Преподавание литературы Интегрированный урок русского языка и литературы в 8-м классе "Односоставные предложения и… произведения И.А. Бунина"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1904 Юркова Анна Михайловна, учитель русского языка и литературы А.Т. Твардовский, сам большой художник слова, считал, что каждый молодой писатель” в начальной своей поре… должен пройти Бунина. Это научит его постоянному чувству великой ценности родной речи, умению отбирать нудные и незаменимые слова, привычке обходиться малым их числом для достижения наибольшей выразительности…”. Слова Твардовского очень точно передают то, к чему и мы должны постоянно стремиться, работая в школе. Поэтому мои ученики в течение нескольких уроков изучают программный материал на произведениях одного писателя. Большую работу с текстом провожу при повторении и закреплении односоставных предложений. Поэтому представляю вам вариант урока-образа в 8 классе с применением блочно-модульной технологии: “Односоставные предложения и … произведения Ивана Алексеевича Бунина”. Цель урока: развитие у учащихся навыков лингвистического анализа текста. Задачи урока:
Интрига возникает через цитирование стихотворения И.А. Бунина “Слово” и анализ эпиграфа: “…Лишь слову жизнь дана”, учащиеся определяют и называют тему урока. Предлагаю послушать высказывания русских писателей об И.А.Бунине и выполнить задания. Использую разные формы работы, в том числе индивидуальный подход в обучении, “сильным” учащимся предлагается роль учителя в своей группе. Чтобы проникнуться духом бунинских произведений, предлагаю прочитать сонет Игоря Северянина о Бунине “В его стихах – веселая капель…”, с дальнейшим анализом стихотворения. А уже во время лингвистического анализа возникает повторение односоставных предложений. Из отрывка произведения И.А. Бунина “Последняя весна” выписываются только односоставные предложения с дальнейшим анализом отрывка (восприятие на слух, кому трудно, то зрительное). На уроке предполагается и проведение небольшой исследовательской работы в группах. Необходимо за определенное время найти и подчеркнуть в стихотворениях и отрывках прозы И. Бунина односоставные предложения, определите их вид. На заключительном этапе урока предлагается творческая работа: сочинить миниатюру на одну из предложенных тем, включая в свой текст односоставные предложения, как это делал И. Бунин. Практика показывает, что такие уроки интересны детям, они с интересом работают на уроке, проявляя творчество и заинтересованность. Где еще, как не на уроках русского языка и литературы, прививать чувство вкуса к слову, умение понимать и ценить произведения русских классиков. Урок-образ. Применение блочно-модульной технологии. Тип урока: урок повторения и закрепления односоставных предложений. Дидактическая модель обучения: Объяснительно-иллюстративная, частично поисковая. Цель урока: развитие у учащихся навыков лингвистического анализа текста. Задачи урока:
Оборудование: художественные тексты (раздаточный материал ПРИЛОЖЕНИЕ 1), толковый словарь С. И. Ожегова, сигнальные карточки, оценочный лист (ПРИЛОЖЕНИЕ 2) мультимедийная установка (ПРЕЗЕНТАЦИЯ). Ход урока
ОФОРМЛЕНИЕ К УРОКУ Эпиграф:
Творческое задание: 1) Помню… Свежо. 2) Помнится… Утро. Все эти записи представляют собой задачи, которые войдут в нужный момент урока. ИНТРИГА (3 мин)
МОТИВАЦИЯ (5-7 мин) А.Т. Твардовский, сам большой художник слова, считал, что каждый молодой писатель “в начальной своей поре… должен пройти Бунина. Это научит его постоянному чувству великой ценности родной речи, умению отбирать нужные и незаменимые слова, привычке обходиться малым их числом для достижения большей выразительности…” Послушайте высказывания других русских писателей об И.А.Бунине.
Запишите одно предложение и выполните синтаксический разбор, каждый ряд свое (предложения читаются и высвечиваются на мультимедийной доске). Кто желает побыть в своей группе в роли учителя? Вам необходимо составить всевозможные вопросы по предложению и задать ребятам. Поэтому сейчас у всех три минуты разобрать предложение, чтобы быть готовым отвечать на вопросы. Ученик задает вопросы по предложению (простое оно или сложное, односоставное или двусоставное, распространенное или нераспространенное, каково по цели высказывания, по эмоциональной окраске, осложнено или нет, постановка знаков препинания, лексическое значение трудных слов и т.) и спрашивает кого-либо из группы, остальные работают с сигнальной карточкой, подобная работа ребятам уже знакома. ВОСПОМИНАНИЕ (3-4 мин) Чтобы войти в дух бунинских произведений, прочитайте сонет Игоря Северянина о Бунине “В его стихах – веселая капель…”.
АНАЛИЗ (6 – 7 мин) Выберите из отрывка произведения И.А. Бунина “Последняя весна”, который я прочитаю, только односоставные предложения, запишите их (восприятие на слух, кому трудно, то зрительное).
ДЕЙСТВИЕ (5 мин + 5 мин) Настало время обратиться к следующему этапу нашего урока: прочтите слова М. В. Ломоносова: “Умолчание местоимений личных перед спрягаемыми глаголами к украшению и важности служит”.
ФИЗМИНУТКА (для глаз) Предлагаю вам взглянуть в окно. Кто нарисует нам словесный портрет увиденного, используя стиль Бунина. Предлагаю вам провести небольшую исследовательскую работу в группах. Найдите и подчеркните в стихотворениях и отрывках прозы И. Бунина односоставные предложения, определите их вид. Тексты на столах, работаем три минуты и проверяем, чья группа больше найдет нужных предложений. Проверка, чтение предложений по очереди, взаимопроверка. ОБРАЗ (3-5 мин) Настало время обратиться к следующему этапу нашего урока: прочтите слова А.Т. Твардовского.
Попробуем найти подтверждение словам Александра Трифоновича Твардовского. Обратите внимание на отрывки из произведений “Антоновские яблоки” и “Сосны” в раздаточном материале, прочтите их.
ПРОПОВЕДЬ Переходим к заключительному этапу нашего урока, задание 6 на доске. Сочините миниатюру на одну из предложенных тем, включая в свой текст односоставные предложения, как это делал И. Бунин. Кто желает прочесть свое сочинение миниатюру? Каждый из вас будет оценен мною по итогам вашей письменной работы, а вам предлагаю каждому оценить себя на уроке, одной оценкой, а второй оценкой, пользу и значимость для вас знаний полученных на уроке. Домашнее задание 1) Выучить наизусть любое понравившееся стихотворение И. Бунина; 2) Выяснить по словарю значение непонятных слов; 3) Выписать 5 односоставных предложений из произведений И. Бунина. Литература
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |