Преподавание литературы Урок литературы в 5-м классе. Тема: "А.С. Пушкин "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях". Явная и неявная фантастика в волшебной литературной сказке"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 3775 Макаршина Оксана Александровна, учитель русского языка и литературы Цели:
Оборудование: компьютер, проектор, экран, шкатулка с "волшебными" предметами, фломастеры, презентация. Ход урока (в сопровождении мультимедийной презентации) Здравствуйте, ребята. Когда я так же, как и вы, училась в 5-м классе, то читала огромное количество книг. И уже тогда я поняла, что в художественном произведении всё неслучайно, любая художественная деталь, любое слово в книге неслучайны. Давайте в этом сегодня убедимся. Поэтому наш урок я предлагаю провести в форме исследования. Вы члены научного общества. Я ваш научный руководитель. Объект исследования - сказка А.С.Пушкина "Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях". Тема исследования - Явная и неявная фантастика в волшебной литературной сказке. Гипотеза нашего исследования будет такой - всё в сказке А.С.Пушкина неслучайно. Поскольку сказка у нас волшебная, позвольте выступить мне в роли волшебника. Как у любого мага и чародея у меня есть свои фантастические предметы. Перед вами волшебная шкатулка. Попробуйте догадаться, какой волшебный предмет я сейчас достану? Этот предмет есть практически у каждого волшебника, глядя в него, он предвидит будущее, находит ответы на любые вопросы. (Книга). Так как мы сегодня проводим исследование, то моя волшебная книга будет служить нам справочником, в котором мы сможем найти ответы на все интересующие нас вопросы. Уважаемые члены научного общества, начнём наше исследование с темы. - Какие слова вам показались незнакомыми, непонятными? (Явная и неявная). Разберёмся в теме поэтапно. Начнём со слова "сказка". - Что такое сказка? (Ответы) Для того чтобы проверить, я предлагаю заглянуть в волшебную книгу. - Какая сказка является литературной? (Презентация. Тест. Учащиеся выбирают правильный вариант ответа.) - Какая сказка является волшебной? (Презентация. Тест. Учащиеся выбирают правильный вариант ответа.) Молодцы, действительно, всё знаем. Теперь давайте попробуем догадаться, что же такое явная и неявная фантастика? - Каково лексическое значение слова "явный"? Обратимся к волшебной книге. (Презентация). Вывод: явная фантастика - это те волшебные предметы, которые мы открыто видим в сказке. Например, моя волшебная книга. О неявной фантастике мы можем лишь догадываться, обладая умением читать между строк. С темой исследования мы разобрались. (Креплю таблички "Явная фантастика", "Неявная фантастика") Переходим к первому этапу нашего исследования. Волшебная шкатулка. Догадайтесь, какой волшебный предмет я сейчас достану?
- В каком эпизоде сказки мы впервые встречаемся с этим предметом? - Каким волшебным свойством обладало зеркало? - Куда мы отнесём этот предмет: к явной или к неявной фантастике? (Крепится слово зеркало в схему в столбик с названием "Явная фантастика"). - А вы никогда не задумывались, почему именно зеркало? А может, в самом предмете кроется причина? (Ответы) Замечательно. Проверим свои предположения. Заглянем в волшебную книгу. - Что же скрывается за этим волшебным предметом? (Что его хозяйка - ведьма). Прочитаем ещё раз строки о царице (Комментированное чтение стр.54, 2стол. 3строч. Читают дети). - Какими эпитетами награждает её автор? - Давайте вспомним, какими чертами характера обладает ведьма в других сказках? (Злая) - В каком эпизоде сказки Пушкин впервые показывает нам истинное лицо царицы? (Ответы учащихся) (Комментированное чтение отрывка. Читает учитель. Стр. 55. "Ах, ты..") - Каким цветом можно раскрасить чувства и настроение царицы в этом отрывке? (Чёрным) - Использует ли Пушкин слова с корнем -чёрн- в этом отрывке? (Постоянный эпитет чёрная зависть и Чернавка.) (Кто такая Чернавка? Понятно из контекста?) (Презентация) - А кто знает, что обозначает чёрный цвет? (Ответы) Заглянем в волшебную книгу. - Подтвердили мы свои предположения? - К какой фантастике мы это отнесём? (К неявной.) (Крепится табличка) Увидели, что Пушкин напрямую не говорит, что мачеха - ведьма, а при помощи определённых символических предметов, изобразительных средств языка, раскрывая определённые черты характера, показывает нам это. Следующий этап нашего исследования. Вновь волшебная шкатулка. Следующий предмет, который я достану, это магическая цифра. Догадайтесь, какая. (Семь). - В каком эпизоде сказки мы встречаемся с этой цифрой? Зачитываем этот отрывок (Комментированное чтение. Читает учитель. Стр. 55.) Задание: поставить букву П там, где нужно проверить предположения главной героини. - Что нужно проверить? (Действительно ли, люди добрые живут) Проведём исследования в группах. Группы исследуют разные отрывки из текста. Представляем результаты исследования. Руководители групп делают сообщения. Мы с вами подтвердили свои предположения. Продолжаем исследование. - Всё-таки причём здесь магическая цифра семь? Почему именно семь богатырей? (Ответы) Заглянем в волшебную книгу? Пушкин, используя цифру семь, намекает нам, что царевна столкнётся с добрыми сказочными персонажами. - Какая это фантастика: явная или неявная? (Неявная. Крепится табличка) А теперь, поскольку я сегодня работаю волшебником, позвольте мне вам продемонстрировать магическую силу цифры семь. (Физпауза) Попрошу вас всех встать.
- Поднялось у вас настроение? Правда, магическая цифра семь? Следующий этап нашего исследования. Угадайте, какой предмет я достану из волшебной шкатулки:
- В каком эпизоде сказки говорится о яблоке? (Ответы) - В кого превращается мачеха в этом отрывке? (Черница) - Почему Пушкин опять использует слово с корнем -чёрн-? - Что оно принесёт? (Смерть) - Почему мачеха отравила царевну именно при помощи яблока? (Ответы) Замечательно. Заглянем в волшебную книгу? Опять Пушкин в скрытой форме показывает, что царевне угрожает смерть. - К какой фантастике мы отнесём яблоко? (К неявной. Крепится табличка) Переходим к следующему этапу нашего исследования. А я опять обращаюсь к своей волшебной шкатулке. (Достаю хрусталь) - Ребята, как вы думаете, что я достала? - Как называется этот камень? - В каком отрывке мы встречаемся с хрусталём? - Когда вы читали сказку, вам жалко было царевну? Почему? А вот ответ я попрошу вас нарисовать. Это задание называется цветослово. В геометрической фигуре, в каком-то рисунке передайте характер царевны. Какой вы её увидели, с чем можете сравнить? (Работа в группах) Открываем галерею рисунков. Руководители групп делают свои сообщения. - Почему же всё-таки богатыри решили положить царевну именно в хрустальный гроб? (Ответы) Заглянем в волшебную книгу. С хрусталём автор сравнивал душу царевны. Недаром, когда вода очень чистая, про неё тоже говорят: "Хрустальная". - Какая это фантастика: явная или неявная? (Неявная. Крепится табличка) Последний этап нашего исследования. Я вновь открываю волшебную шкатулку. Достаю волшебные силы природы. Ветер, солнце и месяц. Пушкин наделяет их способностью говорить. - Какая это фантастика? (Явная. Крепятся таблички) - В каком отрывке мы встречаемся с этими силами природы? - Почему солнце, месяц и ветер помогают именно королевичу Елисею? (Вспомните, у нас в сказке всё неслучайно) - Заглянем в волшебную книгу? - А вы догадывались, что обозначает имя Елисей? - Какая это фантастика? (Неявная. Крепится табличка) - Что происходит дальше, когда Елисей находит царевну? (Царевна ожила) - Можно ожить после смерти? - Какая это фантастика? (Неявная. Крепится табличка) - Что происходит в конце сказки? (Мачеха умирает) - Что послужило предвестником этого несчастья? (Зеркало разбилось) Автор опять при помощи этой детали намекает нам, что произойдёт несчастье. - Какая это фантастика? (Неявная. Крепится табличка) Подведём итог. В начале нашего исследования мы предположили, что в сказке Пушкина всё неслучайно. Убедились ли мы в этом, работая с текстом и классифицируя явную и неявную фантастику? (Ответы) Увидели, что все фантастические предметы и явления неслучайны, за каждым из них что-то кроется. И всё-таки наше исследование не будет завершённым, если мы с вами не разберёмся в названии сказки. - Почему же сказка так называется, ведь не семь богатырей спасли царевну? Предлагаю в группах провести исследование и ответить на этот вопрос. Во время работы помните, что в художественном произведении всё неслучайно! (Работа в группах) Руководители групп делают сообщения. (Семь - символ добра, смерть - это зло) Идея любой волшебной сказки - добро побеждает зло. (Крепится табличка в схему) Завершение схемы.
А показывает нам это Пушкин, используя явную неявную фантастику. И за каждым его словом, символом, образом кроется определённый смысл. Мне очень хочется пожелать, чтобы вы, читая любое произведение художественной литературы, были внимательны, задумывались над каждым словом и помнили: в книге нет ничего случайного. Мне очень понравилось, как вы сегодня работали, вы были настоящими исследователями. А теперь я предлагаю высказать вам свое отношение к уроку. Учащимся предлагается четыре высказывания, характеризующие их отношение к данному уроку. Работая в группах, ребята выбирают для себя высказывание и хором произносят. Д.З. Прочитать отрывок из поэмы "Руслан и Людмила" стр.61-69 и найти в нём средства фантастики. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |