Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Нравственный урок А.С. Пушкина (по повести "Станционный смотритель"). 6-й класс
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание литературы

Нравственный урок А.С. Пушкина (по повести "Станционный смотритель"). 6-й класс


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 1567

Борискова Татьяна Николаевна, учитель русского языка и литературы

Цели:

  • учить делать анализ художественного текста – формирование знаний; знакомить с “воздушной и выразительной” прозой А.С. Пушкина;
  • учить отмечать ясность, точность пушкинской речи, находить меткие авторские характеристики, описания, разъяснения, учить рассуждать, делать выводы – формирование специальных умений по предмету;
  • прививать нравственные нормы с точки зрения христианско-православного просвещения; добиваться живой связи между излагаемым материалом и внутренней духовной жизнью осужденных, добиваться осмысления воспитанниками идеи произведения и проведения аналогии между изучаемым произведением и фактами своей биографии.

Ход урока

1. Проверка знаний учащихся. Фронтальный опрос.

  • Творчество какого писателя мы изучаем?
  • Какую повесть прочитали на прошлом уроке?
  • Что мы узнали о жизни станционного смотрителя?

2. Постановка темы. Определение задач урока.

Сегодня на уроке мы проведем анализ повести “Станционный смотритель”, поговорим о художественных и композиционных особенностях произведения, проследим историю жизни главных героев повести, поговорим о собственных ошибках и заблуждениях. Главный вопрос, на который вы должны ответить в конце занятия – какой нравственный урок дает нам Пушкин?

3. Анализ художественного текста с использованием приемов развивающего обучения.

1. Работа над композиционными особенностями текста.

Аналитическая беседа.

Определяем, что текст можно разделить на 3 части.

  • 1 часть – встреча автора с Самсоном Выриным и его красавицей дочерью.
  • 2 часть – рассказ Самсона Вырина о судьбе Дуни.
  • 3 часть – литератор узнал о смерти станционного смотрителя и дальнейшей жизни его дочери.

Во второй части повести автор, чтобы усилить эмоциональное воздействие использует композиционный прием.

Контрастность: грязный, заброшенный угол, спившийся алкоголик, спавший под тулупом – отец;

чистая мостовая, богатый дом, великолепная красавица, “одетая со всею роскошью моды” – дочь.

2. Определение незнакомой лексики текста.

  • Какие особенности в стиле текста вы отметили?
  • Все ли слова понятны?

Давайте выпишем незнакомые слова на доску и найдем его лексическое значение в “Словаре русского языка” С.И.Ожегова (обитель, ротмистр, притча, кокетка и т.д.).

3. Работа над текстом повести.

Ваша задача – внимательно вглядывайтесь в текст, ищите меткие пушкинские характеристики, описания, разъяснения. Отвечайте на вопросы только пушкинским текстом.

  • Каким предстал Самсон Вырин перед автором в первой встрече?
  • Как выглядело жилище станционного смотрителя?
  • Как относился Самсон Вырин к дочери?
  • Какой была Дуня?

Делаем вывод: счастлив ли Самсон Вырин? Почему жизнь “маленького человека” кажется ему счастливой?

Потому что рядом со станционным смотрителем живет маленькое солнышко, которое преображает убогое жилище, есть любовь и преданность, что цены не имеет.

А что за история представлена в картинках, украшающих комнату?

Давите эту историю пронаблюдаем в цитатах.

Запись тезисов по ходу беседы.

История блудного сына

1. “... старик отпускает беспокойного юношу...”

2. “...изображено развратное поведение молодого человека...”

3. “...в лице раскаяние...”

“...в рубище пасет свиней и разделяет с ними трапезу...”

4. “...возвращается к отцу, стоит на коленях...”

  • А что было под каждой картинкой?
  • Какая меткая пушкинская характеристика бросается в глаза?
  • Что символизирует определение “немецкие”?

(Прочность, надежность идеи, которую проповедует создатель притчи).

Как вы думаете, для чего Пушкин ввел в сюжет повести “Притчу о блудном сыне”?

Это как-то касается Дуни и ее отца?

Образ Дуни отчетливее вырисовывается из ее дальнейшего поведения.

  • Какой поступок девушки нагнетает чувство тревоги? (Поцелуй.)

Прошло три года. Судьба вновь забрасывает автора на забытую богом станцию.

Ищем цитаты – ответы.

  • Как изменился смотритель и его жилище?
  • О ком спросил автор Самсона?

Делаем вывод: через три года рассказчик не узнал станционного смотрителя. Самсон Вырин сник, сгорбился, стал “хилым стариком”, потому что солнышко его закатилось, жизнь потеряла смысл. Солнышко теперь освещает жизнь другого – молодого гусара, поклявшегося смотрителю, что Дуня будет счастливой. Давайте историю Дуни пронаблюдаем в цитатах.

Запись тезисов по ходу беседы.

История Дуни

1. “... Дуня со станции отправилась с гусаром...”

2. “... прекрасная барыня ехала в карете в шесть лошадей...”

3. “...одетая со всею роскошью моды... с нежностью смотрела на Минского...”

4. “...легла здесь (на могилу отца) и лежала долго...”

Перед вами репродукция Венециана “Дуня на могиле отца”, а это репродукция с картины Рембрандта “Возвращение блудного сына”. Какая история производит более тяжкое впечатление и почему?

Делаем вывод: раскаяние Дуни более мучительное, ведь она застала вместо отца могилу, и некому было сказать: “Прости!”. Дочь вернулась слишком поздно. До конца жизни нести ей тяжкий крест – быть виновницей отцовской смерти. Дуня предала отца. Какая деталь тексте говорит об этом?

  • Что дала “славная барыня” мальчику?

Серебряная монета – символ предательства.

(Иуда предал Христа за тридцать серебренников).

  • А как вы думаете простил бы отец Дуню?

Родительская любовь беспредельна. Это мы видим на картинке Рембрандта. Блудный сын и Дуня поняли, что родительская любовь – это то, без чего нельзя жить на свете. Дуне можно что-либо исправить?

4. Организация самостоятельной работы учащихся.

Если для Дуни, к сожалению, ничего исправить нельзя, тогда для чего Пушкин написал эту повесть?

История блудного сына и Дуни как-то касается вас?

Давайте заполним такую же колонку, как у героев повести А.С.Пушкина.

История моей жизни

1. Когда вступил на ложный жизненный путь?

2. Какие ошибки и заблуждения совершил в жизни?

3. За что осужден к лишению свободы?

4. Какой нравственный урок дал нам А.С. Пушкин?

В отличие от Дуни у вас есть шанс. Какой?

Все вы, ребята, рано или поздно освободитесь из мест лишения свободы, вас ждут и любят родные. Каждого встретят и непременно простят, так как родительская любовь выше обид и сомнений. Перед вами бумага и конверты. Посмотрите еще раз на картину “Возвращение блудного сына”, представьте себя на его месте и напишите тем, кто вас ждет, самые главные в жизни слова.

(Звучит песня М.Таривердиева “Где-то далеко...” в исполнении Л.Агутина.)

А теперь ответьте на проблемный вопрос: Какой нравственный урок дал нам А.С.Пушкин? Ответ запишите в последнюю колонку истории вашей жизни.

5. Подведение итогов урока.


Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21