Преподавание русского языка Урок русского языка в 6-м классе по теме: "Комплексный анализ текста. Очерк А. Коптяевой "Края родные"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 879 Долотова Надежда Николаевна Цели урока:
Ход урока I. Слово учителя: На уроках литературы мы познакомились с произведениями Антонины Дмитриевны Коптяевой, известной писательницы, чье детство прошло в нашем городе. - Какой вы запомнили писательницу, прочитав ее произведения, особенно очерк “Края родные”? (Любящей свою “малую родину”, родной край, внимательно всматривающейся и вслушивающейся в природу родного края, чуткой к “живому меткому слову”). Да, писать с такой любовью, восхищением о родных местах, где прошло детство, может только тот, кто душой и сердцем предан родному краю, памяти о нем, как Антонина Коптяева. Сегодня на уроке мы с вами постараемся быть наблюдательными, внимательно всматривающимися и вслушивающимися в слова текста А.Коптяевой (отрывок из очерка “Края родные”), который будем анализировать на уроке. Трогательно, с любовью писала А.Коптяева о нашем городе. Послушаем отрывок из очерка “Края родные” (подготовленное чтение текста ученицей). - Понравился текст? - Чем понравился? Докажите, что это текст. (Сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически, последовательно расположены слова в предложениях, предложения – в тексте, значит, это текст). - Что узнаем из текста? О чем он? Какова его тема? (Встреча с “малой родиной”). - Найдите в тексте реалии “малой родины” (слова и выражения, рисующие картину родного края). - Какова основная мысль текста? (Автор испытывает чувство радости от встречи с “малой родиной”, родными зейскими местами). - В каких словах она выражена? (Последний абзац текста). - В чем отражена тема, идея текста? (В заглавии “Края родные”). - Как по-другому можно озаглавить отрывок из очерка? (Конкурс на лучшее заглавие. Сравните с авторским названием). - Определите тип текста. Описание чего? - Попытаемся определить стиль текста. (Художественный). - Докажите. (Художественное произведение, автор словами рисует картины, образы). - Какие картины родного города вы представляете, читая этот текст? (Устное словесное рисование с опорой на личные впечатления от города. Заочное путешествие по улицам Зеи). (Выставка рисунков учащихся на тему “Родной город”). - Какие средства художественного стиля использует автор? (Метафору, олицетворение, эпитеты, сравнения). II. Самостоятельная работа: - Найти в тексте эти художественные средства. Для чего автор использует их? Вывод учащихся после самостоятельной работы: с помощью художественных средств писательница “оживила”, “раскрасила”, “одушевила” картину родного края, передала свое отношение к родным местам. - Как звучат слова А.Коптяевой о родном городе? (С легкой грустью, но радостно, счастливо). - Картина создана еще и с помощью красок, звуков. Оформление записи на доске: Картина родного края:
Да, “здесь мало увидеть, здесь нужно всмотреться”, “здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно”. Всмотримся и вслушаемся в картину родных мест. - Слов какой части речи здесь больше? - Почему? - Приведите примеры прилагательных, с помощью которых описывается родной город. (“Дом родной”, “знакомый двор”, “старый-престарый, но добротный флигель”, “дальневосточный обычай”, “родное подворье”). - Какие слова являются ключевыми, главными, отражающими идею, тему текста, его настроение? (“Здравствуй, дом родной!”) - Как вы понимаете эти слова? (“Здравствуй” - форма приветствия – “будь здоров, благополучно живи”; пожелание здоровья). - Давайте всмотримся в слово “здравствуй”. Какое “лицо” у него? Составим “портрет” слова. - Какие однокоренные слова можно подобрать к слову? (Здравствуй, здравствовать, здравие, здравица, здравница, здравоохранение. Лексическое значение в корне). - Какие детали “портрета” слова вы заметили? Морфемный состав:
Морфемный состав дан по грамматико-орфографическому словарю русского языка Б.Т. Панова, А.В. Текучева. Морфологические признаки: Здравствуй – гл., несов. В., неперех., I спр., повел. Накл., ед. ч., 2 л.. Звуковой состав: З д р а с т в у й – 10 букв, 9 звуков. - Почему не совпадает количество букв и звуков? Орфографический наряд слова: Здравствуй (непроизносимый согласный в корне). Посмотрите на “окружение” слова: искренность пожелания здоровья подчеркивает словосочетание “родной дом”. Родным мы всегда желаем здоровья. - Над предложением стоит цифра 7. Что это значит? - Сколько пунктограмм в этом предложении? (Знаки препинания при обращении, знаки препинания в конце предложения). - Почему в конце предложения стоит восклицательный знак? (Передает чувства, эмоции автора). Какие чувства? (Радости от встречи с родным домом, счастья, благодарности). - Выполните синтаксический и пунктуационный разбор предложения. - Конкурс на самого зоркого. Сколько орфограмм в слове “старый-престарый”? Какие орфограммы? Выполните орфографический разбор. - Какие еще орфограммы встречаются в тексте? Приведите примеры слов.
- Обозначьте известные пунктограммы.
- Вы обратили внимание на знаки препинания в конце предложений, употребляемые писательницей? Почему в трех последних предложениях стоит многоточие? - Прочитайте текст с правильной интонацией. Какая фраза из текста показалась вам самой интересной, красивой, выразительной, понравилась больше других? Обоснуйте ответ, свяжите его с темой и идеей текста. Это был рассказ Антонины Коптяевой о родных местах, пробуждающий и в нас чувство любви, уважения к “малой родине”, родному краю, родной Зее. Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру “Мой город”, “Мой родной дом”, “Дом (место), где я родился”. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |