Преподавание русского языка
Урок русского языка в 5-м классе по теме "Падеж имен существительных"
Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 1824
Мельник Екатерина Николаевна, учитель русского языка и литературы Сегодня перед школой поставлена важная задача: ученик должен учиться с увлечением и удовольствием. Учителя обязаны заинтересовать ребенка, сделать так, чтобы учение превращалось не в наказание, а в радость познания. Этому и служат педагогические технологии, которые учителя русского языка и литературы применяют на своих уроках. Предлагаемый урок по теме "Падеж имен существительных", построен на групповой работе и работе в парах. Класс разделен был на 6 групп (по 4 человека в каждой) в соответствии с шестью падежами имен существительных, и каждая группа выполняла свое задание. Парты в кабинете были расставлены нетрадиционно, так, чтобы каждый ребенок видел своих собеседников. На столах, кроме тетрадей и учебников, лежали заранее приготовленные листы бумаги формата А-3, фломастеры, маркеры, карандаши. Групповая организация учебной деятельности учащихся на уроке позволила всему классу активно участвовать в работе, проявить свои творческие возможности и показать высокие результаты по предмету. В итоге каждый ученик получил по две оценки (одну - в тетрадь за словарную работу, другую - в журнал за работу в группе). Проведенный урок русского языка показал, что работа учащихся по группам и в парах способствует повышению грамотности, интеллектуального уровня учащихся, формированию положительных нравственных качеств личности. Цели: учебно-познавательные: - закрепить знания учащихся о падежах, умение определять падеж имен существительных;
- повторить безударную гласную, проверяемую и не проверяемую ударением;
интеллектуально-развивающие: - развивать умение сравнивать, классифицировать, обобщать;
- развивать умение наблюдать лингвистический материал;
- развивать творческий подход к выполнению предлагаемой работы;
социальные: - развивать умение работать в паре, группе;
- учить адекватно оценивать себя и других;
эстетические: - учить эстетично воспринимать слово. речь, овладевать средствами выразительности
- собственной речи;
здоровьесберегающие: - контроль за осанкой учащихся;
- физкультминутка;
Оборудование урока: репродукция картины И.Э.Грабаря "Февральская лазурь". Ход урока I. Орг. момент. II. Работа по теме. 1. Орфографическая пятиминутка. Оттепель, белизна, синева, бирюза, коралл, береза, солнце, вершина, освещение, оттенки. - Взаимопроверка. (Работа в парах. Выставление оценок друг другу.)
- Работа над ошибками.
2. Повторение теории. - Слова какой части речи вы записали в орфографической работе?
- Какая часть речи называется именем существительным?
- Как изменяются имена существительные? (по падежам и числам)
- Сколько падежей в русском языке?
3. Сообщение учителя. "Это интересно". Школьники Эстонии, изучая родной язык, должны запомнить название 14 падежей, а Финляндии - 15. А вот в грамматике Венгрии целых 22 падежа. Звание чемпиона по количеству падежей могут оспаривать только некоторые языки народов Дагестана, в грамматике которых может быть свыше 50 падежей. А вот у китайцев, напротив, существительные не склоняются и никаких падежей в китайской грамматике нет! Отношения между словами передаются при помощи служебных слов и особых правил порядка слов. "Приди ко мне, брате, в Москов",- обращается Ю. Долгорукий к черниговскому князю Святославу. Смысл сказанного ясен каждому без перевода. Но не каждый знает, что слово "брате" стоит в звательном падеже. Такой 7-й падеж был в древнерусском языке. Его употребляли при обращении. В современном русском языке звательная форма совпала с формой Им. П. и отличается от него лишь особой звательной интонацией и синтаксическим употреблением (в качестве обращения). 4. Работа в группах. (6 падежей - 6 групп) Каждая группа получает свое задание. Результатом работы группы является оформление таблицы на доске, листа презентации и устное выступление лидера группы. Учащиеся сами оценивают работу своих товарищей, выставляя оценки группам на листе "Наши результаты". Задание для групп: 1. Выбрать и записать пословицы, в которых слово "дело" стоит в :::. падеже. Определить, каким членом предложения является слово "дело". 2.Сформулировать правило, как определить падеж имени существительного. 3. Из предложенного стихотворения выписать предлоги, которые употребляются с данным падежом. 4. Представить выступление и оформить на доске таблицу. Падежи | Вопросы | Предлоги | И.п. | | | Р.п. | | | Д.п. | | | В.п. | | | Т.п. | | | П.п. | | | - Велик телом, да мал делом. (Т.п)
- Дело шуток не любит. (И.п.)
- От слова до дела целая верста. (Р.п)
- И умен, и крепок, и в деле гож. (П.п.)
- Всех дел не переделаешь. (Р.п.)
- Жизнь дана на добрые дела. (В.п.)
- Умен на словах, да глуп на делах. (П.п.)
- Языком не спеши, а делами не смеши. (Т.п.)
- По твоим делам о тебе судят. (Д.п.)
- Дела как сажа бела. (И.п.)
- Делу время, потехе час. (Д.п.)
- Дело знай, а правду помни. (В.п.)
ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ: КТО? ЧТО? Поворот судьбы такой удивительный: Изучаемый падеж Именительный. На суку висит (что?) - ватрушка! На заборе спит (кто?) - старушка! С неба нам летит (что?) - игрушка! Соловьем свистит (кто?) - подружка! На сосне сопит (кто?) - хрюшка! Рассказала (кто?) - врушка! Сочинила мир такой изумительный! Что ж запомним мы падеж Именительный! РОДИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ: КОГО?ЧЕГО? (ОТКУДА? ГДЕ?) Я из дома убежал, Я до вечера гулял. С дерева в сугроб сигал, Без уроков жить мечтал. Для коллекции снежинки Языком собирал. Около костра плясал И вокруг двора скакал. Мне уроки надо делать? Я на это наплевал! Вот стою я у доски И вздыхаю от тоски, Но Родительный падеж Я не вспомню, хоть зарежь! ДАТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ: КОМУ? ЧЕМУ? (КУДА? ГДЕ?) Если б я названия Падежам давал, Я б тогда дарительным Дательный назвал! А еще как размечтаюсь, Дед Морозом наряжаюсь И подарки всем несу: Братику, сестричке, псу! А еще Кому? Чему? Птенчику, коню, сому, Кошке, зайцу, бегемоту, Крокодилу и слону! К паровозу тороплюсь, По земле лечу, несусь! Всем подарки развезу я И тогда домой вернусь. ВИНИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ: КОГО? ЧТО? (КУДА?) "Если хочешь много знать, Поскорей учись читать!" Чтоб Винительный запомнить, Научилась я:летать! Как взлечу под потолок Да махну через порог, Вылетаю за окошко, Курс держу я на лужок. Ненавижу обвинять, Буду все перечислять. ЧТО увижу и КОГО - Назову до одного! Вижу реку, вижу сад - Называю все подряд! Вижу вишню, вижу сливу. До чего вокруг красиво! Строят клуб невдалеке, Красят лодки на песке: Хватит! В школу возвращаюсь, В класс влетаю налегке. ТВОРИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ: КЕМ? ЧЕМ? (ГДЕ?) Чтоб от всех не отставать, Слыть сообразительным, Надо все теперь понять В падеже Творительном. Что там долго говорить, Вот решился я:творить! Карандаш, бумагу взял И пейзаж нарисовал. Я - художник! Я - творец! Ух, какой я молодец! Перед замком куст цветет, Под корягой змей живет, Над дорогой реет сокол, За оградой лошадь ржет. Я творю карандашом, На листе своем большом, Вид украсил я с трудом Лесом, тучкой над прудом. Ну-ка, лист переверну И опять творить начну! Мой герой идет войной, Хочет править он страной, Поразить врагов стрелой, С башни их полить смолой. Стоп! Подумай головой, Для чего идти войной! Лучше миром кончим дело! Я альбом закрою свой. ПРЕДЛОЖНЫЙ ПАДЕЖ: О КОМ? О ЧЕМ? (ГДЕ?) На уроке я скучаю. Что ж, я лучше помечтаю. Очень я люблю мечтать! Вот бы мне царевной стать! Я мечтаю о короне: Буду в ней сидеть на троне. Я мечтаю о слоне, Чтоб кататься при луне. Я мечтаю о сережках, Я мечтаю о сапожках. Вечерами в полумгле Я мечтаю об орле: Буду с ним летать на воле. Буду я учиться в школе: Ой, мечтаю я уже: О Предложном падеже! НАШИ РЕЗУЛЬТАТЫ | (Лист оценок за работу в группах) | № группы | Устный ответ | Оформление | Грамотность | Итог | № 1 | | | | | № 2 | | | | | № 3 | | | | | № 4 | | | | | № 5 | | | | | № 6 | | | | | Итог работы учащихся по группам: Каким правилом мы должны руководствоваться, чтобы определить падеж имен существительных? (учебник стр. 198) 5. Полминутки для шутки. Чтение учеником стихотворения Граубина "Ленительный падеж". Ленительный падеж Спросили Лежебокина: - А ну-ка, расскажи, За что так ненавидишь ты, Не любишь падежи? Давным-давно все школьники Их знают на зубок. Их за два года выучить Лишь ты один не смог. Ответил он рассерженно: - В том не моя вина. Пусть им сперва ученые Изменят имена. Ведь я падеж творительный Нарочно не учу: Трудиться, А тем более Творить Я не хочу. Такой падеж, как Дательный, Я с детства не терплю: Давать, Делиться чем-нибудь С друзьями Не люблю. Предложный ненавижу я: Чтоб не учить урок, Приходится выдумывать Какой-нибудь предлог. А на падеж Винительный И вовсе я сердит: Отец во всякой шалости Всегда меня винит. - Да, переделка, кажется, Серьезная нужна. А сам ты смог бы новые Придумать имена? - Давно придумал: Взятельный, Грязнительный, Лежательный, Грубительный, Ленительный И, наконец, Простительный! Г. Граубин - За что Лежебокин не любит падежи?
- А для чего нужны падежи? (чтобы грамотно писать, отличать подлежащее от дополнения и правильно согласовывать слова в словосочетаниях) ?
6. Определение синтаксической роли имени существительного в предложении. Шумят потоки вешние и жгут снега последние (4). Физкультминутка! 7. Лингвистическая задача. "Неожиданные подарки" Митя и Коля - близнецы. Сегодня каждому из них исполняется 10 лет. Они проснулись рано утром. На столе около кроватей, как всегда в этот день, лежали приготовленные для них подарки от мамы и папы. И вот еще 2 пакета: на одном надпись - "Подарок Мити", на втором - "Подарок Коли". Рассматривая эти свертки, Митя и Коля удивленно переглянулись: раньше они ничего не дарили друг другу. А когда Митя развернул пакет с надписью "Подарок Коли", а Коля - пакет с надписью "Подарок Мити", оба удивились еще больше. Коля получил в подарок то, что хотел иметь Митя, - перочинный ножик, а Митя - масляные краски, о чем мечтал Коля. Не успели они удивиться, как в комнату вбежала их сестренка Лена и спросила: - Понравились вам мои подарки? - Твои подарки? Какие подарки? Ты нам ничего не дарила, - ответили Митя и Коля в один голос. - Да вот же они, - сказа Лена, показывая на перочинный ножик и масляные краски. Недоразумение, конечно, скоро разъяснилось. А почему оно произошло, как вы думаете? Объясните смысл словосочетаний: - подарок Коле
- подарок Коли
8. Творческая работа. Контроль за темой. Составьте несколько предложений по картине И.Э. Грабаря "Февральская лазурь", используя слова из орфографической работы, определите падеж имен существительных. Итог урока. Д/з параграф 97, упр. 523.
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599
Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21
|