Преподавание русского языка
Обобщение и систематизация знаний по теме "Глагол". 4-й класс
Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 1226
Соловьева Людмила Тимофеевна, учитель начальных классов Цели урока: - Образовательные: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме "Глагол", закрепить орфографические, пунктуационные и языковые умения.
- Развивающие: развивать познавательный интерес, навыки самоконтроля, логическое мышление, креативность, коммуникабельность, быстроту реакции, определение доступных объектов, способных помочь добиться лучшего результата.
- Воспитательные: воспитывать умение работать индивидуально и в группе; планируя свою деятельность, целенаправленно двигаться к достижению цели, выражать собственное мнение и аргументировать его.
Структура урока: I. Организационный момент. Прозвенел звонок для нас, Все вошли спокойно в класс. Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво. Тихо сели, спинки прямо, Вижу: класс наш хоть куда! Мы начнем урок, друзья! II. Тема урока: Обобщение и систематизация знаний по теме "Глагол" (слайд проецируется на экран). III. План урока (слайд проецируется на экран): а) систематизация знаний о самостоятельных частях речи; б) составление учебно-научного текста на тему "Глагол"; в) применение правил правописания, постановки знаков препинания в предложениях текста; г) синтаксический разбор предложения; д) разбор глагола как части речи; е) словообразование и словоизменение глагола; ж) разбор глагола по составу; з) употребление глаголов в прямом и переносном смысле, подбор синонимов, антонимов; и) фонетический разбор глагола; к) определение спряжения по неопределенной форме и по личным окончаниям глаголов; л) упражнения на написание безударных личных окончаний глаголов. Содержательная линия: морфология. а) определять грамматические категории самостоятельных частей речи (существительного, прилагательного, глагола); б) находить глаголы с заданными грамматическими признаками. | Планируемый результат: Систематизация пройденного материала (фронтальный опрос): наша речь состоит из … (предложений), предложения состоят из … (слов), все слова относятся к той или иной … (части речи), части речи бывают … (самостоятельные и служебные), самая значительная в русском языке по количеству слов часть речи … (имя существительное) обозначает … (название предмета), отвечает на вопросы ... (кто? или что?), грамматические категории имени существительного: ... (одушевленное или неодушевленное, собственное или нарицательное, род, число, падеж, склонение). После имени существительного мы изучали … (имя прилагательное), это часть речи, слова которой отвечают на вопросы ... (какой? какая? какие?...), обозначают ... (признак предмета), имя прилагательное, в силу зависимости от имени существительного, употребляется в том же ... (роде, числе и падеже)… … а сегодня мы попытаемся обобщить наши знания о глаголе – второй по величине группе слов нашего языка. Я предлагаю вам продемонстрировать свое умение составлять учебно-научный текст. Текст – это … (группа предложений, связанных по смыслу). Наш текст на тему “Глагол”, и составить его вам нужно по опорным словам (слайд с опорным конспектом проецируется на экран): Содержательная линия: развитие речи. Планируемый результат: а) оценивать правильность способа выбора языковых средств устного общения на уроке; б) выражать собственное мнение и аргументировать его; в) самостоятельно озаглавливать текст и придумывать его концовку. | Мы с вами знакомы не только с текстом-рассуждением, но и с текстом … (описанием); ключевые слова ... (имена прилагательные), с текстом … (повествованием); ключевые слова ... (глаголы), а восприятие движется от действия к действию. Обычно мы с вами заглавие к тексту подбираем после его прочтения, определив главную мысль, а сегодня попробуем его угадать, не видя текста. К нам на урок пришла гостья, а вот кто она, вы узнаете, отгадав загадку (на экран проецируется слайд с картинкой весенней природы): Она приходит с ласкою и со своею сказкою. Волшебной палочкой взмахнет – в лесу подснежник расцветет. Шагает красавица, легко земли касается, Идет на поле, на реку, и по снежку, и по цветку... Да, это весна. Посмотрим, подходит ли это название к нашему тексту. Текст с пропущенными буквами и знаками препинания проецируется на экран, листы с текстом -перед учащимися на парте. Читает ученик: сне_ т_мне_т покрыва_тся тонк_й короч_ _й и незаметно та_т просыпают_ся д_ревья _ж_ва_т пр_рода слабенькая з_лёная тра_ка шепч_т прощ_й, з_ма! | Запишите название текста, добавив глагол прийти в прошедшем времени. Что у вас получилось? Это текст-описание или текст-повествование? Почему? Сейчас я предлагаю вам вставить недостающие знаки препинания и пропущенные буквы (на экране появляется заглавие текста, звучит музыка П.Чайковского из цикла “Времена года” – “Март”). Самостоятельная работа. Содержательная линия: синтаксис. Планируемый результат: а)определять границы предложения; находить главные и второстепенные члены предложения; б) определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения; в) выделять предложение с однородными членами; сложное; с прямой речью; г) устанавливать связь между словами в предложении при помощи смысловых вопросов. | Содержательная линия: орфография и пунктуация. Планируемый результат: а) применять правила правописания в объеме содержания курса. | После выполнения самостоятельной работы – самопроверка по эталону (слайд с текстом проецируется на экран): Весна пришла Снег темнеет, покрывается тонкой корочкой и незаметно тает. Просыпаются деревья, оживает природа. Слабенькая зелёная травка шепчет: “Прощай, зима!” | Задания: - списать текст;
- в предложении с однородными членами подчеркнуть грамматическую основу;
- выполнить синтаксический разбор этого предложения;
- обозначить в этом предложении части речи;
- выписать из этого предложения грамматическую основу и словосочетания с вопросами.
Содержательная линия: морфология. Планируемый результат: а) находить глаголы с заданными грамматическими признаками. | Задание: из первого предложения выписать глагол в форме настоящего времени с безударной гласной в корне, проверяемой ударением, разобрать его как часть речи (темнеет – (что делает?) глагол, н.ф. темнеть, несов. вид, 1 спр., наст.вр., 3 л., ед.ч., сказуемое). Содержательная линия: орфоэпия. Планируемый результат: а) закрепить знание о правильном произношении группы глаголов с ударным окончанием в форме прошедшего времени женского рода. Задание: от глагола оживает образовать глагол в прошедшем времени женского рода; поставить ударение (ожилά); то же задание к словам взять, дать, брать (взялά, далά, бралά) Содержательная линия: лексика. Планируемый результат: а) подбирать синонимы, антонимы; б) различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении. | Задание: - Прочитайте глаголы из текста, употребленные в переносном значении (просыпаются, оживает, шепчет).
- Темнеет снег и темный снег – это синонимы?
- Подберите антонимы к глаголам 2-ого предложения. Есть ли еще глаголы в тексте,
к которым можно подобрать антонимы? - Постройте от антонима глагола темнеет словообразовательный ряд (светлеет – свет, посветлеет, светлый, светло, светлячок).
Содержательная линия: морфемика (состав слова). Планируемый результат: а) различать однокоренные слова и формы слова. Задание: разберите глагол посветлеет по составу. Словоизменение глагола – это ... (изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам, то есть спряжение глаголов). При спряжении глаголов может быть один из вариантов окончаний (табличка на доске): -у (-ю) -ешь (-ёшь) -ет (-ёт) -ем (-ём) -ете (-ёте) -ут (-ют) | -у (-ю) -ишь -ит -им -ите -ат (-ят) | С чем это связано? (Глаголы бывают первого и второго спряжения, от этого постоянного признака и зависит написание личных окончаний.) | Содержательная линия: фонетика и графика. Планируемый результат: а) различать звуки и буквы при написании глаголов с безударными окончаниями. | Есть три способа определения спряжения глагола: 1. Если окончание ударное, сложностей не возникает. Понаблюдаем за безударным окончанием. Задание: выполнить фонетический разбор глагола тает. Тает – та|ет [т а иe т]– два слога, четыре буквы, четыре звука. т – [т] – согласный, глухой, твердый а – [ά] – гласный, ударный е – [иe] – гласный, безударный т – [т] – согласный, глухой, твердый Как же мы определим, какое надо писать окончание в безударной позиции? 2. На слух, по явно слышимому окончанию третьего лица множественного числа настоящего или будущего времени (табличка на доске): 3. По неопределенной форме глагола (на экран проецируется схема алгоритма). Игра – эстафета (принимают участие команды каждого ряда): 1. Определить спряжение глаголов в неопределенной форме: шептать колоть строить будить тащить дышать развеять (результаты проверяет команда ряда). 2. Определение спряжения глагола по личному окончанию (слайд со словами проецируется на экран). I | II | III | зева__м налад__м побре__м запуга__м посмотр__м рису__м застел__м | молв__шь сажа__шь куша__шь гон__шь бре__шь увид__шь мерзн__шь | слыш__те наблюда__те потерп__те напада__те перегон__те скаж__те вид__те | Взаимопроверка по эталону. Подведение итогов урока: предлагаю сверить план, представленный в начале урока, с результатами нашей работы. Задание на дом: записать пять пословиц и поговорок о весне.
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599
Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21
|