Преподавание литературы Внеклассное чтение повести Д.Даррелла "Говорящий сверток"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 972 Халявина Светлана Ивановна, учитель русского языка и литературы Введение Уроки внеклассного чтения должны носить праздничный характер, вызывать живой интерес к книге, развивать воображение, учить детей конкретно представлять себе героев произведений, стимулировать самостоятельное осмысление прочитанного и умение свободно выражать свои мысли. Важно правильно выбрать жанр урока («Урок - практикум», «Урок – концерт», «Урок – конференция», «Урок – конкурс» и т. д.). В любом случае - это необычное решение урока. Задание дается заранее. На подготовку уходит длительное время. В дальнейшем материал таких уроков может стать частью литературного праздника или внеклассного мероприятия. Предложенные темы, задания, вопросы направляют самостоятельную работу всех учащихся класса. С одной стороны, происходит формирование умений и навыков. Каких именно? Самых различных, например, общегуманитарных (при этом вырабатывается потребность обращаться к словарям и справочникам, прием знакомства с новой книгой, повышается уровень внимания в работе); специальных (к ним относится выразительное чтение, умение правильно выписывать цитаты, пересказывать, писать сочинение на заданную тему); мыслительных (это умение наблюдать над текстом, отбирать материал, сравнивать, группировать, обобщать). С другой стороны, обращаясь к эмоциям, чувствам учащихся, мы не только воспитываем, но и развиваем их творческое начало. Тема: Внеклассное чтение повести Д. Даррелла « Говорящий сверток». Цели: познакомить учащихся с повестью писателя; стимулировать их творческий процесс и желание «читать». Оформление доски: - Слайды или фотографии Д. Даррелла (1925-1995). - Высказывания из книги Джанни Родари («Грамматика фантазии.» - М.: « Прогресс», 1978. Перевод с итальянского Ю.А.Добровольской. 44 глава «Воображение, творчество, школа».).
- Записанный заранее на доске учениками цитатный план событий первой (или последней) главы повести; (Задание. Составить цитатный план, передающий содержание первой главы. Он должен осветить последовательность событий и логическую связь между ними.) Примерный план событий первой главы:
- Контрольное задание классу (К концу урока заполнить несложную таблицу (не менее трех пунктов на положение). В каждом столбике в свободной форме записывается то, что особенно запомнилось.) Таблица может выглядеть примерно так:
Материалы к уроку:
Ход урока I. Слово учителя О писателе. Д. Даррелл – зооспасатель и человек, опередивший время. В возрасте шести лет он предсказал свое будущее. А начиналось все в далекой и во многом тогда еще сказочной Индии. Именно там, в городе Джамшедпуре, в семье инженера – строителя Сэмюэля Даррелла и Луизы Флоуренс 07.01.1925 г. родился четвертый ребенок – Джеральд Малкольм. Жизнь их была не самой легкой, т.к. семья постоянно кочевала, переезжая со стройки на стройку. Уже в двухлетнем возрасте Джеральд «заболел» своего рода «зооманией» и при каждом удобном случае тащил свою няню к рядам зловонных клеток местных зверинцев. Его мать даже утверждала, что первым словом младшего сына было не «мама», а «zoo» («зоопарк» в переводе с английского). Двухлетний ребенок набивал все коробки и свои карманы «разнокалиберной» живностью. В возрасте шести лет маленький Джеральд сообщил своей матери, что собирается обзавестись собственным зоопарком и что поселит ее на его территории в специальном коттедже. Так и получилось спустя несколько десятилетий. Неутомимый путешественник, он объездил свет ради поисков и отлавливания самых редких живых существ. Даррелл поместил их в зоопарке, созданном на одном из островов Англии (о. Джерси). Этот человек реализовал попытку создания своеобразного Ноева ковчега для редких видов, чтобы и сохранить их на земле, и расселить, если это удастся, вновь. II. Беседа Учитель. О каких еще произведениях писателя вы слышали? Какие книги читали? («Моя семья и звери», «Зоопарк в моем багаже», «Поместье – зверинец», «Поймайте мне колобуса», «Сад богов») Учитель. Вспомните, каков сюжет повести Д. Даррелла «Говорящий сверток»? Что лежит в его основе? (Попавшие из реального в фантастический мир школьники помогают освободить сказочную страну Мифландию от власти злых василисков. В этом путешествии ребята проявляют чудеса мужества, смекалки, находчивости.) Учитель. Назовите героев, которые особенно вам запомнились? (Саймон, Питер, Пенелопа, Попугай, василиски, волшебник, Ха-Ха…) Учитель. Где происходит основное действие повести? (В выдуманной, сказочной стране Мифландии. Ее сотворил волшебник Хенгист Хайрам (Ха-Ха), когда понял, что в мифических животных перестали верить. Эти создания могли прекратить свое существование.) Учитель. Как можно попасть в эту страну? (Вход в пещеру страны Мифландии знает «паровозиха» мадам Гортензия, которая живет около селения Диакофта. Если ее уговорить, то она туда отвезет.) Книги. Значит, каждый желающий сможет увидеть волшебную страну? (Нет, не каждый. А только тот, кто действительно поверит в ее существование, сможет отыскать вход. Только такому человеку откроются неведомые тайны воображения.) Книги. Как по-другому можно было бы назвать Мифландию? (Страна Фантазия, Страна Воображения, Страна Вымысла, Зазеркалье…) Книги. Какой вы представляете себе волшебную страну? Словесное рисование. Ответ может быть таким: «Мне страна Мифландия представляется необычайно красивой и завораживающей. Здесь и холмы, и долины, и кристальные пещеры, и Поющее море, и острова, и реки. Облака как будто специально рассажены. При свете дня они переливаются от светло-голубого до сиреневого оттенка. К концу дня облака меняют своё положение и форму. Одновременно сияют четыре заката: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный. Лёгкий тёплый ветерок создаёт ощущение комфорта и безопасности. Счастье приходит из ниоткуда и как бы само по себе. Необыкновенные чувства переполняют грудь. Страной правят добрые «Великие Книги» - Словари и волшебник. Всё созданное в этой стране находится в строгом соответствии и равновесии. Оно необходимо, полезно, удобно, разумно. Девиз жителей страны: «Живи и дай жить другим!» Такой я вижу Мифландию.» III. Представление и защита работ (по группам) 1 ряд. Задание. Реклама книги. Важно так представить повесть, чтобы другим захотелось её прочитать. (Под руководством учителя с отдельными учениками приготовлена инсценировка, отражающая эпизод книги.) Отмечаются лучшие работы, авторы их дают, если потребуется, пояснения, остальные высказываются, насколько удался тот или иной рисунок. - рекламный щит (рис. 1, 1.1); Рекламный щит «Заинтересовался – прочти!» Пояснения. Три великие Книги и волшебник Ха - Ха правят волшебной страной. Попугай – главный хранитель человеческих слов. Все обитатели страны Мифландии, каждый по – своему, необыкновенны и живут в мире и согласии. Школьники Саймон, Питер, Пенелопа уже стали частью этой страны. - визитная карточка книги (рис. 2, 2.1); Визитка «Д. Даррелл «Говорящий сверток». Мифландия.» Пояснения. Волшебная Мифландия невидимо (шапка колдуна в самом верху и в центре) управляется Книгами и волшебником. Страна настолько необычная, что в каждой части света заходит свое солнце: красное, желтое, зеленое и синее. Каждому необыкновенному животному отводится свое место, и своим присутствием они так его изменяют, что в совокупности мир становится таким разнообразным и цветным. В самом центре визитки написан девиз придуманной страны: «Живи и дай жить другим!» - «рекламки» (рис. 3, 3.1); (Нарисованные учениками газеты (замок с решётками на окнах (рис. 7, приложение 5), карта страны Мифландии (рис. 8, приложение 5) 2 ряд. Задание. Мир фантастических зверей страны Мифландии. Ребята готовят рассказ о сказочном животном, которое сами выбрали. Примерные вопросы:
Ученики читают выписанные в тетрадь характеристики, рассказывают о животных. «Книги» дополняют и оценивают работу выступающих карточками. Пример такого сообщения. «Василиск подобен гигантскому петуху, покрыт чешуёй, отливающей золотым, зелёным и красным цветами. Глаза грозные, зеленовато – золотистые, сверкают. Из ноздрей – дым, из клюва – пламя. При нападении выбрасывают огонь на три метра. Голос грубый, издаваемые звуки похожи на «карканье». Нрав бесстрашный, коварный, агрессивный. Любит власть, отличается тщеславием, наглостью. Поддаётся влиянию сильнейшего. Над приказами не думает, а им повинуется. Василиски несут яйца, высиживать их заставляют других (например, жаб). Не переносят запах лаванды. От неё чихают. Начинается что – то вроде аллергического насморка. Уничтожить василиска может только укус горностая, выпившего сок травы руты». Дополнительный материал (для учителя). Древние греки и римляне упоминали о страшном чудовище, имеющем вид змеи и одаренном сверхъестественной силой. Само рождение этого страшилища, по их мнению, происходило неестественным путем: петух клал уродливые яйца, а змеи и жабы их высиживали. Таким путем появлялся на свет василиск – крылатое безобразное чудовище: у него было четыре петушиных ноги, змеиный хвост, сверкающие глаза, один взгляд которых был смертельно ядовит для человека. Исходящий от этого страшилища яд заражал воздух вокруг и убивал все живущее. Даже растения погибали под влиянием этого яда, плоды опадали с деревьев и сгнивали, трава высыхала, птицы падали мертвыми, лишь только налетали на это место; даже всадник, если он приближался к такой зараженной атмосфере, вместе со своей лошадью моментально погибал. Про василисков упоминается в литературе всех древних народов и даже в Библии, где этому загадочному животному приписываются также очень вредоносные свойства. На самом же деле василиск – это совершенно безвредная американская ящерица, которая относится к семейству игуановых. Известно всего четыре вида этих животных. Живут они в Центральной Америке. Достигают 80-ти сантиметров, из которых 56 см. приходится на хвост. Голова и шея этого удивительного животного очень короткие, туловище худое и сплющенное по бокам. На спине и на хвосте у самцов имеется кожистый гребень, который поддерживается отростками позвонков. Зубов у василисков целых 100 штук. Живут на деревьях и всегда около реки. При каждом постороннем шуме это «чудовище» с грозным видом надувает горло и устремляет на вас свирепый взгляд, затем быстро прыгает с дерева, но не бойтесь, василиск – очень пугливое животное. Он быстро бросается в воду и уплывает. (Сборник «Все обо всем». Популярная энциклопедия для детей. Филологическое общество, «Слово», Москва, 1994 г.) Учитель. Назовите черты сходства и отличия сказочного василиска от реального? Примерные задания для учащихся 2 группы. 1. Вы – сказочные жители страны Мифландии. Представьтесь! (1 вариант - пересказ-подражание; 2 вариант - самохарактеристика) Возьмите указку, покажите на карте страны Мифландии место вашего обитания. Пример самохарактеристики. Мы - лунные тельцы, похожи немного на коров, немного на улиток, производим горячее и холодное молоко и сливки. После себя оставляем желе, из которого можно « выдумать» что- нибудь полезное. Мы - мандрагоры, но, несмотря на наш внешний безобидный вид, можем быть опасными. Наш ужасный, леденящий душу крик сводит с ума. Я - Освальд, огромный морской змей, самое кроткое и безобидное существо; немного глуховат; люблю готовить. 2. Ученики 1 ,3 группы называют какое-либо мифологическое существо. Задание. Дать животному наиболее подходящее определение. (Отвечать выбирают любого из 2 группы.) (Например, Этельред – находчивый, образованный; горностаи – трусливые, вялые, изнеженные, капризные; грифоны – трудолюбивые, надёжные, медленно соображающие; оборотни – опасные; единороги – величественные, живописные…) Продолжите «цепочку» определений. 3. Задание. Прослушайте высказывания персонажей. Кто бы мог так сказать? Почему? («Узнай героя») А. «Мне крайне редко выпадает случай беседовать с людьми культурными и утончёнными». (русалка Деззи) Б. «Я пойду с моими верными соратниками и поставлю на место этих диких василисков…» (герцог Горностайский Рокфор) В. «Мы согласны есть. Мы присоединяйся к вам… Мы ожидайт ваши распоряжения». (Грифоны) Г. «Ням – ням, наконец-то настоящая сдобная лепёшка». (Освальд) 4. Задание. Найдите в тексте и зачитайте ряд новых постановлений, которые придумали василиски и намереваются ввести в действие, когда будут управлять всей волшебной страной. Вы – жители Мифландии. Придумайте свои постановления, которые будут отражать интересы сказочной страны. Примерные постановления. 1. «Придумывать» для страны могут все жители по мере необходимости и в ходе творческого прилива сил. Любая фантазия должна быть одобрена и реализована волшебником Ха – Ха. 2. Получение образования не привилегия, а право. 3. Основные принципы проживания в Мифландии: быть самим собой; жить и дать жить другим; делать всё, чтобы страна существовала вечно… 4. Просмотр видеоролика «Прочти эту книгу!» («Мифландия и её обитатели».) 3 ряд. «Саймон, Питер, Пенелопа – главные «защитники» Мифландии». Задание. Расскажите самый интересный (на ваш взгляд) эпизод из жизни каждого персонажа. Такой момент, где характер подростка проявился особенно ярко. (Пенелопа – спасение маленького единорога; Саймон – участие в воздушной атаке; Питер – командование кавалерией единорогов.) Покажите на карте места посещения школьниками волшебной страны. IV. Выводы 1. В качестве варианта можно предложить выполнить всем итоговый тест по произведению (приложение 3). 2. Учащиеся зачитывают положения таблицы, особенно уделяя внимание последней графе. Выводы могут быть самыми неожиданными. - Мифландия не имеет возрастных ограничений. «Книги» суммируют выданные именные карточки, заносят фамилии в книгу «Почётных гостей страны Мифландии», оценивают выступления учащихся. V. Домашнее задание 1. Просмотреть схожие по тематике фильмы: «Бесконечная история» (худ. Фильм, США), «Алиса на каникулах» (мульт. Фильм, Россия), «Унесенные призраками» (мульт. Фильм, Япония) и «Воспоминания о будущем» (мульт. Фильм, Япония). 2. Письменно ответить на вопрос «Можно ли между термином «мифландия» и термином «иллюзия» поставить знак «равно»? Ответ обоснуйте. Заключение Если же урок внеклассного чтения всё- таки «вылился» в литературный праздник, то хорошим заключением ему будет «парад героев». На подиум по одному выходят «фантастические» персонажи. У каждого свой костюм. Они называют себя (или представляют). Победителей выбирают всеобщим голосованием. Грамоты и сувениры вручаются по разным номинациям: «Лучший костюм», «Самый необычный костюм», «Приз зрительских симпатий», «Лучший выдуманный образ», «Лучшее представление героя»… Фотографии, отражающие мероприятие, могут прекрасно украсить любой тематический стенд («Читайте и будьте ближе» (Пятые классы начальной школе.); «Увлекательный мир животных» (зоология); «Хеллоуин» (англ. яз.); «Толерантность как универсальная форма существования»; «Чудеса случаются» (к Новому году и Рождеству)…) Таким образом, урокам внеклассного чтения необходимо уделять серьёзное внимание. Важно, чтобы у детей были полезные и интересные книги. Важно, чтобы ученики «захотели» сами их прочитать. И не менее важно и ответственно быть посредником при формировании у ребят этого «оригинального склада мышления». Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |