Преподавание русского языка Урок русского языка в 6-м классе "Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1577 Тропина Алена Александровна, учитель русского языка и литературы Цели:
Тип урока: комбинированный. Оборудование: дидактический, раздаточный материал, схемы-опоры, тетради. Ход урока I. Организационный момент. Продолжаем знакомиться с правописанием имен прилагательных. Сегодня на уроке мы поговорим о суффиксах прилагательных -н-, -нн-, II. Подготовка к восприятию нового материала. Сначала повторим способы образования прилагательных. Примеры записаны на доске:
– Определите часть речи данных слов. (Прилагательные.) – Укажите, от каких частей речи образованы данные прилагательные? (От существительных.) – Каким способом образованы все эти прилагательные? (Суффиксальный.) – Назовите суффиксы, выделите их и объясните значение.(-лив- – склонный к какому-либо действию, склонный к чему-либо, наличие чего-нибудь в значительной степени; -чив- – указывает на склонность к соответствующему действию; -ев-, -ов- – относящийся к чему-либо.) III. Объяснение нового материала. Прилагательные также могут образовываться от существительных и глаголов при помощи суффиксов -н-, -нн-, -енн-, -онн-, -ан-, -ян-, -ин-, значение которых “относящийся к чему-либо (кому-либо), характеризующийся чем-либо, сделанный из чего-либо”. Запишем тему урока. Конспектируем теоретические положения параграфа на доске (учитель, схемы-опоры) и в тетради (учащиеся), графические обозначения обязательны. I. -Н- 1. –ан-, -ян-, -ин-
2. Ветреный, ветряная.
3. Юный, зеленый, синий, румяный, свиной. (н входит в корень слова). II. –НН- 1. Сон + н + ый = сонный (Н + Н) 2. -онн-, -енн- 3. Слова: стеклянный 4. Слова на -ованный-, -еванный- III. -Н– и -НН– в кратких прилагательных. длинная дорога – дорога длинна IV. Закрепление. 1. Чтение теории в учебнике, орфограмма № 38 ( чтение вслух, про себя, рассказывание материала друг другу в паре). 2. Рассказывание теории по опорным схемам (или по записям учителя) у доски. 3. Показать учащимся мнемонический прием запоминания правила.
4. Комментированное письмо (указать опознавательные признаки орфограммы; назвать художественно-изобразительные средства, используемые автором для изображения картин природы).
5. Распределительный диктант. (В три столбика: -пре-,-при-; -кос-,-каса-; Н и НН в суф. прил.) Прибедняться, эскадронный, жетонный, превозмочь, земляной, неприкосновенный, неукоснительно, соприкосновение, приголубить, пенсионный, костяной, пресмешной, капканный, придумать, соприкасаться, коснись, змеиный, ветреный, авиационный. (Можно использовать орфографический словарь.) 6. Диктант с заменой (работа с раздаточным материалом в группах : от данных существительных образовать прилагательные при помощи указанных суффиксов, опознавательные признаки орфограммы выделить). 1-я группа: сущ. + -ан-, -ян- = прил. Глина, серебро, нефть, дерево, стекло, олово, кожа, песок, лен. 2-я группа: сущ. + -нн- = прил. Комар, лев, орел, петух, соловей, лошадь, лебедь, оса. 3-я группа: сущ. + -енн- = прил. Тыква, ремесло, обед, торжество, солома, клюква. 4-я группа: сущ. + -н- = прил. Туман, машина, карман, чугун. 7. Самостоятельная работа с раздаточным материалом в группах. 1-я группа (сильные уч-ся). – Вспомните растения, в названиях которых есть суффикс -ин-. – Определите, почему эти растения так названы. Журавлиный нос, львиный зев, гусиные лапки, анютины глазки, гусиный лук, петушиный гребешок, мышиный горошек, кукушкины слезки, кукушкины сапожки, куриная слепота… 2-я группа (средние уч-ся). – Определите лексическое значение прилагательных в словосочетании. – Как называются такие словосочетания? (Фразеологизмы.) Бездонная бочка, мышиная возня, бесструнная балалайка, длинный язык, длинная песня, с воробьиный нос, за каменной стеной. 3-я группа (слабые уч-ся). – Определите лексическое значение прилагательных в словосочетании. – На чем основан перенос в словосочетании? Деревянная изба, деревянный стол, деревянное лицо. Туманное утро, туманный взор, туманный разговор. Орлиные перья, орлиный нос, орлиное сердце. Ослиные уши, ослиное упрямство. V. Домашнее задание (инструктаж). 1. Для всех уч-ся: параграф 52 (теоретические положения в учебнике; умение восстановить изученный материал по опорным схемам и без них). 2. Для 1-й гр. (сильные уч-ся): упр. № 296 (списать, вставить пропущенные буквы, распределить в два столбика, обозначить условия выбора изученной орфограммы). 3. Для 2-й гр. (средние уч-ся): упр. №295 ( от данных существительных образовать прилагательные по данной модели, распределяя слова по столбикам; обозначить условия выбора изученной орфограммы). 4. Для 3-й гр. (слабые уч-ся): упр. № 295 (от данных существительных образовать прилагательные по данной модели, обозначить условия выбора изученной орфограммы). VI. Итоги урока. 1. Индивидуальный устный опрос. – С какими суффиксами прилагательных вы познакомились на уроке? – В чем сложность правописания этих суффиксов? – Расскажите о правописании Н в суффиксах прилагательных по опорным схемам. – Какова была цель сегодняшнего урока? – Подумайте и скажите, научились ли вы правильно писать изученные суффиксы? 2. Коллективный письменный опрос (графический диктант). Голубиный, нефтяной, ржаной, ремесленный, огненный, премированный, инфекционный, стеклянный, ветреный, искренний, макаронный. Ключ:
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |