Преподавание литературы "А. Блок "Двенадцать": цветопись душевного состояния". Урок-исследованиеNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1002 Чебодаева Елена Александровна, учитель русского языка и литературы Цель: развитие умения анализировать художественный текст на основе ассоциативного мышления Задачи: образовательные:
Задачи развития:
воспитательные:
Место урока в системе знаний:
Основные понятия:
ХОД УРОКА I. Столкновение с проблемой Здравствуйте, ребята! Во многих областях современной жизни: науке, искусстве, литературе, психологии активно используются слова со значением цвета. Психологи отмечают связь цвета с эмоциями, т.е. каждый цвет вызывает определенную эмоцию. Сравните репродукции. Какая из них понятна, позволяет увидеть эмоции, чувства? СЛАЙД 1
(1 - наполнена смыслом, цветом, передает настроение, 2 - бесцветна). Бесцветная картина - непонятна, оставляет зрителя равнодушным. Отсутствие эмоций, чувств - бесчувственность называется АНЕСТЕЗИЯ. Закрепляю на доске:
Смешение чувств, например: слышим звук - видим цвет - представляем образ носит название СИНЕСТЕЗИЯ. Закрепляю на доске:
(СИНЕСТЕЗИЯ - это психологическая соотносимость цвета, звука, слова) Основополагающий вопрос: Каким мы видим мир? (Ярким, цветным, в зависимости от настроения). Использование черно-белой гаммы усиливают сходство с документальной фотографией, напоминают кадры немого кино (такой палитрой пользуется А.Блок в поэме "Двенадцать"). ЦВЕТ - один из факторов, определяющих состояние нашей психики. Гипотеза исследования:
ТЕМА УРОКА: А. Блок "ДВЕНАДЦАТЬ": цветопись душевного состояния Поэма А. Блока "Двенадцать" создана почти 100 лет назад в январе 1918 года. СЛАЙД 2 Почему? Ответ определим в конце урока. Двенадцать. С чем ассоциируется это слово? Ответы: В поэме 12 красногвардейцев, 12 глав;
II. Выдвижение рабочей версии : СЛАЙД 3
Поэты-символисты знали, что звуки речи окрашены и зависят от смысла слова. СЛАЙД 4 Звукобуква ассоциируется с цветом - это звукоцвет (раздать карточки) см. Слайд 4 На доске:
Проблемный вопрос: Существуют ли звуко-цветовые соответствия в поэме А.Блока? III этап. Исследование художественного текста через призму рабочей версии.
Ответ: (преобладающие звуки О, А, Э, У окрашены в темные и светлые тона, напоминают образ ВЕТРА). СЛАЙД 5
Поработаем в группах. Определите, какова СИНЕСТЕЗИЯ других глав:
12 главу рассматриваем совместно, читает учитель: Схема текста: на доске Какова СИНЕСТЕЗИЯ текста:
СЛАЙД 6 Ответ: (Поэма построена на противопоставлении двух цветов - белого и черного, двух миров - старого и нового).
Учитель: Обилие черного в этой поэме можно трактовать не только как символическое отображение темного, злого начала, но и как хаос, победу стихийных сил не только в мире, но и в человеке. Возможно, именно стихийные силы нашли свое проявление и воплощение в отряде из двенадцати человек. Бывшие каторжники, "голытьба", нынче они - защитники революции. Черный цвет символизирует и бездуховность, внутреннюю пустоту этих людей, которые отреклись от всего, что было для них святым:
Они готовы стрелять из винтовки и в самое дорогое для поэта:
На данный момент эти защитники революции не видят ничего перед собой: впереди тьма, над ними - "черное, черное небо", в груди - "черная злоба, святая злоба". Еще одна краска достаточно часто появляется в поэме, какая? Ответ: (Красная. Это символ кровопролития). СЛАЙД 7
Красный - это цвет боевых знамен революции, победно развевающихся над идущими "державным шагом" двенадцатью красногвардейцами. Черный, белый и красный цвет в поэме не столько передают картину всероссийских событий, сколько картину "мирового пожара"). Блок воспринял революцию как разрушительную стихию, пришедшую на смену обветшалой культуре. Гибель старой культуры, цивилизации, всего старого мира.И все же, несмотря ни на что, А. Блок верит в революцию, в то, что ее участники и защитники со временем сумеют преобразовать не только окружающий мир, но и себя, и научатся строить. Эта надежда воплощена в белом цвете, который всегда был символом чистоты, духовности, света. Белый снег падающий на город, сопровождающий солдат, неслышно и ненавязчиво обновляет все вокруг. Квинтэссенцией святого, светлого, очищающего начала, лежащего в основах революции, является образ Исуса Христа, появляющийся в последних строках поэмы:
Белый венчик из роз в 12 главе, белый снег в начале поэмы - сомкнулся круг, состоящий из 12 глав поэмы. Образ Иисуса Христа для Блока являлся вестником нового мироустройства, где люди будут жить категориями равенства, братства, свободы. Такой увидел Блок-поэт революцию, обратите внимание на видение революции Блока художником Ю. Анненским, его иллюстрации понравились Блоку. (см. слайды № 8,9,10) (схематичны, отсутствие ярких красок, черно-белый вариант сходство с документальным кино). СЛАЙД 8
СЛАЙД 9
СЛАЙД 10
СЛАЙД 11 Предпочтение ЧЕРНОГО, БЕЛОГО, КРАСНОГО цветов в поэме согласно теории французского психолога Макса Люшера, означает: СЛАЙД 12 Оправдались ли надежды Блока на революцию? Почему он хотел, чтобы поэму прочли когда-нибудь не в его время? (Вслед за поэмой "Двенадцать" Блок создает стихотворение "Скифы", затем поэтического взлета не будет. Блок разочарован, поэтическая тишина, молчание:) А. Блок - на самом деле величайший поэт, ведь в поэме "Двенадцать" он сумел передать музыку цвета, которая и помогла ему воплотить в жизнь свой грандиозный авторский замысел. Рефлексия: какой цвет сейчас предпочитаете Вы, поднимите карточки звукоцвет. Это ваше психологическое состояние, восприятие урока, ваши чувства, эмоции. Спасибо за сотрудничество! Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |