Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Интегрированный урок литературы и математики по теме: "А.А. Чацкий: победитель или побежденный?"
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание литературы

Интегрированный урок литературы и математики по теме: "А.А. Чацкий: победитель или побежденный?"


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 865

Мелёшина Вера Владимировна, учитель математики; Куленина Галина Владимировна, учитель русского языка и литературы

“У него (Чацкого) была та беспокойная неугомонность,
которая не может выносить диссонанса с окружающим
и должна или сломить его, или сломиться”.
(А.Герцен.)

Тип урока: урок применения знаний на практике.

Форма урока: урок-исследование. (Учащиеся делятся на три группы, возможно деление и на шесть групп.)

Оформление и оборудование:

  1. Портрет А. С. Грибоедова, иллюстрации к драме “Горе от ума”
  2. Задания для учащихся по алгебре: тесты в 8 вариантах.
  3. Задания для учащихся по группам.
  4. На доске – название темы, портрет, эпиграф, таблицы Пифагора.
  5. Зашифрованная фамилия -
Г Р И Б О Е Д О В

Цели урока:

  1. Развитие познавательного интереса к обучению.
  2. Применение интеграции в учебном процессе как способа развития критического мышления.
  3. Формирование творческих способностей.

Задачи урока:

  1. Совершенствовать навыки анализа образа в драматическом произведении.
  2. Учить отстаивать свою точку зрения.
  3. Развивать речь учащихся. Работать над овладением учащимися художественными средствами языка.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителей.

Учитель литературы.

Л. Леонов в своей книге “Судьба поэта” писал: “Есть книги, которые читаются; есть книги, которые изучаются терпеливыми людьми; есть книги, которые хранятся в сердце народа…”. Одной из таких книг он назвал комедию “Горе от ума”. Сегодня на уроке мы поговорим о главном герое комедии А. А. Чацком. Именно этот персонаж всегда вызывал горячие споры. Критики по-разному оценивали его роль в комедии. Сейчас и нам предстоит вступить в спор. Тема нашего урока “А. А. Чацкий: победитель или побежденный?”. Мы будем исследовать этот непростой вопрос не только привычными для урока литературы художественными средствами, но и с помощью математических методов.

Учитель математики.

Действительно, мы попытаемся с помощью математических методов сделать наши рассуждения более наглядными. Очень многие жизненные ситуации описываются с помощью математических моделей. Так законы физики, биологии, медицины, экономики описываются с помощью функций и дают нам наглядное представление о ходе того или иного процесса. Т.к. сегодня в нашей работе мы будем использовать именно эту математическую модель, то нам необходимо вспомнить определение функции.

  • Что такое функция?

Вспомнить свойства функций вам поможет тест.

3. Разминка. (Учащиеся выполняют тест). Приложение 1.

4. Проверка теста.

Учитель математики.

Ребята, выполнив тест, вы сможете узнать закодированное слово. Приложение 2.

(В ходе проверки на доске открывается слово Г Р И Б О Е Д О В)

Учитель литературы.

  • Случайно ли у вас появилась фамилия Грибоедова?
  • Что вы можете сказать об этом человеке?
  • Что в жизни Александра Сергеевича удивило вас, заставило задуматься, может быть, просто вызвало восхищение?

Учитель математики.

В самом имени и дате человека закодирована судьба. К. Бальмонт сказал: “…звук не случаен, а преисполнен глубочайшего смысла и образности”.

“Система Пифагора”

Меня это очень заинтересовало, и я, используя древнейшие таблицы Пифагора, основанные на четырех математических действиях, произвела некоторые математические манипуляции с датой рождения и пришла к некоторым выводам. Правда, оговорюсь, сделать это было не просто, т.к. точной даты рождения А. С. Грибоедова не установлено. Я выбрала две даты: общепринятую -

4 января 1795 года и дату, которую он сам часто называл: 4 января 1790 года.

1111 4 77 111 444 7
2 5 22 5
999 9

Вы видите наличие одних и тех же цифр. Наличие “единиц” указывает на волевой характер. Такие люди не терпят подхалимство, лжи. Малое количество “семерок” указывает на богатое воображение. Такие люди наделены хорошим художественным вкусом, это люди тонкой натуры, но способны на мужественный поступок. Наличие “девяток” указывает на то, что эти люди умны, проявляют невиданные способности в учебе, обладают саркастическим умом, прекрасные собеседники.

Вы видите отсутствие одних и тех же цифр. Это означает полное совпадение качеств, заложенных природой. Отсутствие “троек”. Для таких людей характерны любовь к чистоте, пунктуальность. Мужчины тщательно следят за своим внешним видом. В разговоре используют афоризмы, пословицы и поговорки.

Отсутствие “шестерок”. Такие люди обладают средним здоровьем, им показаны занятия физкультурой.

Отсутствие “восьмерок” означает, что такие люди предпочитают независимость, не желают быть кому-то обязанными, могут поступать благородно по отношению к людям, которые им помогали.

Вот кратко то, что было, как говорят, назначено судьбой.

“Все вещи можно представить в виде чисел” - говорил греческий философ Пифагор. Имя и его носитель связаны и влияют друг на друга. При помощи таблицы я вычислила числовое значение имени Александра Грибоедова. Оно равно “8”.

По принятой нумерологии, этому числу соответствует планета Уран. Эти люди не любят ничего поверхностного, предпочитая во всем порядок. Всего добиваются своими силами, очень трудолюбивы и настойчивы в достижении своих целей. Редко оказываются в подчиненном положении.

Как видите имя внесло свои коррективы в жизнь Грибоедова, но не настолько сильно, чтобы вызвать глобальные противоречия в судьбе.

И последнее: существует мнение, что инициалы человека говорят об его определенных чертах характера.

А – сила, власть.

С – частые депрессии, угнетенность.

Г – таинственность.

Учитель литературы.

Ребята, тема нашего урока “А.А.Чацкий: победитель или побежденный?” Почему мы вдруг заговорили об авторе? Потому что нельзя изучать произведения отдельно от его создателя, ведь них отражается мировоззрение автора.

Странно, что до сих пор мы не прочитали эпиграф. Вдумайтесь в него, подходит он к теме нашего урока? Почему? (учащиеся должны обосновать свою точку зрения)

Итак, к вам А. А.Чацкий.

Учащиеся читают монологи: первый “Чуть свет – уж на ногах!”, второй “Слепец! Я в ком искал награду всех трудов!”

  • Из каких действий комедии взяты монологи? Что произошло за это время с героем?
  • Согласны ли вы с тем, как они прочитаны?

Всего сутки пробыл Чацкий в доме Фамусова, получил свой “мильон терзаний” и уезжает.

  • Сломила ли его сила невежества и косности или ему удалось ее сломить?

5. Задания группам.

Учитель литературы.

Сейчас вы начнете работать над этим вопросом. Первая группа аналитиков исследует, как менялось настроение, эмоциональное состояние героя в комедии; вторая – как развивается любовная интрига; третья - мировоззрение героя. Приложение 3.

Учитель математики.

В каждой группе есть любители математики. Для вас задание специфическое. Используя рассуждения и выводы своих товарищей, постройте графики по следующим параметрам:

1 группа покажет на графике, как изменяется эмоциональное состояние героя, его настроение

начиная с первого действия и заканчивая последним действием.

2 группа отразит на графике как развивается любовная интрига Чацкого к Софье.

3 группа попытается отобразить с помощью графика верность своим взглядам главного героя, его мировоззрение. Как оно изменяется от действия к действию.

(Идет работа в группах)

6. Обсуждение заданий.

Учитель литературы.

(Учащиеся высказывают свои мнения, при этом могут использовать текст комедии и прилагаемую лексику урока.) Приложение 4.

Учитель математики.

(Учащиеся описывают, получившиеся графики в ходе рассуждений.) Приложение 5.

При наличии времени можно провести сравнительный анализ получившихся графиков с теми, которые подготовили учителя.

7. Заключение.

Кто же Чацкий?…(Учащиеся могут использовать при ответе карточку-информатор)

Приложение 6.

Обобщение по теме учителей с использованием цитат критиков о Чацком.

8. Эпилог.

Учитель литературы.

При любой идейной трактовке финала комедии, вне зависимости от того, как вы ответите на вопрос: победитель Чацкий или побежденный? - мир Фамусовых, который противостоит герою, оказывается побежден.

Учитель математики.

Одним Чацким? Разве один в поле воин?

Учитель литературы.

Мир этот побежден собственной косностью, пошлостью, ведь если пороки не исправлять, то они накапливаются и неизбежно ведут к саморазрушению.

Учитель математики.

Даже если этот мир сломал человека, посмевшего быть не таким, как все?

Учитель литературы.

Даже если это так - тем страшнее болезнь этого мира и тем гибельнее ее последствия.

8. Домашнее задание.

Написать сочинение – эпилог к комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума” “Судьба Чацкого”.

Литература.

  1. А.С.Грибоедов “Горе от ума”
  2. И.А.Гончаров “Мильон терзаний”
  3. О.М.Сомов “Мои мысли о замечаниях г. Мих. Дмитриева на комедию “Горе от ума” и о характере Чацкого”
  4. Л.И.Герцен “Еще раз о Базарове”
  5. В.Мещеряков “Жизнь и деяния Александра Грибоедова”
  6. А. Хигир “Имя и день ангела”
  7. С.Каратов “Вы и ваши звезды”
  8. А.Г.Мордкович “Алгебра 9”

Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21