Преподавание русского языка Прямое и переносное значение словNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 4082 Целоусова Елена Викторовна, учитель русского языка и литературы Тема: «Золота мама» («Переносное значение слов») Цели урока: Обучающая:
Развивающая:
Воспитательная:
Ход урока 1. Организационный момент. Ребята рассаживаются по группам 2. Стадия вызова. 2.1 Ребята, 2 -3 дня назад я шла по улице, а впереди меня шла мать и дочь. Я оказалась невольной слушательницей их разговора. - Ты к нам на классный вечер не ходи. А то, как колхозница вечно одета, только позорить меня будешь, отчитывала дочь свою мать. А мама шла, опустив голову, и молчала. - Сто рублей дашь на газводу и конфеты? – как ни в чем не бывало продолжала дочь. 2.2 После услышанного разговора мне захотелось поговорить с вами о маме. Тема урока «Золотая мама». Как вы понимаете тема- загадка, вы сами сформулируете и тему и задачи нашего урока. 2.3 Но прежде посоревнуемся. Запишите в тетрадь те качества, которые надо развивать девочке, обидевшей свою мать (сердечность, человечность, гуманность, доброта, заботливость, добродушие, отзывчивость*, чуткость*- *работа со словариком учебника Ладыженской). 2.4 Запишите отрицательные качества характера девочки (эгоизм, себялюбие, бессердечность*, бесчеловечность*, жестокость*- *работа со словариком учебника Ладыженской). 2.5 В каком произведении сын стыдился верхней одежды матери, отрекшись от нее? («Мальчик – звезда» О. Уайльд) 2.6 Дайте добрый совет девочке? (Девочке необходимо извиниться перед мамой. Можно за один день выучиться кормить тамогочи - игрушечного цыпленка, но учиться на человека нужно всю жизнь). 3. Определение темы и цели урока. Ребята получают кейс № 1. Ребята, послушайте стихотворение «Золотая мама» и определите значение слова «золотой» Кейс № 1 У мамы сердце золотое Задание к приложению:
Один человек в группе ищет лексическое значение слова «золотой» в словаре Ожегова. Группы отвечают на вопросы. (Золотая мама - хорошая мама; золотое сердце – доброе, человеческое, отзывчивое; золотая голова – умная; золотые руки – умелые; золотой человек – хороший, добрый.) Да, это не прямое значение слов, переносное. Какой пометой обозначается в словаре? (перен.). В словарной статье переносное значение стоит в конце статьи. Переносные значения слов – средства выразительности речи. Они делают текст живым, красочным, выразительным. 4. Работа с кейсом №2 . Анализ. Перед вами кейс. Внимательно прочитайте предложенный текст Легенда Был у матери единственный сын. Женился он на девушке ослепительной красоты. Но сердце у молодой жены было черное, а характер тяжелый. Говорит она мужу: «Пересели мать в сарай, пусть не ходит в хату». Боялась мать холодных глаз снохи, только по ночам выходила она из темного сарая. Но и этого было мало красавице. Вот она и говорит мужу: «Если не хочешь потерять меня, вынь из груди сердце и принеси его». Не дрогнуло сердце сыновье, околдовало его красота жены. Сын повел мать к реке и убил. Пошел обратно, а сердце положил на ладонь. Споткнулся он о камень, упал, ударился, а горячее сердце упало окровавленное на утес и прошептало: «Сыночек золотой, не больно ли ты ушиб колено? Присядь, отдохни!» (Легенда Сухомлинского дается автором урока в вольном переложении). - Подчеркните в тесте словосочетания с переносным значение. Как они характеризуют героев? - Подберите к найденным словам примеры с прямым значением. - Над каждым словосочетанием поставьте цифру, соответствующее переходу значения на основе сходства: 1 цвета (ослепительная красота, черное сердце); 2 веса (тяжелый характер); 3 тепла (холодные глаза, горячее сердце); 4 высокое качество металла (золотой сыночек); 5действия людей приписываются неживым предметам (потерять меня, околдовала красота) 4.2 А сейчас, ребята, придумайте продолжение легенды. Напишите 2 -4 предложения, включив слова с переносным значением. 4.3 Социализация. Несколько человек зачитывают свои варианты окончания этой истории. 5. А хотите узнать, как заканчивается эта легенда у автора? (Продолжение легенды). Из глаз сына побежали слезы, закружилась голова. Вложил он сердце обратно, облил горячими слезами. Понял он, что никто и никогда не любил его так преданно и бескорыстно, как родная мать. И столь огромной и неисчерпаемой была материнская любовь, столь глубоким и всесильным было желание материнского сердца видеть сына радостным и беззаботным, что ожило сердце, закрылась растерзанная грудь, встала мать и прижала курчавую голову к груди. Не захотел после этого сын возвращаться к жене, в груди которой было каменное сердце. Не вернулась и мать. (Легенда Сухомлинского дается автором в вольном переложении). 6. Итоги урока. Рефлексия. Беседа по вопросам: - Удалось ли нам ответить на вопросы, поставленные в начале урока? Сформулируйте определение. Удачно ли мы назвали урок? Придумайте другие варианты названия урока. («холодное сердце», «тяжелый характер» и т.д.) - Где мы можем применять полученные знания? Для чего нужны переносные значения слов? - Обсудите в группах, какова главная тема легенды Сухомлинского? Чему учит нас эта легенда? Работа в группах. Вывод: Внешняя красота, как у жены – красавицы, порой ничего не значит. Мы судим о человеке по поступкам и делам. Нельзя предавать близких. Материнское сердце всепрощающее. Самое страшное для человека – смотреть и не видеть зло (как сын), привыкать ко злу или помогать его творить. Не допускайте унижения человеческого достоинства! 7. Домашнее задание Составить синквейн, посвященный переносному значению. Из словарика учебника выписать 5-6 слов с переносным значением. Составить с этими словами текст (для слабых учащихся – предложения). Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |