Преподавание литературы
Урок-мастерская по рассказу А.П. Чехова "Толстый и тонкий"
Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 1991
Халиуллина Елена Николаевна, учитель русского языка и литературы Цель: - Выяснить особенности стиля А.П.Чехова – мастера слова, детали, подтекста, способного на маленькой площади ёмко сказать много.
- Учить видеть красоту, меткость чеховского слова.
- Воспитывать у учащихся чувство собственного достоинства.
Тип урока: усвоение содержания произведения, прочитанного самостоятельно. Вид урока: урок – мастерская Методы работы: частично – поисковый, репродуктивный, иллюстративный, словесное рисование. Технология: элементы технологии развития критического мышления, исследовательские , ИКТ. Оборудование: портрет А.П.Чехова, иллюстрации, “Листок” из толкового словаря, “Табель о рангах”, презентация в Power Point, высказывания об А.П.Чехове. Чехов умеет писать так, чтобы словам было тесно, а мыслям – просторно. А.М.Горький Краткость – сестра таланта. А.П.Чехов 1. Стадия вызова. 1) Верные/неверные утверждения: – Я напомню вам утверждения, которые прозвучали в конце прошлого урока: - Писатель Чехов создаёт первые произведения уже в гимназические годы.
- Детство писателя было безоблачным, он занимался всегда, чем хотел.
- Являлся кормильцем в семье.
- Терпеть не мог врачей.
- Писал только юмористические рассказы.
– Прочитав биографию А.П.Чехова, с какими утверждениями вы согласились, а с какими – нет? 2) Проверка индивидуального домашнего задания. Презентация по биографии А.П.Чехова. 3) Слово учителя. – В этом году весь мир праздновал 150-летие со дня рождения великого русского писателя А.П.Чехова. И нам, русским людям, конечно, нужно знать Чехова, читать и понимать. Может быть, тогда мы сумеем избежать каких – то ошибок, не совершим поступки, за которые будет стыдно. А.П.Чехов – изумительный мастер лаконичной речи, выразительного, ёмкого штриха; словом, репликой, деталью умел сказать многое. У Чехова мы учимся меткому, точному слову. Сегодня, анализируя рассказ “толстый и тонкий” постараемся понять ёмкость чеховской детали, её удивительную выразительность, будем, как всегда, учиться вчитываться в текст, то есть заглянем в мастерскую писателя. 2. Стадия осмысления. 1) Анализ рассказа. – Допустим, вы ставите спектакль по данному рассказу, подбираете актёров на роли главных героев. Каким, по – вашему, должен быть Толстый? Опишите устно его внешность, одежду, походку. – А теперь посмотрим, как описал Толстого Чехов? (Работа с текстом.) – Одна – две детали и перед нами самостоятельный, довольный жизнью, богатый человек. – Представьте теперь Тонкого, который только что вышел из вагона. Составьте его словесный портрет. – А как у Чехова? – Какие детали здесь , на ваш взгляд, наиболее значительные? (Тонкий навьючен.) – Чехов делает нас соавторами, мы включаем в работу своё воображение. Что же это означает? (Герой беден, у него нет денег на носильщика. Обвешанный чемоданами, коробками, он жалок.) – Какой композиционный приём использует чехов, рисуя героев? (Антитеза.) – Толстый и Тонкий. Найдём синонимы этому противопоставлению. (Бедный и богатый.) 2) Выразительное чтение эпизода. – А теперь давайте подслушаем разговор наших героев. (“Ну как живёшь, друг?....... Две звезды имею”.) – Итак, тонкий узнал, что его друг дослужился до тайного советника. Обратите внимание на “Табель о рангах”, существовавший в царской России. Толстый дослужился до тайного советника, что означает в военном звании генерал; тонкий – VIII чин в Табеле, что означает в воинском звании майор. Всего несколько строчек разделяет бывших одноклассников. 3) Работа с таблицей (по 2-й части). Линии сравнения | “Толстый” во 2-ой части рассказа | “Тонкий” во 2-ой части рассказа | 1. Глаголы внутреннего состояния героев. | | | 2. Мимика, жесты, поза. | | | 3. Знаки препинания в конце предложений. | | | 4. Обращение героев друг к другу. | | | – Какая часть речи является самой употребительной во 2-ой части? – Найдите глаголы, которые передают внутреннее состояние героев. – С помощью каких глаголов автор передаёт мимику, жесты, позу? – Что передают эти глаголы? Не много ли их? Зачем они потребовались писателю? Почему чемоданы, узлы и картонки тоже “съёжились и поморщились”? (Тонкий теряет дар речи, униженно, подобстрастно хихикает, в его речи появляется раболепно – почтительное – С.) – А вы не задумывались, почему Чехов почти не использует эпитеты, красивые сравнения? (Уж очень неприглядно выглядит то, о чём он пишет…Тут не до красивостей, поэтому он выбирает обыденные слова, простые предложения.) – Но всё-таки об одном эпитете хотелось бы сказать. О каком? Вы не обратили внимание? (Почтительной кислоты.) – Как вы понимаете это словосочетание? – Ребята, посмотрите, какие знаки препинания ставятся в конце слов толстого? – А какие в конце слов тонкого? Почему? (Негодование, брезгливость у толстого; растерянность, униженность – у тонкого.) – Как обращаются друг к другу герои? – Что особенно изумляет в составленной вами таблице? Линии сравнения | “Толстый” во 2-ой части рассказа | “Тонкий” во 2-ой части рассказа. | 1. Глаголы внутреннего состояния героев. | “Хотел возразить…стошнило” | “Захихикал”, “приятно ошеломлён”. | 2. Мимика, жесты, поза.. | “поморщился” | “Побледнел, окаменел…лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой…от лица и глаз посыпались искры”. “Сам он съёжился, сгорбился, сузился”. “…на лице тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты” | 3. Знаки препинания в конце предложений. | Восклицательный знак | Многоточие. | 4. Обращение героев друг к другу. | “Мы с тобой друзья” | “..ваше превосходительство…Что вы-с Вельможи-с” | 3. Стадия рефлексии. 1) Сопоставление разных редакций. – Попробуем сопоставить разные редакции рассказа. Может быть, они дополнять наше восприятие рассказа. – Рассказ “Толстый и тонкий” был напечатан в журнале “Осколки”. Через несколько лет автор включил его в сборник “Пёстрые рассказы”. В журнальной редакции тонкий при встрече с гимназическим товарищем резко отозвался о своём новом начальнике. (Он не подозревал, что толстый и есть тот самый начальник. Надувшись, как индейский петух, толстый во время встречи распекает тонкого). Но Чехов изменил рассказ. Толстый не является начальником тонкого. – Грубит ли толстый? – Так почему же тонкий сгибается перед ним в три погибели? (Такова сила привычки, выработанная годами,– угодливо держаться перед вышестоящим начальником.) – Какое же человеческое качество высмеивает Чехов в рассказе? (Чинопочитание, подхалимство.) – Одинаково ли вы расстались с толстым и тонким? – Какие чувства вызвал у вас каждый из них? – Можете ли вы сказать, почему к уроку я выбрала данные эпиграфы? – Итак, мы с вами побывали в мастерской Чехова. Если вы были внимательны к слову великого писателя, то легко выполните следующее задание. 2) Составление синквейна. 1-й вариант – Толстый. 2-й вариант – Тонкий. 1-я строка (тема) – имя существительное (или слово в роли имени существительного). 2-я строка (описание темы в двух словах) – имена прилагательные. 3-я строка (описание действия в рамках этой темы тремя словами) – глаголы. 4-я строка (отношение автора синквейна к данной теме) – фраза из четырёх слов. 5-я строка (синоним к первому существительному) – одно слово, на философско-обобщённом или эмоционально-образном уровне, повторяющее суть темы. 4. Домашнее задание. 1) Написать рассказ от 1 лица о встрече с бывшим одноклассником, рассказанный толстым. 2) Изобразить героев рассказа в виде фруктов, овощей или каких – либо предметов, или животных, отражая не только внешность, но и внутреннее состояние. 5. Выставление отметок.
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599
Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21
|