Преподавание литературы Урок внеклассного чтения. Уроки нравственности в повести А.Лиханова "Чистые камушки"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1325 Князева Наталья Витальевна, учитель русского языка и литературы Презентации к урокуЗагрузить презентацию (5,43 МБ) Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию. Цели урока:
Оборудование: Мультимедийный проектор, иллюстрации учащихся, макет дерева и листочков с терминами, магниты, портрет А. Лиханова, выставка книг писателя (приложение 1) 1. Организационный момент. (слайд 1) Добрый день, дорогие ребята и уважаемые взрослые, я рада приветствовать вас на уроке творческого чтения. Этот урок мне хочется начать с необычного задания для вас, расшифруйте словосочетание Икшумак еытысич (слайд 2) - Так как вы думаете, о каком произведении пойдет речь на сегодняшнем уроке? (о повести Лиханова "Чистые камушки") (слайд3) 2. Постановка целей урока. Совершенно верно, сегодня на уроке мы с вами еще раз в мир детства Лиханова , еще раз перечитаем интересные эпизоды повести и посадим Дерево нравственности (приложение 2) - Кстати, а что такое нравственность? (зачитать определение и закрепить на доске) (слайд 4) (приложение 3) - Ребята, что по вашему мнению будет являться корнем нашего дерева (творчество А. Лиханова) - Давайте откроем тетради и запишем Альберт Лиханов
Заполните первую колонку в тетради - Итак, что вы знаете о писателе Лиханове? (слайд 5) - Послушайте сообщение и после этого заполните 2 колонку таблицы В 41 году Лиханову исполнилось 6 лет. На Вятку, где жили Лихановы бомбы не падали, ее не брали в кольцо блокады, но ей, как и многим городам России, досталась изнанка войны. Каждый день на вокзалы города приходили эшелоны с ранеными, искалеченными солдатами. (слайд 6) Школы отдавали под госпитали, другие здания под детские дома, куда поселяли эвакуированных детей, оставшихся без родителей. Мама Лиханова делала все, чтоб ее сын ни в чем не нуждался. Временами она отдавала кровь раненым бойцам. А. Лиханов вспоминает "Никогда не забуду, как мама брала меня с собой на донорский пункт, заходила в кабинет с нормальным лицом, а выходила зелёная, круги под глазами. Потом мы медленно шли к донорскому магазину, там на талончик продавали то, что нигде не достанешь - топлёное молоко, или топлёное масло, что-то сладкое. Мама тут же в магазине давала мне этот кусочек масла в рот, чтобы я проглотил его скорее. В масле - жизнь! Разве это забудешь!" А. Лиханов - это поколение детей Великой войны и Великой Победы. Считается, что поколение Лиханова - дети, пережившие войну - счастливейшие в истории нашей страны, но это поколение и одно из самых трагических. Почему счастливейшее? Почему трагическое? Дети, рождённые перед войной, знали о себе удивительное: они живут в самом справедливом, в самом великом и могучем государстве мира. Все люди в нём равны и счастливы. - Если в тебе есть талант - твори! - Влекут тайны океана, учись! - Мечтаешь покорить просторы Вселенной, учись! - Хочешь добывать для страны золото, нефть, алмазы, учись! И, вдруг, война. Им пришлось голодать, носить перешитую, латаную одежду, стоять в очереди за хлебом, шить кисеты для солдат, давать концерты для раненых и пережить страшные болезни. А немцы всегда удивлялись, почему русские люди спасают больных, никому ненужных детей? (слайд 7) Но эти дети, дети войны, дети, выжившие в Сталинграде, выжившие в Ленинграде, спасённые дети, выросли. Выучились и стали врачами, учителями, военными. Это они создали великую советскую науку, построили города за полярным кругом, отправили корабли и человека в космос. (слайд 8) В 1987 году он создал в нашей стране Детский фонд - первую общественную благотворительную организацию по защите детства. Каждый человек мог внести свой вклад в помощь больным, попавшим в беду детям на счёт "№ 707". На собранные деньги был создан Институт детской онкологии для детей больных раком. Появились стипендии для одарённых ребят. ( слайд 9) В состав СССР входило 15 республик. И Детский фонд устроил медицинский десант в республики Средней Азии, в самую глубинку, где в больницах не знали ни кипячёной воды, ни чистого белья. В газетах того времени появились снимки - истощённые дети с вздутыми животами, почерневшие скелетики. 20 тысяч детских жизней спасли тогда доверенные врачи Детского фонда. (слайд 10) Работая в журнале "Смена", Лиханов написал однажды о скромном возчике из Казани - Асгате Галимзянове. Тот собирал пищевые отходы, откармливал бычков, а вырученные деньги перечислял на счёт Дома ребёнка. Галимзянова многие считали чудаком. А потом все узнали, что служить малышам-сиротам он начал после того, как у него заболела тяжело жена. Он молился аллаху и поклялся: если жена выздоровеет, то он до конца дней своих будет помогать детям, которых бросили матери. И жена выздоровела. Истинное призвание А. Лиханова - ХРАНИТЕЛЬ ДЕТСТВА. Многое видел Лиханов, многое пережил сам, поэтому написанные им книги о военном детстве, покоряют правдивостью. - Да, корень нашего дерева творчество Альберта Лиханова, а что на ваш взгляд станет стволом дерева, его основой (Повесть "Чистые камушки") - давайте вместе с вами попробуем подобрать эпитеты к слову "чистый" (слайд11) (чистые руки, чистый понедельник, чистая совесть, чистые мысли) 3. Анализ повести. - Конечно же наш разговор пойдет о повести " Чистые камушки" (слайд 12) Многие критики считали, что в основе всего творчества Лиханова находится именно эта повесть . Время, быт - все в повести изображено точно и зримо. Возвращение живых и искалеченных войной победителей - суть "Чистых камушков". И автор ни в чем не хитрит, обращаясь к юному читателю, человеку другого времени, другой эпохи, когда показывает жизнь такой, какой она была в те годы. Давайте вспомним главных героев повести (Михаська и Сашка ) Итак, обратимся к первым строкам повести. 1. Первая встреча с Савватеем. - Вспомните, как еще называли Савватея? (Николай третий, шакал) - Какой день для Михаськи стал самым тяжелым и почему? - А какой день ждал Михаська с нетерпением? (страшный день для Николая3) - Какие способы мести придумывал Михаська? Как это его характеризует? (Михаська - борец, никогда не отступающий перед трудностями, решительный в своих поступках) - Какой лепесток будет первым на нашем дереве? (решительность, смелость) Итак, человек должен быть решительным. (слайд 13) 2. Счастливые минуты в жизни Михаськи - Назовите самые счастливые минуты в жизни главного героя (приезд с фронта отца, отдых у ручья с чистыми камушками) - Зачитайте описание ручья. В этом описании встречаются и прошлое, и настоящее и будущее. Попробуйте найти эти строки (воспоминание - хорошо и ясно тогда было; настоящее - прозрачные и чистые камушки в ручье; будущее - снова подумал про Сашку) - С чем ассоциируются у вас чистые камушки в ручье, посмотрите на доску (чистота помыслов) (слайд 14) 3. Встреча с инвалидом; заработок отца. - Вспомните встречу Михаськиного отца с инвалидом. Как Лиханов показывает нам, что этот человек героически сражался на фронте (офицерский мундир, медаль "За отвагу", гвардейский знак) - Чем занимался инвалид? - Откликались ли прохожие на просьбу этого человека. Докажите. (в его пилотке лежали монеты, а порой кто-то клал и бумажные) - Знаком ли был бывший солдат с отцом Михаськи? (да, он называл его по фамилии, они вместе воевали) - Откликнулся ли на просьбу сослуживца отец Михаськи? - Как отнесся к поступку отца Михаська ? (Михаська осуждает отца) - За что? (несмотря ни на что необходимо помогать людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации нужно быть милосердным) - Какую цель поставил отец Михаськи после того, как пришел с фронта? (построить дом) - Что для этого он стал делать? (вначале паял тазы и ведра хозяйкам) - Какой случай возмутил Михаську? - Какие качества характера не увидел Михаська у своего отца? (сострадание, милосердие) (слайд 15) 4. Спор Сашки и Михаськи. - Из-за чего разгорелся спор между друзьями? (кто смелее) - Что решили сделать ребята (пройти по тротуару около собак Фроловой) - В чем обвинял дрожащий от страха Сашка Михаську? (в том, что его мама продает на базаре конфеты, те занимается спекуляцией) - Поверил ли Михаська Сашкиным словам? Почему? (родители всегда учили его жить честно, справедливо) - из-за чего получил пощечину Михаська от матери? (стер двойки, те обманул) - Чему учила всю войну мать Михаську? (быть честным) - Так против чего бунтовал Михаська? (против того, что родители, которые всегда учили Михаську быть честным, справедливым, сами , по мнению Михаськи жили совсем по-другому) Итак, человек должен жить честно, справедливо. (слайд 16) 5. Решающая встреча Михаськи с Савватеем. - Вспомните решающую встречу Михаськи с Савватеем. - Чего, по мнению Михаськи боялся Савватей больше всего? (оружия силы) - Что больше всего обидело Михаську? (предательство Сашки) - Что подтолкнуло Михаську к решающему поступку? (он вспомнил альбом, сожженную куртку, грязную лапу Савватея, Сашку) - Для чего все же решился Михаська на этот серьезный шаг? (зачитать) Какой лепесток мы прикрепим? Чувство собственного достоинства, верность дружбе, независимость. (слайд 17) 4. Итоги урока - Мы видим, что Михаська всюду сражается до конца, до победы - за себя? Нет, за ребят, которые не знают, что можно жить высоко подняв голову, за соседку Ивановну и ее внучек, за своих отца и мать, чтобы отстоять их у корысти и зла А для этого необходимо быть:. (обратить внимание на дерево нравственности) (слайд 18) Ребята, а почему все-таки повесть называется "Чистые камушки"? (Михаська мечтает о том, чтобы жизнь была чиста и светла, как эти прозрачные камушки) 5. Д.з. Написать небольшое сочинение-рекомендацию с таким началом: "Я советую тебе (мама, папа, друг, сестра, одноклассник:) прочитать повесть А Лиханова "Чистые камушки", потому что:" Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |