Преподавание русского языка Урок развития речи на тему "Описание декоративной игрушки" (6-й класс)Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 2210 Кушнаренко Людмила Васильевна, учитель русского языка и литературы Цели урока:
Оборудование: матрёшки, дымковские и филимоновские игрушки, рисунки ребят; предметы, сделанные мастерами нашего села. Презентация. ХОД УРОКА 1. Вступление Учитель. Дорогие ребята! Сегодня на уроке мы познакомимся с народными промыслами, поговорим о матрёшке, узнаем историю дымковской и филимоновской игрушки, сравним эти игрушки, сделаем вывод, чем они отличаются друг от друга, определим место игрушки в жизни нашего народа. Дома вы напишете сочинение на тему: «Ты, как душа у народа, красива». Вы сегодня будете и писателями, и художниками. Как писатели, вы должны записать свои впечатления, найти нужное слово. А это непросто. Как художники, вы должны увидеть в обыкновенном предмете что-то особенное, свойственное только ему. Для этого нужна фантазия. Удачи вам! 2. Разминка – Какой предмет спрятан в загадке:
– Какие слова помогли вам разгадать загадку? – Прочитайте загадку выразительно, соблюдая интонацию, паузы, логическое ударение. Слайды 1-5 Учитель. Да, это матрёшка, хорошо нам всем знакомая игрушка. А пришла она к нам из Японии, но так хорошо прижилась в России, что мы считаем её нашей, русской. Это наш русский сувенир. Матрёшек одна в другой бывает разное количество, самые крупные насчитывают до 60-ти матрёшек. 3. Работа с текстами (На партах перед ребятами два текста: отрывок из произведения Паустовского и статья из словаря С. И. Ожегова) Деревенский мастер наградил матрёшек чисто русской красотой – соболиными бровями и рдеющим, как угли, румянцем. Их синие глаза он прикрыл такими длинными ресницами, что от одного их взмаха должны были вдребезги разбиваться мужские сердца» (К. Г. Паустовский) Матрёшка – полая внутри, деревянная, ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры, в которую вставляются другие такие же куклы меньшего размера (словарь С.И. Ожегова)
Учитель: Для того, чтобы ярко, выразительно описать предмет в художественном стиле, необходимо собрать богатый словесный материал. Это вы сделаете сегодня, если будете чуткими. Зоркими, внимательными. 4. Выставка игрушек Ребята, посмотрите, сколько интересных игрушек у нас на выставке! Красавица матрёшка! Конь- огонь! Искусно сделан мастером, кажется: топнет копытом и умчится в степь. Вот и задаёшься вопросом: «Сколько лет игрушке? Откуда к нам пришло это диво-дивное?» – Как вы понимаете, что означает слово рукотворный? (Сделанный руками, образовано от слов руки и творить) – Запишите однокоренные слова к слову творить. (Творец, творчество, творческий) Учитель. В 1909 году в Москве впервые состоялась кустарная выставка декоративной игрушки. (По словарю Ожегова уточняется значение слова кустарный). На выставке были собраны разнообразные игрушки: и деревянные, и глиняные, и тряпичные, и соломенные. Со временем таких выставок становилось всё больше и больше. Возрастал к ним и интерес. У нас сегодня также своеобразная выставка игрушек, работы учащихся. Предлагаю вам посетить нашу выставку, а экскурсоводами будут ребята. А вы, слушая их, записывайте самое интересное. Это будет ваш материал к сочинению. 1-й ученик. В игрушки играли и крестьянские дети, и дети царей. Наша хата- утехами богата: свистульки – петушки, лошадки, расчёски – гребешки. Интересными были расписные барышни, волчки, кораблики, свистульки. В народе считалось, если дети небрежно обращаются с игрушкой - быть беде, верили, что игрушки охраняют жизнь тех, кто играет в них. Игрушки делали из того, что было под рукой: глина, лоскутки, солома, дерево. На протяжении долгих лет игрушка не претерпела резких изменений. И в то же время в каждой местности, в каждом промысле складывались свои традиции, приёмы росписи, исполнения. Учитель. Почему современная игрушка мало отличается от древней? Сейчас послушаем рассказ о дымковской игрушке. Слайды 6-9 2-й ученик. Вот перед вами дымковская игрушка. Дымково – слобода Вятки, где зародился и расцвёл игрушечный промысел. Рассказывают, что давным-давно, в глубокой древности, под Вяткой была страшная битва, в ней сразились два войска. С тех пор по погибшим каждую весну справляли тризну. Прошло время, это печальное событие забылось, а на этом месте стали устраивать весенние гулянья, праздник Свистуньи. На празднике свистели в глиняные свистульки, кидались расписными глиняными шариками. Спрос на эти изделия был огромный. Потом стали делать и другие глиняные игрушки: барышень, собак, козликов, кошек. В слободе Дымково были отличные глины и песок. Летом крестьяне заготавливали глину, а зимой, отдохнув от осенних работ, замачивали её в глубоких деревянных корытах и долгими зимними вечерами лепили свистульки. Игрушки сажали в печь , раскаляли докрасна и оставляли там же остывать. Затем покрывали белилами и наносили радужный узор. Художники использовали в росписи до десяти различных цветов: оранжевый, зелёный, красный, золотой, малиновый… Эти игрушки возили на ярмарку и продавали, чтобы заработать себе на жизнь. Обратите внимание на дымковскую барышню – ярко расписанная фигурка отражает быт и моду 19 века. Такие наряды носили барыни в прошлом. Учитель. В чём особенность дымковской игрушки? Слайды 10-13 3-й ученик. Перед вами глиняная игрушка, зародившаяся в тульской области, в деревне Филимоново. Почти все филимоновские игрушки – это свистульки. И «барыне», и «кавалеру» полагается держать в руках птичку-свистульку. Животные тоже имеют вместо хвоста свисток. Деревня Филимоново стала славится своими глиняными игрушками недавно, около ста лет назад. В росписи использовали 4 цвета: белое всегда сочеталось с малиновым или ярко – красным, зелёным, лимонно-жёлтым. Игрушку сначала покрывали жёлтой краской, и по ней выполнялся радужный узор. Животные птицы всегда раскрашивались по определённой схеме: поперёк туловища и по шее рисовались, чередуясь, разноцветные узоры – полоски, ёлочки. Все фигурки игрушек имеют вытянутую форму, что отличает их от игрушек других промыслов. Особенно интересны фигурки барышень, одетых в яркий наряд: малиновые кофты, зелёные шляпки, пёстрые юбки. Филимоновские игрушки служили украшением и не были предназначены для игры. Учитель. Что интересного вам запомнилось? Какие записи вы сделали? 5. Воображаемое посещение ярмарки 19 века – Вот такие красивые игрушки везли на ярмарку. А зазывали шутками и прибаутками, приглашали полюбоваться игрушками. Ведь не каждый может увидеть мир глазами сказочника и раскрыть его красоту людям, а только настоящий художник и поэт. Народные мастера как раз и обладали таким даром. Ваши работы также говорят о том, что вы можете быть сказочниками и удивительными умельцами. Ребята представляют ярмарочную сценку. Зазывалы:
Три-четыре ученика представляют свои работы Словесное описание игрушки (на основе записей) 6. Беседа об игрушках, выполненных народными умельцами Учитель. Хороши игрушки! Куколки, петушки. А знаете, из чего они сделаны?
– Как вы понимаете слово мастер? 7. Составления плана сочинения 8. Домашнее задание – Написать сочинение: «Ты, как душа у народа, красива». Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |