Преподавание русского языка
Урок "Обособленные обстоятельства и знаки препинания при них". 11-й класс
Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 3075
Мошкова Светлана Петровна, учитель русского языка и литературы Молчат гробницы, мумии и кости, - Лишь слову жизнь дана: ("Слово" Бунин) Цель: Обобщение знаний по теме "Обособленные обстоятельства"; закрепление навыков постановки знаков препинания при обособленных обстоятельствах. Задачи урока: - Повторить сведения об обособленных обстоятельствах, известных из курса 8 класса;
- Отработать постановку знаков препинания при обособленных обстоятельствах, изученных в 11 классе, уметь объяснять пунктуацию при обособленных обстоятельствах;
- Объяснить роль, которую играют в речи обособленные обстоятельства;
- Развивать умение анализировать текст художественного произведения;
- Показать новизну в изображении психологического состояния человека;
- Увидеть неоднозначность трактовки образов, вызвать желание обсудить прочитанное на уроках литературы.
Организация: Класс разбит на 4 группы, каждая за своим столом. - 1 группа: капитанская команда (знает, куда плывет корабль, зачем, все детали пути, при необходимости можно обращаться)
- 2 группа: Группа читальни
- 3 группа: Группа бального зала
- 4 группа: Отдыхающие верхней палубы.
Ход урока Слово учителя. Господин из Сан-Франциско ехал в Старый Свет на целых два года, единственно ради развлечения. Мы с вами отправляемся за знаниями по теме: "Обособленные обстоятельства" на целых 40 минут единственно ради обобщения знаний по теме, закрепления навыков постановки знаков препинания, повторения знаков препинания при обособленных определениях, чтобы увидеть и проследить межпредметную связь. I. Беседа. Как понимаете смысл эпиграфа? II. На доске: Бунин, показывая своих героев, решительно отказывается в этом рассказе от проникновения во внутренний мир человека. Здесь нет внутренних монологов и диалогов, выявляющих черты характера, чувство, взгляды. (Из книги А.Волкова "Проза И.Бунина") Расставить и графически объяснить знаки препинания (ученик у закрытой доски, класс работает самостоятельно, потом проверяет. Этого ученика проверяет консультант, рецензия ответа, дополнительный вопрос, оценка) III. Повторение (проверка домашнего задания). 1 группа: рассказать об обособленных обстоятельствах из курса 8 класса. Подтвердить примерами из рассказа Бунина "Г-н из Сан-Франциско" IV. ОНМ Работа с учебником №87, с. 296, 298 (Перед началом работы учащиеся получают задание: законспектировать новый материал). Вопрос: Что нового узнали из материала учебника? Выступает один учащийся группы - остальные, если нужно, дополняют, исправляют. На столы раздаются карточки блока №1 "Знаки препинания при обособленных обстоятельствах" А. Два или несколько одиночных дееприч., выступающих в роли однородных членов. Б. Д/пр. оборот, стоящий после союза, отделяется от него запятой. В. Обстоятельства, выраженные существительными в косвенных падежах с предлогами или без предлогов, обосабливаются с целью из смыслового выделения или для выражения дополнительного замечания. Г. Конструкции с предлогами и предложными сочетаниями: благодаря, согласно, вопреки, ввиду, вопреки, вследствие, по причине, несмотря на, при наличии и др. V. Закрепление. Блок №2 1. Работа в группах. Пользуясь материалом блока №1, объяснить пунктуацию при обособлении обстоятельств, записывая так: 1.В, 2.А, : Проверить, оценить: Рецензия группы "Капитанов" Блок №2 Задание: пользуясь материалом блока №1, объяснить пунктуацию при обособленных обстоятельствах, записывая так: 1.В, 2.А, и т.д. 1. Дочь господина из Сан-Франциско стояла на палубе рядом с принцем, вчера вечером представленным ей, и делала вид, что пристально смотрит вдаль, куда он указывал ей, что-то объясняя и рассказывая. 2. Для такой уверенности у него был тот довод, что, во-первых, он богат, а во-вторых, только что приступал к жизни, несмотря на свои пятьдесят восемь лет. 3. И дочь, в какой-то смутной неловкости, старалась не замечать его. 4. Господин из Сан-Франциско сел в глубокое кресло в углу, возле лампы под зеленым колпаком, надел пенсне и, дернув головой от душившего его воротничка, весь закрылся газетным листом. 5. И вот семья из Сан-Франциско решила отправиться со всеми своими сундуками на Капри, чтобы, осмотрев его, походив по камням на месте дворцов Тиверия, побывав в сказочных пещерах Лазурного Грота и послушав абруццских волынщиков, поселиться в Сорренто. 6. И, получив в ответ медлительное "да", прибавил, что сегодня у них в вестибюле тарантелла - танцуют Кармелла и Джузеппе, известные всей Италии и "всему миру туристов". Ответы: 1. Г, 2. А, 3. В, 4. Однор.члены, 5. Б, 6. Б В. Вопрос: Какую роль играют в речи обособленные обстоятельства? 2. Каждая группа работает с карточками Блока №3 (по одному предложению комментирует) Задание: записать, расставить знаки препинания, выполнить графическую работу. Ответить на вопросы (устно). Капитаны - консультанты проверяют. БЛОК № 3. Записать предложения, расставив знаки препинания. Подчеркнуть обособленные обстоятельства. Выполнить задание, данное после предложений. 7. Нижняя челюсть его отпала осветив весь рот золотом пломб голова завалилась на плечо и замоталась - и все тело извиваясь задирая ковер каблуками поползло на пол отчаянно борясь с кем-то. (С кем?) 8. Испытав много унижений много человеческого невнимания с неделю пространствовав из одного портового сарая в другой оно (что именно?) снова попало наконец на тот же самый знаменитый корабль. 9. Некоторые возвратясь в столовую дообедали но молча меж тем как хозяин подходил то к одному то к другому пожимая плечами чувствуя себя без вины виноватым всех уверяя что он отлично понимает "как это неприятно" давая слово что он примет "все зависящие от него меры" к устранению неприятности. (Какой именно?) Ответьте на вопросы. В какой хронологической последовательности нужно поставить предложения? Дописать еще 2 - 3 предложения к записанному, учитывая стиль, тип речи, особенности синтаксических конструкций. Вопросы: С кем? Что оно? Почему много унижений и невнимания? Какой? (Бунина тревожит мысль о смерти, о недолговечности человеческого земного бытия). 3. Восстановить в хронологической последовательности все предложения, так как они присутствуют в тексте Бунина. Блоки №2, №3 Ответы: 2, 1, 3, 5, 6, 4, 7, 9, 8, 4. Домашнее задание. На выбор: 1. Выписать из любого произведения Бунина примеры иллюстраций правил обособления; 2. Написать миниатюру, дописав рассказ "Г-н:", прибавив 4 - 5 предложений к написанному, учитывая стиль, особенности языка, концовку. 5. Выводы урока. Так в чем же заключается смысл эпиграфа?
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599
Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21
|