Преподавание литературы Нравственный урок А.С. Пушкина (по повести "Станционный смотритель"). 6-й классNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1567 Борискова Татьяна Николаевна, учитель русского языка и литературы Цели:
Ход урока 1. Проверка знаний учащихся. Фронтальный опрос.
2. Постановка темы. Определение задач урока. Сегодня на уроке мы проведем анализ повести “Станционный смотритель”, поговорим о художественных и композиционных особенностях произведения, проследим историю жизни главных героев повести, поговорим о собственных ошибках и заблуждениях. Главный вопрос, на который вы должны ответить в конце занятия – какой нравственный урок дает нам Пушкин? 3. Анализ художественного текста с использованием приемов развивающего обучения. 1. Работа над композиционными особенностями текста. Аналитическая беседа. Определяем, что текст можно разделить на 3 части.
Во второй части повести автор, чтобы усилить эмоциональное воздействие использует композиционный прием. Контрастность: грязный, заброшенный угол, спившийся алкоголик, спавший под тулупом – отец; чистая мостовая, богатый дом, великолепная красавица, “одетая со всею роскошью моды” – дочь. 2. Определение незнакомой лексики текста.
Давайте выпишем незнакомые слова на доску и найдем его лексическое значение в “Словаре русского языка” С.И.Ожегова (обитель, ротмистр, притча, кокетка и т.д.). 3. Работа над текстом повести. Ваша задача – внимательно вглядывайтесь в текст, ищите меткие пушкинские характеристики, описания, разъяснения. Отвечайте на вопросы только пушкинским текстом.
Делаем вывод: счастлив ли Самсон Вырин? Почему жизнь “маленького человека” кажется ему счастливой? Потому что рядом со станционным смотрителем живет маленькое солнышко, которое преображает убогое жилище, есть любовь и преданность, что цены не имеет. А что за история представлена в картинках, украшающих комнату? Давите эту историю пронаблюдаем в цитатах. Запись тезисов по ходу беседы. История блудного сына 1. “... старик отпускает беспокойного юношу...” 2. “...изображено развратное поведение молодого человека...” 3. “...в лице раскаяние...” “...в рубище пасет свиней и разделяет с ними трапезу...” 4. “...возвращается к отцу, стоит на коленях...”
(Прочность, надежность идеи, которую проповедует создатель притчи). Как вы думаете, для чего Пушкин ввел в сюжет повести “Притчу о блудном сыне”? Это как-то касается Дуни и ее отца? Образ Дуни отчетливее вырисовывается из ее дальнейшего поведения.
Прошло три года. Судьба вновь забрасывает автора на забытую богом станцию. Ищем цитаты – ответы.
Делаем вывод: через три года рассказчик не узнал станционного смотрителя. Самсон Вырин сник, сгорбился, стал “хилым стариком”, потому что солнышко его закатилось, жизнь потеряла смысл. Солнышко теперь освещает жизнь другого – молодого гусара, поклявшегося смотрителю, что Дуня будет счастливой. Давайте историю Дуни пронаблюдаем в цитатах. Запись тезисов по ходу беседы. История Дуни 1. “... Дуня со станции отправилась с гусаром...” 2. “... прекрасная барыня ехала в карете в шесть лошадей...” 3. “...одетая со всею роскошью моды... с нежностью смотрела на Минского...” 4. “...легла здесь (на могилу отца) и лежала долго...” Перед вами репродукция Венециана “Дуня на могиле отца”, а это репродукция с картины Рембрандта “Возвращение блудного сына”. Какая история производит более тяжкое впечатление и почему? Делаем вывод: раскаяние Дуни более мучительное, ведь она застала вместо отца могилу, и некому было сказать: “Прости!”. Дочь вернулась слишком поздно. До конца жизни нести ей тяжкий крест – быть виновницей отцовской смерти. Дуня предала отца. Какая деталь тексте говорит об этом?
Серебряная монета – символ предательства. (Иуда предал Христа за тридцать серебренников).
Родительская любовь беспредельна. Это мы видим на картинке Рембрандта. Блудный сын и Дуня поняли, что родительская любовь – это то, без чего нельзя жить на свете. Дуне можно что-либо исправить? 4. Организация самостоятельной работы учащихся. Если для Дуни, к сожалению, ничего исправить нельзя, тогда для чего Пушкин написал эту повесть? История блудного сына и Дуни как-то касается вас? Давайте заполним такую же колонку, как у героев повести А.С.Пушкина. История моей жизни 1. Когда вступил на ложный жизненный путь? 2. Какие ошибки и заблуждения совершил в жизни? 3. За что осужден к лишению свободы? 4. Какой нравственный урок дал нам А.С. Пушкин? В отличие от Дуни у вас есть шанс. Какой? Все вы, ребята, рано или поздно освободитесь из мест лишения свободы, вас ждут и любят родные. Каждого встретят и непременно простят, так как родительская любовь выше обид и сомнений. Перед вами бумага и конверты. Посмотрите еще раз на картину “Возвращение блудного сына”, представьте себя на его месте и напишите тем, кто вас ждет, самые главные в жизни слова. (Звучит песня М.Таривердиева “Где-то далеко...” в исполнении Л.Агутина.) А теперь ответьте на проблемный вопрос: Какой нравственный урок дал нам А.С.Пушкин? Ответ запишите в последнюю колонку истории вашей жизни. 5. Подведение итогов урока. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |