчестве Михаила Александровича Врубеля Увлечение Врубеля образом Демона началось 90-х годов конкурса на тему «Дьявол», объявленного редакцией журнала «Золотое руно». Мастер упорно искал классическое выражение идеи гордого вызова миру, порыва личности к свободе. Демон преследовал его, манил неуловимость облика, заставляя возвращаться опять и опять, избирать все новые и новые техники для своего воплощения. «Демон сидящий» В картине «Демон сидящий» (1890, ГТГ) юный титан изображен в лучах заката на вершине скалы. Могучее прекрасное тело, словно не умещается в раме, заломлены руки, трогательное прекрасное лицо, в глазах нечеловеческое скорбь. «Демон» Врубель- соединение противоречий: красота, величие, сила и в то же время скованность, беспомощность, тоска; его окружает сказочно-прекрасный, но окаменевший, холодный мир. В колорите картины – контрасты, холодный лиловый цвет «борется» с теплым оранжево-золотистым. Скалы, цветы, фигура написаны по-особому, по - врубелевски: художник как бы рассекает форму на отдельные грани и создается впечатление, что мир соткан из глыб драгоценностей. Рождается ощущение первозданности. Мысля фантастическими образами, Врубель тесно связан с окружающей жизнью, его Демон глубоко современен, в нем отразились не только личные душевные переживания художника, но сама эпоха с ее контрастами и противоречиями. Как писал Блок: «Демон Врубеля символ нашего времени, ни ночь, ни день, ни мрак, ни свет». «Голова Демона» В 1891 году к юбилейному изданию сочинений Лермонтова под редакцией Кончаловского Врубель выполнил иллюстрации, из тридцати – половин относились к «Демону». Эти иллюстрации по существу, представляют самостоятельные произведения, значительные в истории русской книжной графики, и свидетельствуют о глубоком понимании Врубелем лермонтовской поэзии. Особенно примечательна акварель «Голова Демона». Она подлинно монументально. На фоне каменистых заснеженных вершин – голова с шапкой черных кудрей. Бледное лицо, запекшиеся, словно опаленные внутренним огнем, губы, горящие глаза с пронизывающим взглядом, с выражением нестерпимой муки. В этом взгляде – жажда «познанья и свободы», мятежный дух сомнения. «Демон летящий» В 1899 году он пишет «Демон летящего», перед которым вспоминаются слова Блока: «Летим, летим над бездной, среди сгущающейся тьмы. Образ пронизан предчувствие гибели, обреченности. Колорит картины мрачен. Но Врубель не завершает это полотно и приступает к упорной работе над иным образом Демона, который получил название «Демон поверженный» (1902). «Демон поверженный» И, наконец, к 1901-1902 годам относится последняя картина – «Демон поверженный», над ней Врубель работал напряженно и мучительно. Разбитое, деформированное тело Демона с изломанными крыльями распростерто в ущелье, гневом горят глаза. Мир погружается в сумрак, последний луч вспыхивает на венец Демона, на вершинах гор. Мятежный дух низвергнут, но не сломлен. Современники видели в этом образе протестующее начало, прекрасного непокоренного человека. Вспоминаются слова А.Блока: «Что мгновенные бессилья! Время – легкий дым! Мы опять расплещем крылья! Снова отлети!..» и сказанное несколько позже Шаляпиным: « И писал же он снова Демонов! Крепко, страшно, жутко и неотразимо... От Врубеля мой Демон». Художник показывает нам одиночество, безысходность человека, чьи титанические силы не находят себе применения. В своей трактовке образа Демон он значительно отступает от литературного прототипа (М.Ю. Лермонтова), ослабляя настроение бунта, гордыни, презрения к миру и выделяя лирического начало образа: для него Демон – «дух страдающий, но не злобный». Вершина творчества художника – серия произведений, посвященная Демону. Как возник такой странный для изобразительного искусства персонаж? Одна из целей искусства – служение красоте. А в теме Демона на первый взгляд кажется, что речь идет о чем-то противоположном. По замыслу художника Демон не является ни чертом, ни представителем каких-то отрицательных сил. По словам Врубеля, Демон олицетворяет душу. Иными словами Демон – это все то, что заботит, служит предметом размышлений. Это чрезвычайно емкий персонаж, он думает о прошлом – об ошибках, которые он совершил. О настоящем – о своем месте на земле и на небе ( в вечности). О будущем – о том, что действительно важно и нужно сделать, и о том, что наносное, временное, мелочное и не стоит усилий. Все эти мысли, переживания сосредоточены в Демоне. Они не являются напрямую грустными, печальными. Обобщенно говоря, перед нами человек переживающий, это эмоциональное бурление можно обозначить словом «тревожный». Но порою, все мы испытываем тревогу перед событиями, не имеющими определенно трагического значения. в) Выступление группы «музыковедов». Опера в трёх действиях (семи картинах); либретто П. Висковатого по одноименной поэие Ю. Лермонтова. Первая постановка: Петербург, 25 января 1875 года, Мариинский театр. Действующие лица: Только одна опера Рубинштейна звучит на сценах музыкальных театров. Это "Демон" (1872 г.), с первой постановки завоевавший любовь слушателей и до сего времени остающийся одной из самых любимых в нашей стране опер. "Демон" входит в репертуар целого ряда советских оперных театров, начиная с Большого театра СССР. Образ лермонтовского Демона, "падшего ангела", — это прежде всего романтический образ титана-богоборца, вступившего "с небом в гордую вражду". Другая сторона этого величаво-сурового образа — тоска одиночества, жажда счастья, любви, охватившая Демона, когда он встретил Тамару. И вновь постигнул он святыню Любви, добра и красоты!.. Рубинштейну оказалась более близкой именно эта, вторая сторона облика лермонтовского Демона. В соответствии с таким пониманием образа Демона и составлено либретто. Оно было написано известным в свое время исследователем жизни и творчества Лермонтова П. А. Висковатовым. Демон — господствующий над всем, центральный по драматургическому значению и самый яркий по музыке образ оперы Рубинштейна. Черты богоборчества, как уже говорилось, не занимают в облике рубинштейновского Демона первого места; они не исчезли, но выявлены лишь в первой картине, в сцене Демона и Ангела. В следующих сценах развертывается драма Демона и вместе с ней — драма Тамары. Демон в опере Рубинштейна — и в поэме Лермонтова — трагический и вместе с тем глубоко лирический образ. Волнение, любовь, страдания Демона раскрыты в музыке Рубинштейна и воспринимаются слушателями как сильные, искренние человеческие чувства. Но Демон отнюдь не превращен Рубинштейном в стандартного лирического героя. Облик его не теряет величия, мужественности, властности, столь характерных для лермонтовского Демона. Сознание собственной мощи звучит в словах Демона: "И будешь ты царицей мира, подруга вечная моя". С этими словами органично сливается властно-горделивая мелодия; прозвучавшая впервые во второй картине, она возвращается в заключительной сцене Демона и Тамары. Торжественно и величаво льется плавная кантилена в монологе Демона "Я тот, которому внимала" (сцена в келье). В обращениях Демона к Тамаре — "Не плачь, дитя" и "На воздушном океане" (сцена в замке Гудала) — музыка перекликается с лермонтовскими строками: И взор его с такой любовью, Так грустно на нее смотрел, Как будто он об ней жалел. г) Работа по группам. Слово учителя: Итак, вы прослушали три выступления. Теперь надо подумать и ответить на основной вопрос нашего урока: почему эти три великих человека обращались этой теме и в чем особенность их демона? Работаем в группах сообща не забываем золотые правила нашего общения:
д) Защита своего исследования. Примерный ответ обучающихся: Поэма «Демон» Лермонтова дышит духом тех лет, когда она была создана. В ней воплотилось всё то, чем жили, о чём думали, чем мучились лучшие люди времени Лермонтова. Она заключает в себе и противоречие этой эпохи. Передовые люди 30-х годов прошлого века страстно искали истину. Затерянные в царстве зла, они бессильно бились и протестовали, но не видели пути в мир справедливости и чувствовали себя бесконечно одинокими. Демон также и образ символический. Для самого поэта и для его передовых современников Демон был символом ломки старого мира, крушения старых понятий добра и зла. Поэт воплотил в нём дух критики и революционного отрицания. «Дух критики, - писал Герцен, - вызван не из ада, не с планет, а из собственной груди человека, и ему некуда исчезнуть. Куда бы человек не отвернулся от этого духа первое, что попадается на глаза, - это он сам со своими вопросами». «Как демон мой, я зла избранник», – говорит о себе поэт. Он сам такой же мятежник, как и его Демон. Герой ранних редакций поэмы – милый, трогательный юноша. Ему так хочется излить кому-нибудь свою исстрадавшуюся душу. Демон Врубеля, несмотря на очевидные лермонтовские истоки, носит свою, другую – врублевскую трактовку. Это глубоко личностное выражение сложного миропонимания, представляемого как борьба света и мрака. Все существо живописца восставало против мещанства, косности, банальности житейской круговерти. Он страдал. Эта скорбь Врубеля, его думы о прекрасном, о гармонии, которая невозможна в атмосфере, где властвует чистоган, нашли отражение в образе легендарного духа – Демона. Бесконечная доброта, бескорыстие художника, превосходящие все границы, и скаредность, прагматизм сильных мира сего; вечная мечта Врубеля о красоте и уродливая, пошлая атмосфера «сладкой жизни» богатых особняков; личная жизнь почти люмпена, вечно испытывающего чувство неловкости, неустроенности, - все это при бесконечно ранимом сердце доводило Михаила Александровича до отчаяния. Он, наверно, отождествлял себя со своим героем и изменение содержания картин о демоне, соответствует изменению душевного состояния самого художника и выражает его внутренний мир. Думается, оба Демона – и 1890 и 1902 годов – глубоко автобиографичны. Если в «Демоне сидящем» тридцатитрехлетний художник, испытавший непомерное разочарование в осуществлении многих надежд, еще полон сил, то сорокашестилетний Врубель в «Демоне поверженном» мужественно и невероятно ясно ощутил грядущий финал своей бесконечно тяжелой и полной разочарований судьбы. В этом кроется причина обращения Врубеля этой теме. Демон Рубинштейна — господствующий над всем, центральный по драматургическому значению и самый яркий по музыке образ оперы Рубинштейна. Черты богоборчества, как уже говорилось, не занимают в облике рубинштейновского Демона первого места; они не исчезли, но выявлены лишь в первой картине, в сцене Демона и Ангела. В следующих сценах развертывается драма Демона и вместе с ней — драма Тамары. Демон в опере Рубинштейна—и в поэме Лермонтова— трагический и вместе с тем глубоко лирический образ. Волнение, любовь, страдания Демона раскрыты в музыке Рубинштейна и воспринимаются слушателями как сильные, искренние человеческие чувства. Но Демон отнюдь не превращен Рубинштейном в стандартного лирического героя. Облик его не теряет величия, мужественности, властности, столь характерных для лермонтовского Демона. Сознание собственной мощи звучит в словах Демона: "И будешь ты царицей мира, подруга вечная моя". Широкие, пластичные мелодии ласковово - нежны; оба ариозо — превосходные образцы мягкой поэтичной рубинштейновской лирики; но и здесь это мужественный лиризм, не вступающий в противоречие со всем обликом лермонтовского Демона. Он обрисован лишь с одной стороны — как нежно влюбленный в Тамару юноша. 3. Заключительная часть. а) Обобщение урока. б) Выставление оценок. в) Домашнее задание: написать сочинение. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |