Преподавание литературы Разработка урока по литературе в 8-м классе по теме: "Венок сонетов"В.А. СолоухинаNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1167 Девятова Людмила Николаевна, учитель русского языка и литературы Тема урока: “Венок сонетов” В.А.Солоухина. Цель урока. Познакомить с новой формой лирической поэмы, художественным мастерством В.А.Солоухина в построении “Венка сонетов” ХОД УРОКА I. Постановка учебной задачи. Учитель. Еще раз прочтите тему урока. Какое понятие вам известно? (Сонет) – Что такое сонет? (Сонет является строгой формой четырнадцатистишия. Первая часть состоит из двух четверостиший, вторая – из двух трехстиший, Стихотворный размер сонета – обычно пятистопный ямб. Большую роль играет внутренняя композиция. Первое четверостишие – экспозиция, в нем утверждается основная тема стихотворения, во втором четверостишье развиваются высказанные ранее положения. В первом трехстишии намечается развязка темы, во втором трехстишии происходит быстрое завершение развязки. Заключительная строка самая сильная по мысли и образности. – Что известно о Владимире Солоухине? (Владимир Алексеевич Солоухин родился 14 июня 1924 года в селе Алепино Собинского района Владимирской области. Учился и работал во Владимире, где появились его первые произведения в печати. Своей малой родине писатель посвятил многие произведения: “Владимирские проселки”, “Капля росы”, “Черные доски”.) – Какова задача сегодняшнего урока ? (Выяснить, что такое “венок сонетов”, как Солоухин создает свое произведение, в чем состоит художественное мастерство поэта в создании данной поэмы) II. Работа по теме урока. – Почему Солоухин взялся за создание “Венка сонетов”? (Солоухина заинтересовала сложная форма венка сонетов, требующая от поэта исключительного мастерства. Венок сонетов “Роковой ряд” В.Брюсова потряс его. – Вот как он отвечает на этот вопрос в первом сонете:
“… власть железного канона” – это Владимир Алексеевич о теоретических требованиях к созданию венка сонетов. Теоретическая часть. Учащиеся записывают в тетрадь. Хорошо, если отпечатанный текст можно размножить, не теряется время урока на запись теоретического материала Венок сонетов – архитектоническая форма поэмы, состоящая из 15 сонетов. Венок сонетов строится так: тематическим и композиционным ключом (основой) является магистральный сонет(или магистрал), замыкающий собой поэму; этот, пятнадцатый по счету, сонет пишется раньше других, в нем заключается замысел всего венка сонетов. Первый сонет начинается первой строкой магистрала и заканчивается второй его строкой; первый стих второго сонета повторяет последнюю строку первого сонета третьей строкой магистрала. И так далее – до последнего, четырнадцатого сонета, который начинается последней строкой магистрала и кончается первой его строкой, замыкая собой кольцо строк. Таким образом, пятнадцатый, магистральный сонет состоит из строк, последовательно прошедших через все четырнадцать сонетов.(“Поэтический словарь” Квятковского, стр.72-73) – Каким настроением проникнут “Венок сонетов”? (“Венок сонетов” пронизан ощущением радости жизни, творчества.) – Какова основная тема первого сонета? (Основная тема – разговор о давней мечте создать венок сонетов, о форме стиха, только мастеру слова подвластна форма классического сонета)
– Соблюдает ли Солоухин каноны сонета? Разберем первое стихотворение. Из скольких строк состоит сонет? (Сонет состоит из четырнадцати строк. Первая часть состоит из двух четверостиший, вторая из двух трехстиший. Каждая строфа – это законченное целое. Первое четверостишье является экспозицией, в которой автор объясняет причину обращения к сонету: “давняя мечта”, “форма четко требует закона”. – О чем говорится во второй строфе? (Вторая строфа развивает положения, высказанные в первой: “невыносима … маета аморфности, неряшливость тона”. Лучше молчать, чем плохо писать. Оба четверостишья ведут линию подъема) – Где намечается развязка темы? (С первого трехстишия начинается нисхождение темы:
Если в первом трехстишье намечается развязка темы, то во втором производит быстрое ее завершение. Последние строки самые сильные и образные:
– Как начинается второй сонет? (Второй сонет начинается последней строкой первого: “Вершина формы строгой и чеканной…”) – Какова тема второго сонета? (Тема второго сонета это гимн красоте, созданной природой:
– О чем сожалеет поэт? (“Как скудно мы общаемся с цветами”.) – Как поэт говорит о скудном общении человека с природой? (“Меж красотой и суетными нами лежит тупая, жирная черта”) – Что утверждают последние строки сонета? (Последние строки утверждают прекрасное в природе, благотворное влияние природы на душу человека:
– Как начинается третий сонет? (Третий сонет начинается последней строкой второго: “Когда невыносима суета”.) Учитель. Итак, каждый сонет открывается последней строкой предыдущего стихотворения. Этого требует форма “Венка сонетов”. Сложность состоит в задумке и развитии новой темы в каждом сонете. – Что успокаивает и уводит лирического героя от “невыносимой суеты”? (3-й сонет. Неожиданное открытие для читателя: “Я открываю том заветный Блока”) – Каким предстает Блок в сонете?
– Какова тема четвертого сонета ? (В четвертом сонете звучит тема поэта и толпы:
– Почему центром “Венка сонетов” можно назвать седьмое стихотворение?
(Седьмой сонет можно назвать центральным, так как в нем утверждается: все начинается с любви. – О чем говорится в сонетах с восьмого по тринадцатый? (С восьмого по тринадцатый сонет звучит размышление о смысле жизни, о назначении человека: “Кем был, кем стал, где умысел, где лень”? В жизни нет гладких дорог, “привалов нет, каникул не бывает”.
На каком-то периоде жизни человек пересматривает, переосмысливает пройденный путь, “чтоб свет во тьме, как прежде не погас…”.
– Можно ли сказать, что четырнадцатый сонет является своеобразным подведением итогов?
– Какой сонет является тематическим и композиционным ключом? (См. записи о “венке сонетов в начале урока”) Учитель. Обратите внимание: этот ключевой, пятнадцатый, сонет пишется раньше других, в нем заключается замысел всего “Венка сонетов”. Это стихотворение требует особого мастерства. Определим темы, которые заложены в строчках ключевого сонета и развиваются поэтом в стихах.
Учитель. Владимир Солоухин соблюдает каноны сонета и в стихотворном размере. Он использует пятистопный и шестистопный ямб. Рифмы звучные, звонкие, оправдывающие название стихотворной формы. “Сонет” в переводе с итальянского обозначает “звучать”, “звенеть”. Домашнее задание. Дать анализ любого сонета и подготовить выразительное чтение его. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |