Преподавание литературы Урок внеклассного чтения (2-й класс). Образовательная система "Школа-2100". Тема: "Какие вопросы задают сказки"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 6261 Чаулкина Виктория Владимировна, учитель начальных классов Цель:
Оборудование:
Предварительная подготовка: детям даётся задание найти и прочитать сказки, в названиях которых есть вопрос. Рекомендуемый список сказок: литовские народные сказки: “Как братья судились”, “Как глупый сын ездил в Ригу”, “Откуда взялась Даугава”, “Как журавль учил лису летать”; молдавские народные сказки: “Кто ждёт, чтобы вишни падали в рот”, “Как лентяя остался без виноградника”; словенская народная сказка: “Кто сшил Видеку рубашку”; русские народные сказки: “Как барсук и куница судились”, “Как лиса шила волку шубу”, “Как мужик на диких гусях летал”; китайские народные сказки: “Почему собаки не любят кошек”, “Отчего вода в море солёная”; ненецкая сказка “Почему рыбы живут в воде”. Ход урокаI. Орг.момент.II. Сообщение темы, цели урока.– Сегодня у нас очередной урок внеклассного чтения. Какие сказки мы читали к этому уроку? (Сказки в название которых есть вопрос.) – Тема нашего урока внеклассного чтения: “Какие вопросы задают сказки.” Приложение 1 <Слайд № 1> – Что занимало людей, сочинявших и рассказывающих такие сказки? (Людей занимало всё необычное: внешний вид животных, их повадки, природные явления. Очень многие сказки задают вопросы, ответ на который представляет собой как бы моральную заповедь одного поколения другому.) III. Беседа-викторина по итогам самостоятельного домашнего чтения.А сейчас мы вспомним сказки, которые читали. Проведём сказочную викторину. Задание №1. – Отгадайте и прочитайте название сказки. Приложение 1 <Слайд № 2> КАКБАРСУКИКУНИЦАСУДИЛИСЬ КАКГЛУПЫЙСЫНЕЗДИЛВРИГУ КАКБРАТЬЯСУДИЛИСЬ – К каким сказкам подходит следующие высказывания: Видно правду говорят умные люди: жадные да неуступчивые всегда в убытке бывают. Вот как бывает, когда другого глупей себя считаешь. Задание №2. – Исправьте ошибки в названии сказки. Приложение 1 <Слайд № 3> Кто ждёт, чтобы ягоды падали в рот. (Кто ждёт, чтобы вишни падали в рот.) – Продолжите это высказывание-мораль из сказки: С той поры говорят: кто ждёт, чтобы вишни падали в рот… (… до добра не дойдёт). Как лентяй остался без денег. (Как лентяй остался без виноградника.) – Какую работу не поленился сделать лентяй? Почему? Вспомните, что сказала лиса о лентяе. (Обрезку не сделал, междурядья не вскопал, опор не поставил, прополку пропустил, короче говоря, не ухаживал за виноградником, но пожар учинить он вполне может!) Задание №3. – По ключевым словам отгадайте сказку. Приложение 1 <Слайд № 4> Терновый куст Овца Птица-ткачик Паук Рак – Расположите слова в порядке встречи Видека с героями. Какие подарки подарили герои Видеку? За какие качества Видек получил новую рубашку? Задание №4. – В каких сказках мы находим ответы на следующие вопросы. Приложение 1 <Слайд № 5> Почему лисы ходят с вытянутыми хвостами? – Ответьте на вопрос так, как об этом сказано в сказке. Почему у волка нет шубы? Почему гуси летают вереницей? Задание №5. – Из каких сказок эти волшебные предметы? Приложение 1 <Слайд № 6> Медное колечко, на ободке вырезаны дракон и цапля. Жёрнов. Задание №6. – В какой сказке больше всего вопросов и ответов на эти вопросы? (“Откуда взялась Даугава”) Приложение 1 <Слайд № 7, 8> IV. Физминутка.V. Работа со сказками.– Мы вспомнили многие сказки, которые читали. А хотите познакомиться ещё с другими сказками? – Текст сказок и задание к ним вы найдёте на столах своей группы. Следуйте инструкции. Сначала со сказками познакомитесь в своей группе, а потом представите свою сказку всему классу. Самостоятельная работа учащихся в группах. Работа первой группы. “Как голубь учился гнездо вить.” Приложение 2. Задание– инструкция.
Работа второй группы. “Почему кот моется после еды.” Приложение 3. Задание-инструкция.
Работа третьей группы. “Почему у месяца нет платья.” Приложение 4. Задание-инструкция.
Работа четвёртой группы. “Как волк стал птичкой.” Приложение 5. Задание-инструкция.
Проверка. Фронтальная работа по прочитанным сказкам. -Сейчас каждая группа познакомит нас с новой сказкой. Я прошу вас быть очень внимательными, потому что потом будет задание по сказке для всего класса по прослушанным сказкам. Работа со сказкой первой группы. Приложение 1 <Слайд № 9, 10> – Прочитайте по абзацам. – Какое заглавие вы выбрали? – Задайте вопросы по сказке:
– Посмотрите на слайд. Там вы видите птиц, о которых мы только что прочитали. Приложение 1 <Слайд № 11> – Это горлица на гнезде. Так называют самку дикого голубя. Приложение 1 <Слайд № 12> – Посмотрите фильм о дрозде. Фильм из БЭКМ Релаксация. – Кто слышал голос певчего дрозда? Послушайте запись голоса; закройте глаза и представьте, что вы находитесь в лесу на отдыхе. Приложение 1 <Слайд № 13> Звуковая запись песни дрозда из БЭКМ Работа со сказкой второй группы. Приложение 1 <Слайд № 14, 15> – Какое название вы выбрали для своей сказки? – Посмотрите, совпадает ли оно с народным названием. – Слушаем сказку внимательно. – Анализируем главных героев. Приложение 1 <Слайд № 16> – А вы знаете, почему на самом деле кошачьи так тщательно вылизывают себя? – Кошки – это хищники. Добывают себе пищу выслеживанием. Чтобы добыча не почувствовала их приближение, кошка подкрадывается бесшумно. У животных очень развито обоняние– нюх, поэтому коты вылизывают себя очень тщательно, чтобы добыча их не почувствовала. Работа со сказкой третьей группы. Приложение 1 <Слайд № 17> – Как вы расположили части по порядку? Проверьте свои предположения. Приложение 1 <Слайд № 18> – Какое природное явление хотели объяснить люди, придумавшие эту сказку? – А вы наблюдали, какая бывает разная луна? По научному это называется фазы луны. Фильм о фазах луны из БЭКМ. Работа со сказкой четвёртой группы. Приложение 1 <Слайд № 19, 20> Как вы расположили части по порядку? Проверьте свои предположения. – Ответьте на вопросы. – О чём мечтал волк? Исполнилась ли его мечта? Как поняла лиса мечту волка? Какова основная мысль сказки? (Точнее выражать свои желания и мысли.) VI. Итог.– Мы прочитали сказки разных народов. Что объединяет эти сказки? – Чем же интересны эти сказки? Можно ли по сказкам определить, где живут народы, чем занимаются, что их волнует? – Какое объяснение даёт сказка: научное или художественное? Приложение 1 <Слайд № 21> – Вы тоже пытались ответить на вопрос: “Почему снег белый?” Послушайте и определите, какое объяснение нашли ваши товарищи на этот вопрос. (Чтение сообщений-сочинений о снеге учащихся.) – Где можно найти научное объяснение? (В энциклопедиях.) – Я желаю вам оставаться подольше Почемучками, задавать себе вопросы обо всем, что вас интересует: – Почему у огурца пупырышки? – Почему у розы шипы? – Почему крокодила так назвали? – И пытаться отвечать на эти вопросы, читая книги, наблюдая за окружающим, слушая других. Приложение 1 <Слайд № 22> Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |