I. Организационная часть урока (1 минута). II. Чистописание (4 минуты). III. Сообщение темы и цели урока. Работа над темой (1 минута). А) Орфографическая подготовка по теме (9 минут). Б) Реши грамматическую задачу (5 минут). В) Графический диктант. Составление предложения (7 минут). Г) Работа с текстом (9 минут). IV. Релаксация. А теперь мы отдыхаем (1 минута). V. Домашнее задание (2 минуты). VI. Подведение итогов работы учащихся на уроке (1 минута). | Показываю детям смешные и грустные рожицы. - Сядут сначала те дети, у кого сегодня отличное настроение. - Сядут те ребята, кому сегодня грустно. А) Моторика (зарядка для пальчиков). Б) Посадка. В) Положение тетради, ручки во время работы. - Рассмотрите, какие буквы записаны на доске? - На какие группы можно разделить буквы? - Какое слово можно составить из этих букв? - С помощью ударения измени слово. - Назови значения этих слов. - Запиши чередование букв и получившееся слово. - Какое правило в слове? - Как проверить букву з в слове? - Как понимаешь выражения (фразеологизмы)? А) Мозолить глаза. Б) Хлопать глазами. В) Пускать пыль в глаза. Вывод: как надо проверять парные согласные в корне слова? Итак, над какой темой урока будем сегодня работать? - Правильно. - Сегодня на уроке закрепим умения проверять и грамотно писать парные согласные в корне слова. - Прочитай слова на доске. - Пичужка, низкий, слёзки, книжка, вяз, погодка.
- Что объединяет все эти слова? - Какую букву проверяли в каждом слове? Почему? - Какое слово лишнее, почему? - Кого можно назвать пичужкой? - Что такое вяз? - Запиши слова, подчеркни орфограммы. Тестирование. Я буду рассказывать о слове книжка. Если моё утверждение верно, то вы ставите +, если нет, то – (исследование слова). - Верно ли моё утверждение, что в слове книжка: А) два слога; Б) четыре согласных; В) одна согласная мягкая; Г) есть непарные согласные; Д) в слове нет орфограмм. - Почему моё последнее утверждение неверно? - А мы продолжаем грамотно учиться писать парные согласные в корне слова. Но сначала отдохнём. Физкультурная минутка в движении. На болоте две подружки, две зелёные лягушки, Утром рано умывались, полотенцем растирались, Ножками топали, ручками хлопали, Вправо, влево наклонялись и обратно возвращались. - Какие слова с парными согласными услышали? - Подумай, какую парную согласную запишешь в корне, докажи, запиши проверочные слова, выдели корень слова. Работаем по карточкам в парах самостоятельно. - Голо(Ф,В)ка, яго(Д,Т)ка, кру(Ш,Ж)ки, но(Ш,Ж)ка, сторо(Ж,Ш)ка, голу(Б,П)ка.
Вывод: как проверяли парные согласные в корне? - Я читаю слова, а вы выписываете букву на изученное правило. - Ошибка, шутка, братишка, лошадка, пробежка, посадка, селёдка, робкий.
- Какие слова с приставками запомнили? - Кто запомнил, какое слово было последним? - Назови слово близкое по смыслу. - Назови слово противоположное по смыслу. - Составь предложение с этим словом так, чтобы в нём были слова на изучаемое правило. - Запиши предложение с комментированием на доске. - Робкий зайчишка побежал по узкой дорожке.
- Составь схему предложения, зашифруй орфограммы. Вывод: какие слова с парными согласными надо обязательно проверить? - Почему? - Для чего проверяем слова? - А сейчас у нас зарядка для глаз. Зарядка для глаз. Рисуй глазами треугольник. Теперь его переверни вершиной вниз. И вновь глазами ты по периметру веди. Рисуй восьмёрку вертикально. Ты головою не крути, А лишь глазами осторожно Ты вдоль по линиям води, И на бочок её клади. Теперь гляди горизонтально, И в центре ты остановись. Зажмурься крепко, не ленись. Глаза открываем мы, наконец. Зарядка окончилась! Ты – молодец! - Прочитайте текст на доске. - Ночью ударил мороз. Зябко стало дубкам и берёзкам от мороза. Птички спрятались в ветках деревьев. Мороз загнал в норки зверьков.
- Чем вам не понравился рассказ? - Отредактируй предложения. Дополни подходящие по смыслу слова, замени слова. - Прочитай получившийся рассказ. - Ночью ударил трескучий мороз. Зябко стало дубкам и берёзкам . Птички спрятались в ветках деревьев. Холод загнал в норки зверьков.
- Что для птичек зимой страшнее: холод или голод? Воспитательный момент: Покормите птиц зимой… Чтоб без песен не пришлось Нам встречать весну. - Запишем предложения в тетрадь разными способами. 1 предложение – под диктовку. 2 предложение – по памяти. Читаю! Запоминаю! Пишу! Проверяю! 3, 4 предложения – списываем с заданием. - Сделай транскрипцию слова холод. - Подчеркни главные члены предложения. - Подчеркни парные согласные во всех словах и сделай вывод по теме урока. Вывод: какие парные согласные проверяем? - Почему проверяем парные согласные? - Расскажите друг другу. Для чего надо проверять парные согласные? - Как проверяем парные согласные в корне? (Коммуникативные учебные действия. Работа в парах.) - Покажи парную согласную в слове сигнальной карточкой. Проверь себя сам. Чему ты научился сегодня на уроке. - Связка, лёгкий, тропка, зубчик, денежки, жемчуг.
- Отгадай! Когда я с ...т , на мне плывут. Когда я с ...д, меня сорвут. - Выучить правило проверки парных согласных.
- Записать 10 слов с парными согласными и подобрать к ним проверочные слова. Дам некоторым ученикам карточки-помощницы.
Группа учащихся класса получает опорные слова для составления рассказа на тему «Зимние забавы детей» Сообщение отметок за урок, их комментирование. Хвалю ребят за работу на уроке. - Поделитесь впечатлениями об уроке. - Чему на уроке научился каждый из вас? | У всех детей отличное настроение, так как все сели вместе со смеющейся рожицей. Учащиеся выполняют зарядку для пальчиков. Рыбки весело плескались В чистой, светленькой воде. То сожмутся, разожмутся, То зароются в песке. Ученики их называют (задания повышенного уровня). - Гласные, согласные и а/ згкл. - По написанию элементов и а л / г к з. - Глазки - глазки. - Орган зрения.
- Отверстия в изделиях.
- Отростки у картофеля - глазки.
- Парная согласная в корне слова. - Подобрать проверочные слова: глаза, глазок. - То и дело появляться и мешать работе. - Ничего не понимать. - Говорить неправду. - Чтобы грамотно писать, Надо слово изменять, Чтоб за звуком непонятным гласная стояла. - Парные согласные в корне слова. Учащиеся читают слова. (Познавательные универсальные действия учащихся.) - Одно правило. - Ж, з, з. ж. з, д. Слышится звук не так, как пишется буква. - Низкий – признак предмета. Вяз – правило на конце слова. - Маленькую птичку или подвижную девочку. - Дерево. Познавательный материал о дереве сообщают ученики (индивидуальное задание – 2 ученика). !! За что дерево назвали вязом? У этого дерева очень вязкая, то есть очень плотная древесина. Вяз трудно рубить, колоть. Эх, раз! Эх, два! (Смена позы детей.) Колет старший брат дрова. Почему ж один чурбак не развалится никак? В чурбаке топор увяз – не расколешь вязкий вяз! За это свойство дерево получило своё название. На улицах нашего города очень много таких деревьев, которые в летний зной дают нам тень и помогают пережить жару. Не забудь и ты в жаркие летние дни отблагодарить вяз около своего дома. Сделай лунку и напои его прохладной водичкой. Ученики пишут, а во время проверки называют проверочные слова. Индивидуально за доской работают 2 ученика. В тетрадях и на доске появляется запись. 1 2 3 4 5 + + + + -- (Индивидуальную работу около доски проверяют консультанты – коммуникативные учебные действия.) Самопроверка (учащиеся самостоятельно проверяют работу по доске.) - Здесь есть орфограмма – парная согласная. - Подружки, лягушки, ножками !Около доски работают сильный ученик + слабый по карточкам (коммуникативные учебные действия). !Взаимопроверка в парах (коммуникативные учебные действия). Ученики отвечают, что надо подобрать проверочное слово так, чтобы после этой согласной стояла гласная буква. Индивидуально за доской работают 2 ученика. У учащихся и на доске появляется запись: - Пробежка, посадка. (Задание повышенного уровня.) - Робкий. - Трусливый. - Смелый. Выслушиваю составленные предложения со словом робкий. (Задания базового уровня.) Одно предложение записываем с комментированием на доске (индивидуально – 1 ученик). Учащиеся цепочкой выходят к доске, составляют схему и шифруют орфограммы. Учитываем не только парные согласные, но и другие изученные орфограммы. - Робкий, зайчишка, узкой, дорожке. - Слышим одни звуки, а пишем совсем другие буквы. - Чтобы грамотно писать слова. Учащиеся самостоятельно читают текст. - Повтор слов.
- Нет имён прилагательных.
Ученики добавляют и заменяют слова: 1 предложение – сильный, большой, трескучий. 2 предложение – убираем слова от мороза. 4 предложение – слово мороз заменили на слово холод. Смысл слова объясняют. Зябко – холодно. Высказывания учеников. Письмо по памяти – взаимопроверка (меняемся тетрадями с соседом по парте). [ холат ] (Задание повышенного уровня.) - Звуки слышатся не так, как пишутся буквы. - Чтобы грамотно писать слова. - Надо подобрать проверочное слово так, чтобы после согласной стояла гласная буква. - Чтобы грамотно писать, надо слово изменять, Чтоб за звуком непонятным гласная стояла. Обратная связь: учитель – ученик. (Коммуникативные учебные действия.) Плот(ы) – плод(ы). Слабоуспевающие ученики получают карточки-помощницы из которых они могут выписать слова по заданию. Сильные учащиеся – опорные слова для составления рассказа. Высказывания учеников. Выставляю отметки в журнал и дневники. |