Преподавание литературы Проектная деятельность учащихся как средство формирования ключевых компетенцийNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1380 Медведева Елена Евгеньевна, учитель русского языка, литературы Приложение 1. Презентация по теме. Современное общество требует от выпускника способности адаптироваться к изменяющимся условиям, свободно ориентироваться в информационном поле, строить систему в любой сфере знания, проектировать собственное развитие. В Концепции модернизации российского образования подчеркивается необходимость "формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования". Компетенция - общая способность и готовность использовать знания, умения и обобщенные способы действий, усвоенные в процессе обучения, в реальной деятельности. Компетенция - это знание в действии, способность человека использовать на практике полученные знания и навыки, принимать решения в условиях неопределенности и реализовывать их. Современные требования ставят новые задачи и перед учителем: не пассивное прочтение художественного текста, а формирование умения самостоятельно работать с текстом, развитие творческого мышления, способности прогнозировать свою деятельность. "Одна из важнейших задач учителя - включение учащихся в творческую деятельность, увеличение доли их самостоятельности" . Умения самостоятельного ориентирования в информационном пространстве важны также в связи с переходом к профильной школе, так как они становятся для ученика основанием для самообразования и самореализации, способствуют его успешному личностному росту. Практика показывает, что использование проектной методики в образовательном процессе обеспечивает формирование ключевых компетенций: исследовательской, коммуникативной, информационной. Проектная деятельность на уроке литературы направлена на формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности. Метод проектов (от греческого слова "путь исследования") ориентирован на творческую самореализацию личности в процессе самостоятельной работы учащихся под руководством учителя над проектом от его идеи до ее воплощения. Проектная деятельность учащихся - это учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, результатом которой становится решение какой-либо проблемы, представленное в виде его подробного описания (проекта). Проект - это детально описанный прообраз будущего объекта или способа деятельности. Учебно-познавательный проект - это ограниченное во времени, целенаправленное изучение определенной системы знаний на основе конкретных требований к качеству результатов, четкой организации, самостоятельного поиска решения проблемы учащимся. Целью проектной технологии обучения является создание условий, при которых учащиеся самостоятельно приобретают знания из различных источников; учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных задач; развивают коммуникативные и исследовательские умения; развивают системное мышление. Изучение опыта проектной деятельности позволило определить, что в основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания; умений ориентироваться в информационном пространстве; развитие критического мышления. Выполняется проект по определенному плану, включает следующие этапы:
Проектная деятельность является личностно- и практико-ориентированной, что соответствует современной Концепции образования. Метод проектов - это способ познания мира, решение проблемных задач, это способ развития и становления личности ребенка, его социализации, готовности на выходе из школы к освоению программ высшего профессионального образования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. "Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания применить". При изучении романа М.Булгакова "Мастер и Маргарита" большой интерес вызывает у школьников фигура Воланда. "За что Воланд наказывает человечество?" - так был сформулирован основной вопрос для групповой работы. Ученики провели большую поисковую работу по различным направлениям: текст, критическая литература. В результате черновой работы получилась таблица с интересными результатами, которые оформлены в виде презентации и буклета. Для эффективной организации проектной работы использую методические рекомендации по выполнению проекта. Это различные памятки, например, "Как работать в группе над проектом", "Как работать над проектом". Совместно с учащимися разрабатываем "Примерный план работы над проектом". После окончания работы подводим итоги с целью рефлексии (Памятка "Мы подводим итоги проектной деятельности") Классификация проектов. Проектная технология ориентирована на самостоятельную деятельность учащихся. Виды проектов на уроке литературы и во внеурочной деятельности:
Примеры межпредметных творческих проектов, реализованных в школе: "Россия- Япония: диалог культур" (МХК, география, литература), "Культура Древней Руси" (история, литература). В своей работе большое внимание уделяю проектам, имеющим конкретное общественно-полезное значение. Часто эти проекты являются долгосрочными, ориентированными на создание системы: урок - внеклассная деятельность. Руковожу "Клубом юных журналистов". Результатом этого творческого практико-ориентированного проекта стала школьная газета "Ступени", освещающая вопросы, интересные для подростков. Газета выходит пять лет, три года - в электронном варианте. Интересна для учащихся и такая форма проектной деятельности, как бал. Это погружение в 19 век, формирование основ русской культуры на литературном, историческом, культуроведческом материале. Старшеклассники с удовольствием примеряют на себя роли известных личностей, участвуют в инсценировании отрывков из произведений Н.В.Гоголя, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, поют романсы и танцуют. Организационно метод проектов предусматривает сочетание индивидуальной самостоятельной работы с работой в сотрудничестве, в малых группах и в коллективе. Реализация метода проектов на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера. Обеспечение и сопровождение проектной деятельности строится на принципах сотрудничества и включает:
В результате активного внедрения метода проектов на уроках и во внеурочной деятельности у учащихся формируются общие учебные умения, навыки и обобщенные способы деятельности. Обучающиеся более прочно усваивают знания, полученные в ходе самостоятельного решения поставленных задач. Ученики приобретают опыт вдумчивой работы с текстом художественного произведения, опыт работы с большим объемом информации из различных источников. Школьники приобретают навыки учебного сотрудничества и коммуникации: учатся работать в коллективе, планировать работу индивидуально и в группе, учатся оценивать ситуации и принимать решения. Проектная деятельность на уроке и во внеурочное время способствует формированию у школьников духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Метод проектной деятельности актуален в связи с изменениями, происходящими в образовании. Компьютеры и мультимедиа стали неотъемлемой частью образовательного пространства. В работе использую компьютер как необходимое условие проведения современного урока. Сегодня техника позволяет представлять результаты своей деятельности ярко, логично, подбирать систему доказательств, иллюстраций к основным вопросам темы. В процессе работы над проектом с использованием средств ИКТ формируется человек, умеющий действовать не только по образцу, но и самостоятельно, получающий необходимую информацию из максимально большего числа источников, умеющий ее анализировать и делать выводы. Метод проектов востребован школой, так как он демонстрирует высокую эффективность, мотивированность обучения, снижение перегрузки, повышение творческого потенциала учащихся. Опыт может быть использован в массовой практике как форма индивидуальной, парной или групповой работы школьников. В центре творческой деятельности находится ученик, который проявляет свою активность. В проектном обучении у него имеются замечательные возможности реализовать себя, ощутить успех, продемонстрировать другим свою компетентность. В процессе работы над проектом организуется и осуществляется широкое взаимодействие учащихся с учителем на основе внимательного изучения произведений русской классической литературы. Приложение 1. Презентация по теме: "Проектная деятельность как средство формирования ключевых компетенций учащихся". Приложение 2. Проектная работа "А.С.Пушкин. Счастливая, невозвратимая пора детства" автор работы: ученица 10 класса Мануйлова Валерия. Приложение 3. Клуб журналистов. Проект Школьная газета "Ступени" (компьютерная верстка Мануйлова Валерия). Литература.
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |