Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Урок русского языка в 6-м классе "Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных"
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Урок русского языка в 6-м классе "Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных"


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 1577

Тропина Алена Александровна, учитель русского языка и литературы

Цели:

  • знакомство с суффиксами прилагательных (-н-, -нн-, -енн-, -онн-, -ан-, -ян-, -ин-);
  • отработка навыков правописания одной и двух Н в суффиксах прилагательных, пополнение лексикона учащихся, развитие творческих способностей;
  • воспитание интереса к изучению русского языка, стремления ценить родной язык.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: дидактический, раздаточный материал, схемы-опоры, тетради.

Ход урока

I. Организационный момент.

Продолжаем знакомиться с правописанием имен прилагательных. Сегодня на уроке мы поговорим о суффиксах прилагательных -н-, -нн-,
-енн-, -онн-, -ан-, -ян-, -ин-. Цель сегодняшнего урока: научиться правильно писать данные суффиксы.

II. Подготовка к восприятию нового материала.

Сначала повторим способы образования прилагательных.

Примеры записаны на доске:

  • совестливый – совесть,
  • талантливый – талант,
  • доверчивый – доверять,
  • задумчивый – задуматься,
  • пищевой – пища,
  • кумачовый – кумач.

– Определите часть речи данных слов. (Прилагательные.)

– Укажите, от каких частей речи образованы данные прилагательные? (От существительных.)

– Каким способом образованы все эти прилагательные? (Суффиксальный.)

– Назовите суффиксы, выделите их и объясните значение.(-лив- – склонный к какому-либо действию, склонный к чему-либо, наличие чего-нибудь в значительной степени; -чив- – указывает на склонность к соответствующему действию; -ев-, -ов- – относящийся к чему-либо.)

III. Объяснение нового материала.

Прилагательные также могут образовываться от существительных и глаголов при помощи суффиксов -н-, -нн-, -енн-, -онн-, -ан-, -ян-, -ин-, значение которых “относящийся к чему-либо (кому-либо), характеризующийся чем-либо, сделанный из чего-либо”.

Запишем тему урока. Конспектируем теоретические положения параграфа на доске (учитель, схемы-опоры) и в тетради (учащиеся), графические обозначения обязательны.

I. -Н-

1. –ан-, -ян-, -ин-

  • кожаный
  • серебряный
  • гусиный

2. Ветреный, ветряная.

  • ветреный день
  • ветряная мельница
  • ветреный человек
  • ветряная оспа

3. Юный, зеленый, синий, румяный, свиной. (н входит в корень слова).

II. –НН-

1. Сон + н + ый = сонный (Н + Н)
лимонный, туманный.

2. -онн-, -енн-
станционный, утренний.

3. Слова: стеклянный
оловянный
деревянный.

4. Слова на -ованный-, -еванный-
асфальтированный
заклеванный

III. -Н– и -НН– в кратких прилагательных.

длинная дорога – дорога длинна
ветреный человек – девочка ветрена

IV. Закрепление.

1. Чтение теории в учебнике, орфограмма № 38 ( чтение вслух, про себя, рассказывание материала друг другу в паре).

2. Рассказывание теории по опорным схемам (или по записям учителя) у доски.

3. Показать учащимся мнемонический прием запоминания правила.

ан
н
ян
н
ин
н
они
нн
енн
нн
н + н
нн

4. Комментированное письмо (указать опознавательные признаки орфограммы; назвать художественно-изобразительные средства, используемые автором для изображения картин природы).

  1. По утрам в лужах под стеклянной коркой льда были видны пузыри воздуха.
  2. Средняя Россия стала для меня священной землей, и я часто видел ее, покрытую драгоценным покровом серебряной осенней паутины.
  3. Прошло лето в гуле сосновых лесов, журавлиных криках, в непролазных пахучих зарослях таволги, в воинственных петушиных воплях. (По К.Паустовскому).

5. Распределительный диктант. (В три столбика: -пре-,-при-; -кос-,-каса-; Н и НН в суф. прил.)

Прибедняться, эскадронный, жетонный, превозмочь, земляной, неприкосновенный, неукоснительно, соприкосновение, приголубить, пенсионный, костяной, пресмешной, капканный, придумать, соприкасаться, коснись, змеиный, ветреный, авиационный.

(Можно использовать орфографический словарь.)

6. Диктант с заменой (работа с раздаточным материалом в группах : от данных существительных образовать прилагательные при помощи указанных суффиксов, опознавательные признаки орфограммы выделить).

1-я группа: сущ. + -ан-, -ян- = прил.

Глина, серебро, нефть, дерево, стекло, олово, кожа, песок, лен.

2-я группа: сущ. + -нн- = прил.

Комар, лев, орел, петух, соловей, лошадь, лебедь, оса.

3-я группа: сущ. + -енн- = прил.

Тыква, ремесло, обед, торжество, солома, клюква.

4-я группа: сущ. + -н- = прил.

Туман, машина, карман, чугун.

7. Самостоятельная работа с раздаточным материалом в группах.

1-я группа (сильные уч-ся).

– Вспомните растения, в названиях которых есть суффикс -ин-.

– Определите, почему эти растения так названы.

Журавлиный нос, львиный зев, гусиные лапки, анютины глазки, гусиный лук, петушиный гребешок, мышиный горошек, кукушкины слезки, кукушкины сапожки, куриная слепота…

2-я группа (средние уч-ся).

– Определите лексическое значение прилагательных в словосочетании.

– Как называются такие словосочетания? (Фразеологизмы.)

Бездонная бочка, мышиная возня, бесструнная балалайка, длинный язык, длинная песня, с воробьиный нос, за каменной стеной.

3-я группа (слабые уч-ся).

– Определите лексическое значение прилагательных в словосочетании.

– На чем основан перенос в словосочетании?

Деревянная изба, деревянный стол, деревянное лицо.

Туманное утро, туманный взор, туманный разговор.

Орлиные перья, орлиный нос, орлиное сердце.

Ослиные уши, ослиное упрямство.

V. Домашнее задание (инструктаж).

1. Для всех уч-ся: параграф 52 (теоретические положения в учебнике; умение восстановить изученный материал по опорным схемам и без них).

2. Для 1-й гр. (сильные уч-ся): упр. № 296 (списать, вставить пропущенные буквы, распределить в два столбика, обозначить условия выбора изученной орфограммы).

3. Для 2-й гр. (средние уч-ся): упр. №295 ( от данных существительных образовать прилагательные по данной модели, распределяя слова по столбикам; обозначить условия выбора изученной орфограммы).

4. Для 3-й гр. (слабые уч-ся): упр. № 295 (от данных существительных образовать прилагательные по данной модели, обозначить условия выбора изученной орфограммы).

VI. Итоги урока.

1. Индивидуальный устный опрос.

– С какими суффиксами прилагательных вы познакомились на уроке?

– В чем сложность правописания этих суффиксов?

– Расскажите о правописании Н в суффиксах прилагательных по опорным схемам.

– Какова была цель сегодняшнего урока?

– Подумайте и скажите, научились ли вы правильно писать изученные суффиксы?

2. Коллективный письменный опрос (графический диктант).

Голубиный, нефтяной, ржаной, ремесленный, огненный, премированный, инфекционный, стеклянный, ветреный, искренний, макаронный.

Ключ:

1
-ин-
2
-ян-
3
-ан-
4
-енн-
5
-енн-
6
-нн-
7
-онн-
8
-янн-
9
-ен-
10
-енн-
11
-н-

Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21