Преподавание русского языка Урок по русскому языку "Заглавная буква в именах собственных"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1102 Дорошенко Анна Викторовна, учитель начальных классов Цель:
Оборудование: изображения животных (коровы, собаки, кошки и т.д.), 2 карты, стихотворение Измайлова на каждую парту. Ход урокаКакое сейчас время года? Зима, а это холода, морозы. И чтобы вы не заболели, ваши мамы стараются давать вам больше витаминов, но не все витамины вкусные и сладкие. Представьте, что мама просит вас съесть целый лимон. Какое у вас будет лицо? Надеюсь, вы не с таким кислым выражением лица пришли на урок. А теперь представьте, что кушаете что-то вкусное. Вот такое выражение лица, я надеюсь, будет у вас до конца урока. 1. Мобилизующий этап.У. Начнем наш урок русского языка с такого задания. Две девочки Оля и Маша имеют разные фамилии – Петрова и Сидорова. У Оли фамилия Сидорова. Какая фамилия у Маши? Д. У Маши фамилия Петрова. У. Что вы можете сказать о словах в этом задании? Д. Слова Маша и Петрова пишутся с заглавной буквы. У. Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке? 2. Постановка задачиУ. Сегодня класс отправляется в Страну больших букв, вспомните, когда вы впервые познакомились с большой буквой и что о ней узнали? 3. Минутка чистописанияНа доске слова: яблоко, каток, Костя, океан, ракита. У. Найдите лишнее слово. Почему? У. Букву, которую вы будете писать на минутке чистописания, вы угадаете сами. Для этого найдите общее в этих словах. Д. В каждом слове имеется буква К. У. Охарактеризуйте звук, который обозначает буква К в данных словах. Д. Согласный, глухой, парный; в словах яблоко, Костя и каток – твёрдый, а в словах океан и ракита – мягкий. У. Определите порядок следования букв в данном ряду: Кка Ккя Кке Кк… Д. Заглавная К, строчная к, гласная буква с начала алфавита чередуется с заглавной К, строчной к и гласной с конца алфавита. У. Продолжите эту запись, ориентируясь на алфавит. У. Посмотрите на доску. Здесь какая то карта с непонятным названием. Скажите, что нужно сделать, чтобы получилась понятная фраза? (2 карты)
Д. Разделить на слова. Их здесь три. У. Запишите. О чём надо помнить? Д. Начало пишу с большой буквы. В конце ставлю точку. (под этой картой – карта Барабинского района) У. Почему Барабинск пишется с заглавной буквы? У. Что ещё пишется с заглавной буквы? (название улицы К.Маркса, название озера Новочёрновское) 4. Зрительно-слуховой диктант.У. Прочитайте стихотворение Измайлова и подумайте, в каких строчках, на ваш взгляд, заключена главная мысль.
Д.
У. Вот сегодня на уроке и подведём итог тому, что же пишется с большой буквы и почему. Давайте по порядку. Найдите и прочитайте ещё раз то, что мы обязаны замечать всегда Задание 1. Найдите начало своего предложения и запишите его. (1 ряд пишет 1 предложение, второй – 2, третий – 3)
Задание 2. Образуйте от имени фамилию и запишите её. Работа по парам. (каждой паре карточка с именем)
5. Физкультминутка.У. Я буду читать стихотворение. Если прозвучит слово, которое пишется с маленькой буквы, вам надо присесть. Если услышите слово, которое пишется с заглавной буквы, надо подпрыгнуть и хлопнуть в ладоши над головой.
6. Словарно-орфографическая работа.Составьте слова, используя буквы игрового поля и ориентируясь на шифр.
ШИФР:
Д. Корова и молоко. У. Что обозначает слово корова? Что обозначает слово молоко. Что общего в словах молоко и корова? Д. Корова даёт молоко. Буквы, которые нужно запомнить – две буквы о. У. Давайте дадим кличку корове. А молоко мы можем как-нибудь назвать? 7. ЗакреплениеУ. А теперь выполним упражнение, в котором есть одно из этих слов.
– Что заставило вас улыбаться? Д. Как смешно назывались животные. Поэт перепутал все клички. У. Давайте наведём порядок и напишем правильно. Дети выполняют задание. Вопросы к заданию:
А теперь сыграем в игру «Угадай-ка». Я буду называть имя и отчество ученика нашего класса, а вы угадаете фамилию, и мы все вместе её запишем.
У. Как вы думаете, почему фамилия пишется с заглавной буквы? Д. Это имя семьи, а его мы должны произносить с гордостью, и писать с большой буквы Задание 3. Образуйте от имени Николай отчество и фамилию и запишите. – Кому доводилось слышать о богатыре Илье Муромце? А задумывались ли вы над тем, Муромец – это фамилия или отчество? Свободные высказывания детей.
Как же звать героя по имени-отчеству? Запишите. Д. Илья Иванович Муромец. 8. Комментированное письмо.Все вы читали произведение Э.Успенского "Дядя Фёдор, пёс и кот". В какой деревне они жили? Как вы думаете, почему деревня так называлась? (Дядя Фёдор и кот Матроскин жили в деревне Простоквашино.) У. Имена, отчества, фамилии, клички животных – всё это пишется с заглавной буквы, но мне кажется, мы про что-то забыли. Д. С большой буквы пишутся ещё географические названия. У. Приведите примеры слов – географических названий. Диктовка
9. Итог урока.(по картам, картинкам и своим ФИО) Дети рассказывают, где и почему встречается большая буква, приводя в доказательство примеры. А теперь покажите, какое у вас настроение. Давайте возьмёмся за руки, закроем глазки и постараемся передать хорошее настроение друг другу. 10. Домашнее заданиеПридумать сказку о большой букве. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |