Преподавание русского языка Урок по развитию речи в 10-м классе по теме "Развивая мысль в тексте… (структура текста и его признаки, типы текста, стили речи)"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1705 Киреева Людмила Григорьевна, учитель русского языка Цель: проанализировать тексты публицистического и художественного стилей с используемыми в них средствам выразительности, совершенствовать лингвистические компетенции обучающихся. Ход урока
Вдумайтесь в название темы урока. Какова цель нашего урока? Зачем нужно учиться анализировать текст? Какое ключевое слово вы можете назвать в эпиграфе? Что мы должны знать о тексте? (демонстрируется цель на слайде) Поработайте в парах. Поставьте оценки друг другу (учитель выставляет оценки в свою карту) Проверка знаний учителем (критическое мышление). Технология правильных утверждений (В это время один из учеников читает текст по фонетике). Отметьте правильные утверждения
Один из текстов по фонетике читает ученик. Есть ли у вас вопросы: все ли слова правильно были произнесены? Подумайте, на что нужно обратить внимание? [менеджер, позвонит, квартал, обеспечением, оптовых, мальчиковой, заключенный, экспертами, премировать, каталог] Правильно еще раз читает текст один из учащихся. С какой точки зрения мы анализировали этот текст? (с орфоэпической). Работа с мини-текстами.Определите типы речи Однажды в английском парламенте один оратор устроил членам парламента своеобразную остроумную ловушку. Обсуждался один очень важный вопрос. Оратор огласил с трибуны четыре высказывания разных людей. Послушаем. (Выступление специально подготовленного учащегося.)
Беседа по прослушанным текстам Все эти высказывания были встречены в парламенте аплодисментами. Однако вы, я вижу, и не думаете аплодировать. Согласны ли вы с прозвучавшими мнениями? («Я не согласна с прозвучавшими высказываниями, потому что, думаю, не все молодые люди такие плохие, есть в наше время нормальная молодежь, которая стремится к чему-то хорошему». «Не согласен. Это слова людей, которые видят в молодых только плохое и не замечают хорошего». «Я тоже не согласен. Это слова пессимистов, видящих все в черном свете и пытающихся навязать слушателям свое черное мнение») К какому стилю принадлежат эти высказывания? Докажите. (При ответе мы использовали публицистический стиль, так как нам необходимо было выразить свое мнение, проявив эмоциональность, дать оценку высказываниям.) Какова тема всех высказываний? (Молодежь.) Какова основная мысль? (Авторы текстов пытаются доказать, что молодежь плохая, ужасная; не сумеет продолжить дело отцов, погубит страну, не сохранит культуру.) Как вы думаете, кто мог быть авторами этих слов? («Какие-то политики»; «Люди старой закалки»; «Пожилые люди»; «Люди, которые не общаются с молодежью и не знают, какая она на самом деле») Кто же действительно автор каждого из четырех высказываний? ... Итак, в парламенте звучат аплодисменты. Блестящее выступление. Тогда оратор раскрыл карты. Он объявил, что ... (Продолжение выступления подготовленного учащегося.) Оказывается, первое изречение принадлежит Сократу (470-399 гг. до нашей эры), второе – Гесиоду (720 год до нашей эры), третье – египетскому жрецу (2000 лет до нашей эры), а четвертое найдено в глиняном горшке в развалинах Вавилона, а возраст горшка – 3000 лет. Получилось очень эффектно и даже смешно. Как вы думаете: какую цель преследовал выступавший в парламенте? (Показать, что и в давние времена, и в сегодняшние старшее поколение оценивало молодежь одинаково, тем не менее человечество продолжало развиваться и процветать; проблема «ужасной молодежи» не нова.) Какая проблема была? (Проблема отцов и детей.) Прочитайте рабочие записи К. Паустовского. Можно ли их назвать текстом? Почему? ... Любовь, говорят, притягивает на расстоянии. Можно написать рассказ только об ожидании. Чего? Кого? Она сама не знает этого. Это разрывает сердце. На пересечении сотен дорог случайно сталкиваются люди, не зная, что вся их прошлая жизнь была подготовкой к этой встрече. Теория вероятности. Применительно к человеческим сердцам. Для дураков все просто. Страна тонет в снегах. Неизбежность появления человека ... Ожидание ...
Какой бы текст вы хотели проанализировать на уроке? Поэтический или прозаический? Кто хотел поработать индивидуально или в паре? Выразительно прочитайте стихотворение А. А. Блока «Превратила все в шутку сначала…». С каким настроением вы его читали? Чем оно интересно? Какие чувства вызывают чтением стихотворения?
Прозаический текст. Какие вопросы вы подготовили бы для одноклассников по этому тексту? КАК РАНЬШЕ ВЗРОСЛЕЛИ В Древней Руси мальчики и девочки становились взрослыми, когда получали право носить взрослую одежду. А это случалось, когда они делом могли доказать свою взрослость. С 5-7 лет детей приучали к хозяйственным мужским и женским работам, а также вводили в мир легенд, верований, традиций. В глубочайшей древности для этого существовали особые дома! Все, что там свершалось, окутано тайной, на которую не имели права представители противоположного пола. Когда мальчик начинал становиться юношей, а девочка – девушкой, им приходила пора перейти в новое «качество»: из разряда «детей» в разряд «молодежи», будущих женихов и невест. Но телесное, физическое взросление мало что значило само по себе. Надо было выдержать испытание. Ученые называют его «инициацией» – «обновлением», «приведением в начальное состояние». Как вы думаете, в чем оно заключалось? Юноша должен был вынести жестокую боль, принимая татуировку или клеймо со знаками своего племени. Для девушек тоже были испытания, но не такие мучительные. И самое главное – те и другие подвергались ритуалу «временной смерти» и «воскрешения». Как, вы думаете, он проходил? Было ли это игрой, или все происходило всерьез? Ученые считают, что жрицы и жрецы применяли при этом одурманивающие напитки или даже гипноз! При этом разыгрывалась целая пантомима «проглатывания» детей мифическим животным – тотемом, «прародителем» и символом племени с последующим рождением из его брюха. Дети «умерли» – вместо них «родились» новые взрослые. Как вы думаете, что они получали? Конечно, новые «взрослые» имена и... новую одежду! Юношам вручали мужские штаны, а девушкам – особый род юбки (поневу). (до момента взросления и мальчики, и девочки носили только рубашки, сшитые из старой одежды родителей.) С момента надевания взрослой одежды девушку можно было сватать. Расцветка клеток на юбке была своя у каждого славянского племени. Так начиналась взрослая жизнь. (По М. Семеновой) Задания для учащихся:
Что особенно для вас трудно при анализе текста? «Жизнь языка» в художественном тексте Прочитайте отрывки из стихотворений и найдите языковые средства, которые помогают поэту создать художественный образ.
Итак, подведем итоги урока.Я прошу вас заполнить таблицу и высказать свое мнение.
Сдать таблицы. Домашнее задание: создать свой текст публицистического или художественного стиля, тему определяете сами. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |