Преподавание литературы Применение современных технологий обучения в преподавании литературыNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1358 Некрасова Татьяна Владимировна, учитель русского языка и литературы Перспективы развития современного мира требуют, чтобы ребёнок, покидая школу, не только уносил с собой багаж теоретических знаний, но и обладал практическими навыками. Необходимость работы по развитию у учащихся умений применять полученные знания за рамками учебных ситуаций подтверждают и результаты исследований Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся - PISA. Это исследование направлено на определение уровня освоения школьных программ, а также на оценку способности учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях. В процессе изучения предмета литературы ученики овладевают следующими практическими умениями:
Формирование этих практических навыков, а также стремление к развитию собственных творческих возможностей, способствуют тому, что ученики покидают школу грамотными людьми, готовыми к мобилизации внешних и внутренних ресурсов для решения жизненных задач. Но любая практика строится на теории, невозможно научить грамотному анализу текста без предварительного изучения таких литературных теоретических понятий как: "литературное направление", "идея", "тема", "структура", "средства выразительности", "образ" и т.д. и т.п. Но как достигнуть качественного обучения теории и успеть показать практическое применение полученных знаний при ограниченности времени урока? Из всего вышесказанного следует простой вывод: необходимо максимально оптимизировать обучение. Я достигаю оптимизации учебного процесса за счёт применения таких технологий обучения, которые способны максимально активизировать работу учащихся на уроке:
Подробнее хочу остановиться на кейс- технологиях. Кейс-технологии ранее традиционно применялся только в обучении менеджеров и юристов: студентам предлагались конкретные ситуации из экономической или юридической практики, которые обсуждались на занятиях и служили основой дальнейшей профессиональной деятельности. Кейс-технологии (или кейс - метод, как определяют его другие методисты) с одной стороны - противопоставлены таким видам работы, как повторение за учителем, ответы на вопросы учителя, пересказ текста, а с другой - совмещают в себе такие прекрасно зарекомендовавшие себя методы как: метод проектов, ролевая игра, ситуативный анализ и многое другое. Суть кейс-технологий - анализ реальной ситуации (каких-то вводных данных) описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений. Будучи интерактивным методом обучения, он позволяет повысить интерес учащихся к предмету. Применение данной технологии помогает развить в детях такие важные для дальнейшей жизни качества как: коммуникабельность, социальная активность, умение правильно представить своё мнение и выслушать мнение другого человека. Сюжетную канву кейса (реальную ситуацию для анализа) в рамках школьного предмета может составлять:
Примеры кейс-заданий При изучении творчества Л.Толстого. Отрывок из произведения "Детство". Основой обсуждения является поступок мальчика - главного героя, который, имея очень чуткую, "жалостливую" натуру, тем не менее, поддаётся всеобщему негативному порыву и вместе со своими товарищами издевается над другим мальчиком. Кейс-задание: Возможно ли было поступить по-другому и к каким бы последствиям это бы привело. Для решения данного кейса мною используется инсценировка - эксперимент. Класс предварительно делится на группы. Каждая группа детей разыгрывают свои вариант развития событий. Таким образом, определяется наиболее верная поведенческая модель. По творчеству Лермонтова. "Герой нашего времени". Кейс- задание: - Является ли Лермонтов прообразом своего героя? Учащийся, работая с текстом - биографией и текстом произведения, должен привести свои доказательства и сделать вывод. В 5 классе при изучении произведения "Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича". Кейс- ситуация: - Представьте, каждый из вас - летописец, живущий в Киеве, за окном не 2009, а 968 год (пусть дети подсчитают, сколько лет тому назад это было). Вам удалось пережить данное нападение половцев, и вы, как летописец, должны оставить какие-либо важные сведение об этом нападении для потомков. Какие важные сведения вы бы оставили, записали, зарисовали? И пусть ученики составляют карту расположения войск, шифруют летопись, составляют послание Святославу с просьбой о помощи. При защите ответов рисунок или схема будут являться своеобразным опорным планом. В 9 классе при изучении произведения "Бедная Лиза". 1 Кейс-задача: - Определи основную причину развязки событий. Есть ли это результат рокового стечения обстоятельств или финал закономерен? 2 Кейс-задача: - Предложите свой вариант решения подобной проблемы взаимоотношений между главными героями в современном мире. 3 Кейс-задача: - Представьте, вы - редакторы Московского издательства конца 18 столетия. Вам необходимо отредактировать произведение с точки зрения эстетики классицизма. Что бы вам пришлось изменить в произведении? Кейс может быть представлен и в виде одного предложения - цитаты из текста. Например, при изучении произведения Стивенсона "Вересковый мёд" в переводе Маршака. Кейс-задача в начале урока: - Как вы понимаете эти слова?:
Цитата в данном случае и будет являться кейсом. Учащиеся высказывают своё мнение и свои предположения. После прочтения и детального анализа всего произведения выясняется истинное значение данных строк, сверяется с предложенными толкованиями до знакомства с произведением. Работа по решению кейсов одинаково эффективна в групповой работе учащихся, в работе в парах, в индивидуальной работе. Результат решения кейсов может быть представлен в виде презентации, защиты проекта, критической справки, описательной работы, эссе. Активное внедрение в работу элементов этой технологии стало одним из факторов, повысивших качественный уровень обученности моих учеников: Именно применение кейс - технологий в обучении литературы позволяет создать на уроке благоприятную среду для отработки практических умений, необходимых школьникам для грамотной работы с различного рода информацией, позволяет активизировать теоретические знания и практический опыт обучаемых, их способность высказывать свои мысли, идеи, предложения, умение выслушать альтернативную точку зрения, и аргументировано высказать свою. Использование этого метода необходимо еще и потому, что он позволяет увидеть неоднозначность решения проблем в реальной жизни. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |