Преподавание русского языка
Имена существительные собственные и нарицательные
Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 2188
Карпова Юлия Сергеевна, учитель русского языка и литературы Презентации к уроку Загрузить презентацию (2,07 МБ) Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию. Загрузить презентацию (1017,5 КБ) Цель: дать понятия нарицательных и собственных имен существительных. Задачи: - повторить ранее изученный материал об имени существительном;
- формировать умение отличать имена собственные от нарицательных, умение правильно писать имена собственные (с заглавной буквы, в кавычках);
- развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление, умение сравнивать, группировать, делать выводы;
- воспитывать любовь к родному языку, прививать интерес к его познанию, воспитание самостоятельности, объективности в оценивании себя.
Метод обучения: объяснительно-иллюстративный. Форма урока: урок-путешествие. Оборудование: карта города (Приложение 1), маршрутный лист (Приложение 2), мультимедийный проектор. Презентация Эпиграф к уроку: Всякий шаг вперед должен опираться на повторение прежнего. К. Д. Ушинский. ХОД УРОКА I. Организационный момент. - Приветствие.
- Определение темы и цели урока.
По слогам твердим едва осиля Вяжущую губы немоту: Мама, небо, хлеб, роса, Россия – Камушком катается во рту... – Так предлагают нам поэты Задуматься о том, что говорим О том, что сказано впервые, О том, что помним, любим и храним. Интересный день сегодня и урок Цель наша – узнать и вспомнить, А также запомнить, как стишок Правила о главной части речи – Имени существительном II. Повторение. - Сегодня мы совершим путешествие в замечательную страну Морфологию. - Кто может пояснить, что это за страна? Что изучает этот раздел науки?
- Маршрут нашего путешествия указан в ваших маршрутных листах. Переплывем озеро и прибудем в пункт назначения – город Имя Существительное. В этом городе мы бываем часто, но нам нужно его узнавать ближе шаг за шагом. Помощником в нашем путешествии будет карта города, улицы которого мы постараемся расшифровывать каждый урок. Итак, правила путешествия: не шуметь, помогать, красиво и грамотно отвечать и писать. А самое главное – вы должны участвовать в выполнении заданий. Но прежде чем мы тронемся в путь, нужно выполнить задание – не большое, но очень важное: - Открыть тетради, записать число, классная работа и тему урока:
Имена существительные собственные и нарицательные. - Это название улицы, которую мы сегодня расшифруем. И помните, расшифровать карту можно только при соблюдении правил путешествия: красиво и грамотно писать. Заполните маршрутные листы. Запишите свою фамилию и имя. По ходу работы над заданиями выставляете себе балл за каждое правильно выполненное задание. Количество баллов за ответ указано в маршрутном листе. Готовы? Вместе сядем в катер, соберем рюкзак Карта, компас, лупа – как любой моряк – Знания в багаж, почтовых голубей... Пусть нам завидует Джек Воробей! У каждого из нас маршрутный лист, На остановках нас ждут задания. Должны мы улицу сию пройти И разгадать загаданное таяние. - Чтобы катер тронулся с места, нужно выполнить 1 задание. 1. “Четвертое лишнее” - устно: - жёлудь, пчёлы, шёлк, шорох;
- цыган, цыплёнок, цифра, цыкнуть;
- врача, фальши, товарища, роща.
- Кто ответил, выставляет себе баллы. - Ну что, ребята, в путь! - Вот мы и подъехали к городу. Нас встречает. 2. “Синтаксический причал”. Синтаксический причал Нас непременно повстречал, Задание припас для нас- Должны исполнить в тот же час! Маршрутный лист, перо в руке – Работа синтаксическая. Выполняем, но при этом – Настроение лирическое. Задание 2 – запишите предложение: В мамином сердце всегда горит любовь к малышу. Вопрос 1 Внимание ваше обращено На предложение, в котором Какой части речи особо полно? Скажем?! Попробуем?! (Имя существительное - перечислим) Вопрос 2 Чем в предложении чаще всего Может быть существительное? На этот причала вопрос Ответьте незамедлительно! (Подлежащее и дополнение – подчеркнем их) - Выполнили задание, идем дальше по карте. Перед нами замок. От него уходят группы улиц. Подойдем к уже знакомой улице – Одушевленности.
3. Улица “Одушевленности”. Синтаксический причал покинув, Выполнив задачи без ошибок, Ждет нас увлекательное путешествие По улице удач, пятерок и улыбок Маршрутный лист подсказывает нам О том, что вышли к улице Одушевленности, На которой притаилось задание. - Слушаем вопрос: расскажите, какие существительные называются одушевленными, а какие неодушевленными. Кто ответил – ставьте себе балл.
Задание 3. Вот суть задания – Имена существительные Одушевленные и неодушевленные В тексте найти и выписать, Распределив на два столбика. (Приложение 3) Я помню руки матери моей, и я хочу, чтоб повторяли дети: “Натруженные руки матерей, Cвятее вас нет ничего на свете!”. Н. Рыленков III. Изучение нового материала. - Прошли улицу Одушевленности. Перед нами новая улица, неизведанная, которую хочется узнать, расшифровать. Ну что, идем? Посмотрите, кто к нам идет навстречу? Это же Иван-царевич – герой русских народных сказок. Что-то грустно ему, может помощь нужна? Спросим его? - Шел я по лесу домой и повстречался мне медведь. Задал мне медведь такой вопрос. Существительное медведь собственное или нарицательное? Я задумался, ответа я не знаю, вот и блуждаю, из леса в город пришел, а дорогу найти не могу. Помогите! - Поможем? Поможем. Все вместе расшифруем, что же это за улица. 1. “Собственные и нарицательные существительные”. - Итак, запишем слово – медведь. Как назовем?
- Какие животные живут у вас дома?
- А какую кличку вы им дали?
- У вас в классе есть девочки и мальчики, записываю.
- Какое имя девочки вам нравится, а мальчика?
- Вы живете в городе или деревне? В каком?
- Я записала слова в 2 столбика. А можете объяснить почему?
медведь | Миша | собака | Гром | кошка | Федор | мальчик | Саша | девочка | Катя | город | Барабинск | - В 1 столбике слова называют однородные предметы – это нарицательные существительные, 2 столбик – единичные – это собственные.
- Еще раз посмотрим на записанные слова, скажите, к каким существительным отнесем слова из 1 столбика? Почему? (Нарицательные, так как называют однородные предметы). Слова 2 столбика? Почему? (Собственные, так как называют единичные предметы).
- Сможем ли мы теперь помочь Ивану-царевичу? Слово медведь – какое существительное?
IV. Закрепление. Задание 4: посмотрите на слова и исправьте ошибки? (Приложение 4) сказка | “Колобок” | журнал | “Мурзилка” | город | Куйбышев | река | Валга | озеро | Байкал | Медленными шагами мы продвигаемся по улице, уже и дорога видна, нельзя уйти, не выполнив задание. Задание 5 – найдите соответствие и запишите в столбик – самостоятельно. (Приложение 5) Улица Мира. Кинофильм “Дневной Дозор”. Сказка “Теремок”. Шоколад “Белочка”. Яхта “Беда”. Газета “Свежий ветер”. Город Кемерово. Дополнительный вопрос – Какие из этих существительных являются нарицательными, а какие собственными? 2. Дорога “Любопытных”. Задание 6. Даны слова: Вести, сережка, костер – Составим словосочетание. Одно с нарицательным, А другое с собственным. (Золотая сережка, приветливый Сережка, хорошие вести, информационные “Вести”, яркий костер, интересный “Костёр”) Выполним задание 7 – запишем упражнение 477, самостоятельно, а затем проверим. - Дополнительный вопрос
- А кто-нибудь знает или может догадывается, почему эти две улицы соединены между собой? Я приглашаю вас в замок, где есть необычный музей. Послушаем рассказ, который называется “А вы об этом знали?”. - Спасибо за интересный рассказ. Из него мы узнали, что некоторые имена собственные стали нарицательными существительными.
V. Подведение итогов. Задание 8. - Какие существительные называются собственными? Пример
- Какие нарицательными? Пример.
- Подсчитаем свои баллы за ответы и поставим оценки.
Наша дорога подошла к концу, На остановке самой последней, на карте отмечена точка пути. Внимание! Всё, что мы с вами прошли! Теперь мы сможем без лести сказать, Кто был самым умным? Отменно! Кто не боялся все заданья выполнять? Безукоризненно на вопросы отвечать? – 5 “А” - непременно! Путь пройден. Тайна разгадана Путешествие удалось. Все собрано. Вещи уложены, Чтоб завтра нам все же пришлось... Пришлось и хотелось увидеться В Великой стране Языка! VI. Домашнее задание. - Подберите слова, которые тоже получили свои названия от собственных имен существительных. Прочитать правило на странице 195–196 упражнение 473.
- Анкетирование. Каким вы считаете урок?
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599
Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21
|