Преподавание русского языка Урок русского языка по теме "Согласный звук [ч]. Буква чNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 2170 Лашманкина Татьяна Михайловна, учитель начальных классов Цели урока:
Проект урокаI. Организация класса.
II. Актуализация знанийФорма работы – фронтальная. Назовите гласные буквы. – На какие группы их можно разделить? Варианты ответов детей:
– Когда гласные буквы вызывают опасность? Варианты ответов детей:
– Как проверить?
– В чем особенность гласных букв? Варианты ответов детей:
– Назовите согласные буквы. Варианты ответов детей:
– Где парные звуки представляют “опасное” место? Варианты ответов детей:
– Как проверить? Варианты ответов детей:
III. ЦелеполаганиеФорма работы – парная. Появляется рисунок. – Посоветуйтесь в парах и скажите, что мы сегодня будем изучать. Варианты ответов детей: – Познакомимся с новой буквой ч, узнаем звуки, которые она обозначает, будем читать слова с этой буквой, рассказы. – Я догадался, она живет в зеленом домике на ленте букв, поэтому она обозначает согласный мягкий звук. – Я хочу добавить, буква ч обозначает глухой звук, потому что живет в нижней строке букв. IV. “Открытие” детьми нового знанияФорма работы – фронтальная. 1. – Познакомимся со звуком [ч`], который обозначает буква ч. – Подтвердим ваши предположения, правы вы или нет. – Что общего в произнесенных словах: час, чашка, черепаха, чудовище, Чебурашка? – Произнесем звук, с которого начинаются все эти слова? – Что о нем можно сказать? (согласный, глухой, всегда мягкий, непарный.) Включение детей в ситуацию выбора метода решения проблемы. – Как доказать, что звук [ч`] – глухой?
2. Раскрашивание схемы-человечка. (Самостоятельно.) Форма работы – индивидуальная. 3. Проверка. – Кто согласен? (Почему?) – Кто не согласен? (Почему?) 4. Знакомство с печатными и письменными буквами Ч, ч, сравнение их. Игра “Вообразилия” – На что похожа печатная буква ч? – Форма работы – фонтальная. Варианты ответов детей:
В. Степанов 5.Чтение строчки слогов. – Форма работы – фронтальная. ча чу чи че – Обозначьте цветной точкой звук [ч`] – Форма работы – индивидуальная. – Какой выбрали цвет? (Зеленый) Почему? – Прочитайте слоги радостно, оживленно. 6. Постановка проблемы. – Форма работы – фронтальная. – Прочитайте слова
– Почему слоги ча, чу выделены красным цветом? Варианты ответов детей:
Вывод: Несоответствие произношения и написания, которое традиционно сложилось в русском языке. – Чтобы заполнить эти слоги произнесем чистоговорку.
V. Первичное закрепление1. Чтение столбиков слов – Форма работы – фронтальная.
– Прочитайте слово, которое начинается со слога ча? (чашка). – Какая бывает чашка? (кофейная, фарфоровая, чистая). – Прочитайте слово, которое начинается со слога чу? (чудак). – Кого мы называем чудаком? (Человек со странностями). – Подчеркните слоги ча, чу. – Прочитайте слово, где речь идет про цвет сажи и угля (черный). – Когда о предмете говорят чистый? (Предмет очищен от грязи). – Кого мы называем человеком? (Живое существо, обладающее даром мышления и речи). – Прочитайте это слово так, как оно написано. – Произнесите, как мы его говорим. – Подчеркните опасные места человек – Придумайте имена прилагательные, которые относятся к слову человек и начинаются на букву ч.
2. Работа по развитию речи. – Форма работы – парная. – Составьте предложения их этих слов. VI. Физкульминутка(Стоя, глазами водим за указкой по цветным линиям и читаем стихотворение)
3. Фонетический разбор слова (Самостоятельно в тетрадях для печатания.) – Форма работы индивидуальная. 4. Проверка.
5 букв, 5 звуков, 2 слога – Кто не сделал ни одной ошибки? – Одну? – Две? 5. Чтение слов – Форма работы – фронтальная.
– Что общего в этих словах? Варианты ответов детей:
– Они близки по смыслу, но делятся на две группы однокоренных слов. 6. Словарная работа Чаевничали – много времени проводили за чаепитием, пили чай. 7. Работа с текстом-шуткой “Буква-почемучка”. а) Прогнозирование содержания текста по иллюстрациям и заглавию. – Форма работы – парная. – Почему букву назвали почемучкой?– Варианты ответов детей: – Буква ч заглядывает изумленно в чашку с чаем. Может быть, она всем интересуется. – Любопытная, другая могла бы пройти мимо. – Называется – почемучка. Может быть она любит спрашивать: “Почему?” “Почему?” – А мы уже заранее прочитали текст и точно знаем, почему букву ч назвали почемучкой. б) Самостоятельное чтение текста и ответ на вопрос. – Форма работы – индивидуальная. – Будем читать текст и выяснять подтвердились ли наши предположения. – Читайте внимательнее, может быть какую-то маленькую деталь про букву ч вы пропустили. Мы у вас потом про это спросим. в) Чтение текста по абзацу. Вопросы по ходу чтения. – Форма работы – фронтальная. 1-й абзац: – Что может быть странным в букве ч? (Предположения детей.) – Подтвердились наши предположения? В этом ли все дело? Прочитаем дальше. – Какие вопросы может задавать буква ч? – С какой интонацией надо прочитать это предложение? – Чем интересны все эти вопросы? Варианты ответы детей:
2-й абзац: -Какой звук звучит чаще других? – Кто это увидел чайник? Догадались? – Как надо прочитать слова буквы ч? (Громко с вопросительной интонацией и интонацией радости.) 3-й абзац: – Кому надоедает буква ч? – Как меняется настроение у буквы ч? (Она обижается, затем размышляет и снова веселится.) – Какая буква ч? (Не умеет долго обижаться, любопытная, веселая.) г) Выразительное чтение текста. д) Вопросы после чтения текста. – Форма работы – фронтальная. – Кто хочет быть похожим на букву ч? Почему? – Кто не хочет быть похожим? Почему? Варианты ответы детей:
VII. Самостоятельная работа.– Форма работы – групповая. – Придумайте продолжение истории про букву ч, используя слова: солнце, дорога, лес, поляна, ягоды, цветы, слезы, радость. VIII. Проверка. Рассказ у доскиВыбор лучшего сказителя от групп. Выбор лучшего рассказа. Варианты ответы детей:
IX. Итог урока– Понравился ли вам урок? – Давайте похлопаем удавшемуся уроку. – Назовите ребят, которые помогали делать открытия. – Что нового вы на уроке узнали? – Что вам запомнилось? Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |