Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Культурно-речевая среда региона в образовательной практике старшеклассников
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Культурно-речевая среда региона в образовательной практике старшеклассников


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 752

Синотина Елена Владимировна, заместитель директора по УВР

В настоящее время перед учителем-словесником стоит задача создания условий для личностного, социального и общекультурного развития школьников в ходе изучения родного языка и литературы. Особенно актуальной становится социальная направленность образовательного процесса по русскому языку, формирование социальной и коммуникативной культуры личности. Поэтому при организации образовательного процесса важно создание таких условий, которые приближены к реальной жизни, благодаря которым ученик научиться давать грамотную оценку фактам социальной и культурной жизни, высказывать свою личностную позицию.

Решению этой задачи способствует использование потенциала культурно-речевой среды региона в образовательной практике старшеклассников. По мнению учёных, культурно-речевая среда региона определяется общим контекстом средств массовой информации; формируется благодаря коммуникативным традициям в организации социальных акций; оценивается через визуальную информацию, представленную вывесками и наружной рекламой; отражает общие культурные особенности межличностного взаимодействия, качество отношений личности и регионального коммуникативного сообщества. (Антонова Л.Г. Культурно-речевая среда региона (опыт реализации программы развития) / Акутальные процессы современной социальной и массовой коммуникации. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2008)

В ходе обучения школьников русскому языку мы формируем языковую личность, которая в процессе жизнедеятельности постоянно создаёт, воспринимает или оценивает коммуникативные текстовые продукты. Мы предлагаем включить старшеклассников в коммуникативную творческую деятельность по изучению языка как средства информационного и социально-культурного взаимодействия в современном мире. Эта работа может осуществляться и на уроке и во внеурочной деятельности.

Работа по изучению культурно-речевой среды региона должна быть основана на исследовательской деятельности. Нами разработаны темы индивидуальных и групповых проектов под общим названием «Человек в современном информационном пространстве»: «Уровень речевой культуры ярославских старшеклассников», «Социальные функции рекламы», «Культурный имидж региона», «Речевой портрет телеведущего программы «Новости города», «Особенности региональных СМИ (на примере любого периодического издания)». Исследовательские работы старшеклассников могут быть представлены на уроке или научной конференции.

Особое значение для изучения культурно-речевой среды региона приобретают интегрированные уроки «русский язык – культура», «русский язык – обществознание». На уроках такого типа осуществляется интеграция как на уровне межпредметных связей, так и на уровне используемых технологий и приёмов работы с текстовыми продуктами. Благодаря комплексному решению задач обучения, воспитания и развития на уроках интегрированного типа, происходит формирование позитивного социального опыта, включение старшеклассников в активную коммуникативно-творческую деятельность культурно-речевой среды региона.

Мы предлагаем разработку такого интегрированного урока русского языка в 10 классе.

Методический комментарий

Интегрированный урок-исследование проводится в рамках программы под редакцией Власенкова «Русский язык. 10-11 класс для общеобразовательных школ» в разделе «Русский язык в современном мире». Урок разработан в соответствии с требования Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения и направлен на достижение предметных, метапредметных и личностных целей образования школьников.

Цели:

  • Предметные цели: освоение знаний о языке как знаковой системе, как средстве информационного и социально-культурного взаимодействия в современном мире, овладение разными моделями анализа текстов социальной массовой коммуникации в соответствии с авторской задачей, в единстве их формы и содержания.
  • Метапредметные цели: овладение разными видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи. Формирование информационной культуры личности, навыков исследовательской деятельности. Развитие умений давать аргументированную оценку разным явлениям социальной и культурной жизни, вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблем.
  • Личностные цели: обогащение духовного мира личности, воспитание патриотизма путём приобщения к нравственным ценностям истории, языка и культуры родного города.

Домашнее задание к уроку:

1. Повторить теоретический материал, связанный с понятиями:

  • Средства массовой информации, коммуникация;
  • Текст
  • Изобразительные средства языка.
  • Жанры, стилевые особенности газетной публицистики: интервью, очерк, репортаж, заметка
  • Песенные жанры.

2. Письменный анализ статей «Привлекательный имидж города», «И оживают, словно музыка, века» из специального выпуска ярославской газеты «Городские новости» от 07.09.2010 (по выбору учащегося).

3. Индивидуальные проекты к уроку:

  • «Особенности наружной рекламы к празднику 1000-летия Ярославля»,
  • «Сувенирная продукция о Ярославле»,
  • «Региональные СМИ о подготовке и праздновании 1000-летия Ярославля. Анализ юбилейного выпуска газеты «Городские новости» от 7.09.2010 г.».
  • Подготовка репортажа из Ярославского отделения международного фонда «Российский фонд мира».

Оборудование урока:

  • распечатка статей специального выпуска ярославской газеты «Городские новости» от 07.09.2010 («Привлекательный имидж города», «И оживают, словно музыка, века…»);
  • рабочие листы с заданиями учащимся (Приложение 1, Приложение 2);
  • презентация учителя к уроку (Приложение 3);
  • презентация учащихся по итогам исследования;
  • плакаты, сувенирная продукция к 1000-летию Ярославля;
  • выставка книг о Ярославле;
  • раздаточный материал для социальной рекламы.
  • Музыкальное сопровождение урока: песни о Ярославле.

ХОД УРОКА

Организационный этап

Эмоциональная заставка урока: звучит песня о Ярославле на фоне видов родного города (презентация учителя)

I. Подготовка учащихся к сознательному усвоению новых знаний

Учитель: Мы продолжаем изучать тему «Русский язык в современном мире». На прошлом уроке мы говорили о том, что язык – важное средство общения. В современном мире язык становится средством информационного и социально-культурного взаимодействия.
И сегодня мы ещё раз убедимся в этом, когда обратимся к теме празднования 1000-летнего юбилея Ярославля.

Десять веков, десять эпох,
Тысячу лет итожа.
Вместе с тобой, город родной,
Я их, как будто прожил, – писал ярославский поэт Александр Шемякин.

И это действительно так, ведь праздник настоящим диалогом эпох и культур, он объединил людей разных поколений, разных национальностей, жителей Ярославля и всех гостей праздника. Это стало возможным благодаря нашему русскому языку, ставшего основой для языка праздника 1000-летия Ярославля.

В ходе урока мы постараемся ответить на вопросы: В чём особенность языка праздника 1000-летия Ярославля? и Как различные средства коммуникации способствовали созданию привлекательного имиджа города?

II. Этап усвоения новых знаний

Учитель: Мы работаем по группам, мне помогают ребята, которые готовили индивидуальные проекты. Вы выполняете задания на рабочих листах, за которые каждый из вас получит оценку.
Вы, конечно, согласитесь с тем, что каждый город, регион имеет свой неповторимый облик. В современную культуру прочно вошло такое понятие, как имидж.

Вопросы для обсуждения

– Что такое имидж?
– Что такое имидж города? (Каковы его составляющие?)
– Назовите те опорные понятие, которые уже стали основой для формирования имиджа города
– Для чего создаётся имидж города?
– Какие средства массовой коммуникации помогают в этом?

В ходе беседы учащиеся делают записи в рабочих листах.

– Какое из названных средств имеет самое непосредственное значение для создания привлекательного имиджа города при подготовке к празднику? Почему?

Выступление учащихся по итогам самостоятельных исследовательских проектов: «Особенности наружной рекламы к празднику 1000-летия Ярославля», «Сувенирная продукция о Ярославле»

В ходе беседы учащиеся делают записи в рабочих листах.

Задание группам (дают авторы проекта):

– Проанализируйте наружную рекламу и сувенирную продукцию. Какую информацию о городе и его жителях несут эти плакаты, постеры, сувениры?

Работа в группах

Выступление групп

Учащиеся, авторы индивидуальных проектов, анализируют работу групп.

Учитель: Какое из средств коммуникации подробно информировало нас о подготовке к предстоящему празднику? (СМИ)
Предлагаю вашему вниманию сообщение о наиболее интересных публикациях в СМИ о юбилее города.

Выступление учащейся по итогам самостоятельного исследовательского проекта «Региональные СМИ о подготовке и праздновании 1000-летия Ярославля. Анализ юбилейного выпуска газеты «Городские новости» от 7.09.2010 г.».

Проверка домашнего задания: анализ статей: «Привлекательный имидж города», «И оживают, словно музыка, века» из специального выпуска ярославской газеты «Городские новости» от 07.09.2010

Учитель: Вы убедились в том, что периодические издания подробно информировали нас о подготовке города к празднику, о значимых объектах тысячелетия, вновь и вновь обращались к хорошо знакомым и неизвестным нам страницам истории родного города. Но есть темы, которые, на мой взгляд, не получили подробного освещения в прессе, но они имеют важное значение для формирования имиджа города. В период подготовки к тысячелетию Ярославль выступил с инициативой проведения эстафеты мира.
Ваши одноклассники побывали в Ярославском отделении Российского фонда мира. О своих впечатлениях они расскажут сами. Ваша задача – определить, в каком жанре строится рассказ и доказать это.

Просмотр видеорепортажа.

Анализ жанровых особенностей репортажа.

Учитель: Мы продолжаем анализ средств коммуникации, которые помогали создать имидж тысячелетнего Ярославля.
Давайте обратимся к песенным текстам о родном городе. В них уже знакомые нам образы создаются при помощи особых средств языковой выразительности. Многие песни о Ярославле вы слышали. Они разнообразны по жанру: это и лирические песни, и оды, и гимны, и частушки.
– Какую дополнительную информацию мы можем получить из песен о Ярославле?

Учитель (даёт задание группам): Я предлагаю вам провести сравнительный анализ текстов двух песен о Ярославле, написанных известным поэтом-песенником Н.Добронравовым и ярославским поэтом Е.Гусевым.

Первая группа должна будет определить, в чём жанровое своеобразие текста песен и какова авторская задача каждой из них.

Вторая группа проанализирует лексику, выделит ключевые образы, так называемые концепты, и охарактеризует языковые особенности, при помощи которых они создаются.

Третья группа должна обратить внимание на синтаксис и интонацию, которые помогают передать настроение.

Работа в группах

Ответы учеников (песня на стихи Н.Добронравова – гимн, песня на стихи Е.Гусева – гимн.

Звучат по 1 куплету песен с припевами.

III. Проверка понимания нового знания

Учитель: Подведём предварительные итоги урока.

– Если через несколько лет вас спросят: «Каким запомнился вам этот праздник?», что вы ответите?

Ответы учащихся

Учитель: Это стало возможным благодаря особой атмосфере, которая создавалась при помощи языка праздника.
– Какова же роль СМК в подготовке к празднованию юбилея? (информационная, познавательная, эмоциональное воздействие, воспитательная. Участие в конкурсах, социальных акциях – уборка мусора, посадка деревьев).
– Какое участие приняли вы в подготовке и проведении праздника?

Ответы учащихся

Учитель: В заключении предлагаю вам выполнить на выбор творческое задание на тему: «Ярославль – «древний город, устремлённый в будущее», и нам в нём жить».

  • Напишите небольшой текст-размышление «Мой Ярославль – это…».
  • Придумайте социальную рекламу, которую можно было бы разместить в городе. В ходе анкетирования вы назвали те ценности, о которых следует напомнить жителям современного города. Среди них: здоровье, культура, образование, наука, экология, карьера…

Учащиеся индивидуально или по группам выполняют задания по выбору

Учитель: Тексты, созданные вами, также могут способствовать формированию положительного имиджа города. Основу этих текстов составляет наш язык. Да, он изменился, став средством информационного и социально-культурного взаимодействия в современном мире. Ярославская поэтесса Ларисы Желенис выражает надежду на то, что Ярославль будет беречь и язык как важное достояние русской культуры.

Знаю, Волга продолжит теченье
Ещё тысячи, тысячи лет…
Город мой, пусть твоё отраженье
Величаво хранит свой секрет.
Пусть наполнится светом новым
Твой торжественный, мудрый лик.
Как сберёг ты древнее Слово,
Сохрани наш великий язык!

Домашнее задание: по выбору: разработать буклет о Ярославле, написать заметку в газету о юбилее города.


Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21