Через проектор проводится демонстрация подобранного материала по теме урока «Тема праведничества в рассказе «Матренин двор». Материал: Со стороны отца род Солженицыных происходит из старинной крестьянской семьи. Отец Исаакий Семенович получил университетское образование. Семья матери была богатой, дед Солженицына дал своей дочери Таисии Захаровне прекрасное воспитание и образование. (Слайд 6) Александр Солженицын родился 11 декабря 1918 года, а за 6 месяцев до рождения сына при странных обстоятельствах на охоте погибает его отец. Поэтому воспитанием Солженицына занимаются мать, дедушка и бабушка. Детство писателя было похоже на детство всех советских детей: учился в обычной школе, был старостой класса, любил футбол, посещал театр. В 1936 году поступил на физико-математический факультет Ростовского университета. (Слайд 7) На 1 курсе знакомится с Натальей Решетовской, ставшей его женой в 1940году. В 1941 году Солженицын оканчивает университет в Ростове и 18 октября уходит на фронт, сначала простым солдатом, а после окончания офицерской школы становится лейтенантом. (Слайд 8) С 1941-1945 гг. Солженицын командует артиллерийской батареей в одном из сражений, выводит ее из окружения, за что Солженицын был представлен к ордену Красного знамени. Вместо награды Солженицына арестовывают за резкие антисталинские высказывания в письмах другу детства Николаю Виткевичу и осуждён на 8 лет исправительно-трудовых лагерей. В 1950 году его переводят в Экибастузский лагерь. Здесь он заболевает раком. С февраля 1953 Александр Солженицын на «вечном ссыльнопоселении» в ауле Кок-Терек (Джамбульская область, Казахстан). Дважды лечится в Ташкенте от рака; в день выписки из больницы была задумана повесть о страшном недуге — «Раковый корпус». В феврале 1956 Солженицын реабилитирован решением Верховного Суда СССР, что делает возможным возвращение в Россию: он учительствует в рязанской деревне, живя у героини будущего рассказа «Матренин двор». (Слайд 9) С 1957 Солженицын в Рязани, преподает в школе. Все это время идет работа над романом «В круге первом», созревает замысел произведения «Архипелаг ГУЛАГ». В 1967 году на открытии съезда союзов писателей Солженицын выступает о вреде цензуры. Многим это не понравилось, именно с тех пор, с мая 1967 года начинается открытая и беспощадная борьба Солженицына и Советской власти. Его исключают из союза писателей. Чтобы не осудили за тунеядство, Ростропович берет Солженицына работать дворником на дачу, а 1970 году советскому дворнику присуждают Нобелевскую премию. (Слайд 10) В 1973 году в Париже выходит “Архипелаг ГУЛАГ”. Это вызвало бурю возмущений в Советской печати. (Слайды 11-12) 13февраля 1974 года Солженицына арестовали, лишили советского гражданства и выдворили за пределы Советского союза, в Германию. С этого момента начинается жизнь в изгнании. Но все это время Солженицын мечтает вернуться в Россию. “Я не теряю надежды при жизни вернуться на Родину. Но это не будет возможным до напечатания в России моих главных книг. Я не могу вернуться как бы немым”. В 1989 году отменили решение об исключении из Союза писателей. В 1994 году Солженицын вернулся на Родину. (Слайды 13-14) 11 декабря 1998 года президент России Борис Ельцин подписал указ о награждении Александра Солженицына, отмечающего в этот день свое восьмидесятилетие, орденом Святого апостола Андрея Первозванного за выдающиеся заслуги перед Отечеством и большой вклад в мировую литературу. А. Солженицын отказался от ордена, заявив буквально следующее: «От верховной власти, доведшей Россию до нынешнего гибельного состояния, я принять награду не могу, – и добавил: «Может быть, через немалое время эту награду примут сыновья мои». Александр Солженицын скончался в ночь на 4 августа 2008 года в Москве на 90-м году жизни. По словам сына покойного, Степана, писатель умер дома от «острой сердечной недостаточности». Валентин Распутин писал: «Это была поистине могучая фигура. И в литературе, и в общественной жизни, это была одна из самых могучих фигур за всю историю России. Сейчас, когда его не стало, это понимается в особенности. Один человек бросил вызов огромной системе — и победил. Ни у кого, будь то самые знаменитые личности в искусстве, науке и политике, не было столь огромной прижизненной славы, популярности, как у Александра Исаевича. В эти дни должен скорбно ахнуть весь мир — не стало великого нравственника, справедливца, таланта» (Слайд 15) В 1959 году А.И. Солженицын написал рассказ «Матрёнин двор». Это рассказ о той ситуации, в которой Солженицын оказался, вернувшись из лагеря. Ему «хотелось затесаться и затеряться в самой нутряной России», найти «тихий уголок России подальше от железных дорог». (Слайды 16) После реабилитации в 1957 году Солженицын жил в деревне Мальцево Курловского района Владимирской области у крестьянки Матрены Васильевны Захаровой. Бывший лагерник мог наняться только на тяжелые работы, он же хотел учительствовать. (Слайд 17) Изначально автор назвал свое произведение «Не стоит село без праведника». В 1963 году во избежание трений с цензурой издатель А.Т.Твардовский изменил название – мысль о праведничестве отсылала к христианству и никак не приветствовалась в начале 60-х годов ХX века. (Слайд 18) Вопрос: Объясните смысл первоначального названия рассказа. Рассказ является своеобразным этапом осмысления писателем феномена «простого человека», носителя массового сознания. Рассказчик – бывший зек, ставший школьным учителем, проникается нелегкой судьбой своей квартирохозяйки. Она предстает образцом незлобивости и скромности, и это притом, что вся ее жизнь трагична. Вопрос: Каков, по вашему мнению, символический смысл окончательного варианта названия рассказа «Матренин двор»? Многие символы Солженицына связаны с христианской символикой: образы – символы крестного пути, праведника, мученика. Прямо на это указывает первое название «Матренина двора». Да и само название носит обобщающий характер. Двор, дом Матрены – то пристанище, которое обретает рассказчик после долгих лет лагерей и бездомья. В судьбе дома как бы повторена, предсказана судьба его хозяйки. Сорок лет прошли здесь. В этом доме она пережила две войны – германскую и отечественную, смерть шестерых детей, которые погибали в младенчестве, потерю мужа, который на войне пропал без вести. Ветшает дом – стареет хозяйка. Дом разбирают, как человека – «по ребрышкам». Погибает Матрена вместе с горницей. С частью своего дома. Погибает хозяйка – окончательно разрушается дом. Избу Матрены до весны забили, словно гроб, – похоронили. В рассказе «Матренин двор» автор передает свое горькое горе о погибшей женщине. Изображает жизнь русского села ХХ века. Пред читателем возникают образы крестьян и крестьянок колхозной послевоенной поры, их бытовые заботы и взаимоотношения. Прослеживаются изменения в национальном образе жизни и нравах, как результат отношений «человека и власти» в российской глубинке. Связь разных времен, которая проступает из рассказов героини и ассоциаций, которые всплывают в сознании читателя. По Солженицыну, «смысл земного существования – не в благоденствии, а в развитии души». Вопрос: Кого мы называем праведниками? Академический словарь русского языка. 1. Человек, живущий согласно заповедям, моральным предписаниям какой-либо религии. 2. Тот, кто в своих действиях руководствуется принципами справедливости, честности, не нарушает правил нравственности. «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И.Даля. 1. У верующих: человек, который живет праведной жизнью, не имеет грехов. 2. Человек, ни в чём не погрешающий против правил нравственности (ирон.) Вопрос: Что общего в этих определениях? Определения даются с точки зрения религиозной морали. Вопрос: Какие черты характера русского человека «помогают» ему стать праведником? | Смотрят демонстрационный материал, пишут конспекты, работают со словарями. |