Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
"Правда, какая она есть" (по творчеству Ф.А. Абрамова)
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание литературы

"Правда, какая она есть" (по творчеству Ф.А. Абрамова)


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 1862

Ященкова Ирина Александровна, учитель русского языка

Целью урока является:

  1. Формирование умений анализировать систему образов;
  2. Развитие внимания учащихся к психологизму художественного произведения;
  3. воспитание у учащегося высших моральных качеств.

План работы:

  1. Индивидуальные задания учащимся;
  2. Оформление плакатов;
  3. Разработка альбома;
  4. Изготовление стенда;
  5. Заготовка учебного телефильма;
  6. Подготовка викторины;
  7. Вывешивание общих вопросов;
  8. Написание сочинений по заданным темам;
  9. Работа по тексту через систему индивидуальных заданий;
  10. Беседа по вопросам, записанным на стенде. Чтение страниц повести;
  11. Завершающая беседа, итоги.

На доске запись: “Федор Александрович Абрамов (1920–1983)”.

Примерные индивидуальные задания даются учащимся до урока.

Оформите плакаты с высказываниями писателя и о нем:

“Я считаю, что лечить наши недостатки, равнодушие можно только правдивым словом”.

“До тех пор, пока мы сами, каждый из нас, каждый рядовой человек не поймет, не установит для себя непреложным законом, что все дела – это мои дела, что дом наш большой строится только общими усилиями, до тех пор мы ничего не изменим”.

“Совесть – это как раз та сила, которая помогает сдирать с человека эгоизм, затхлость. И без нее не будет обновления, перемен в жизни”.

“Мы как-то постепенно пришли к тому, что самые важные и самые необходимые слова, будь то открытое письмо к своим землякам о хозяйничанье на родной земле или выступления на писательских съездах по проблемам литературы, школы, старой деревни и нравственности, первым говорил он, Абрамов…” (В. Распутин).

“Он всегда был человеком принципиальных убеждений, которые отстаивал бескомпромиссно в жизни и творчестве, невзирая на литературную конъюнктуру, сверяясь с собственной совестью писателя и правдой жизни” (В. Быков).

Оформите альбом “Мысли Ф.А. Абрамова”.

Вот, например, выписки ученицы 10-го класса.

“Я думаю, что каждый работающий в искусстве должен иметь свою тропу в жизни, свой обжитой край, исхоженный босиком, политый детской слезой. У меня такой край, такая страна детства – Пинега, моя родная деревня Веркола”.

“Земля, оторванная от человека. Перерезаны вековые связи между человеком и природой. Каналы, которые питают человека здоровьем и счастьем. Да, вопрос о земле – это вопрос о здоровье нации”.

“Прочитал “Доктор Живаго”… Такой книги о революции у нас еще не было. Не о социальных схватках, не об общественной жизни, а о внутреннем, эмоциональном и интеллектуальном бытии человека – интеллигента, которое революция поставила под угрозу уничтожения, – вот о чем книга. Огромный нравственный накал, огромная человечность. И, может быть, это самая трагическая книга, какую-либо я читал”.

“Да, немцы нас не разбили, а бюрократизм, м. б., и разобьет”.

“…надо пользоваться всяким случаем, чтобы убивать сталинизм. Это сейчас первейший долг человека, главная мера человека”.

“Сегодня повсеместно – не только у нас – растаптывается человек. И кто поднимет знамя борьбы за человека?..”

“Решился… Никакими соображениями и доводами не оправдать рабское молчание. И мой голос в защиту Солженицына – это прежде всего голос в защиту себя. Кто ты – тварь дрожащая или человек?..”

“…Гибель интеллигенции – это несомненно самый страшный итог революции”.

“Наша беда – мы отравлены страхом… Только смелые и мужественные чего-то добиваются”.

“Одно несомненно: страна зашла в тупик и вывести ее из этого тупика может только народ. Никто не поможет народу нашему, если не поможет себе он сам. А помощь одна – покончить с безразличием и окаменелостью, покончить с гражданской спячкой”.

“Самое страшное сегодня – безверие. Никто не верит ни в себя, ни в соседа. Все: человек ничего не может, человек беспомощен чего – либо изменить и сделать. Вот до чего замордовали людей!

Против этой философии, обрекающей человека на пассивность (к великой радости чиновников), надо бороться. И это первостепенная задача литературы. Задача номер один”.

Кто-то из учеников получает задание – оформить стенд “Книги Ф. Абрамова”.

На уроке можно использовать учебный телефильм “Писатель Федор Абрамов”, автором и ведущей которого является вдова писателя Л.В.Крутикова-Абрамова. Учащиеся познакомятся с родиной писателя.

“Будучи студентом и после блокадного госпиталя, после тяжелого ранения под Ленинградом, работником кафедры советской литературы, известным писателем, он ежегодно приезжал в Верколу. Здесь он должен был вдохнуть родного воздуха, поговорить с людьми, напитаться впечатлениями, послушать родную северную речь”, – рассказывает Людмила Владимировна. В фильме мы увидим прекрасную природу русского Севера, познакомимся с людьми, знавшими писателя, делившего с ним и радости и трудности. Жизнь Верколы была неотъемлемой частью дум и планов Абрамова.

Фильм рассказывает о нелегкой судьбе писателя Абрамова. Боевая, неравнодушная позиция, честная, горькая правда о жизни, высказанная им в книгах, подверглась острой критике… Л. В. Крутикова-Абрамова вспоминает: “Чего он только не наслушался в своей жизни: грубое искажение действительности, незнание жизни деревни, очернительство…

Он был стойким и мужественным человеком, он оставался верным правде до конца… И шел своим, однажды избранным путем…”

Хорошо дополняют фильм воспоминания самого Федора Александровича и о нем.

Можно предложить группе учащихся подготовить викторину.

Мои ученики обратились к одноклассникам с такими вопросами:

О ком это говорится: “Он давно уже махнул на себя рукой. Пьянчуга. Лагерник. Грамотешки – 5-х классов – что по нынешним временам… Всю жизнь он презирал, стыдился своего отца. Презирал за мягкость, за тихость, даже за внешний вид презирал. Бороденка, как у старика, нерасчес, поясок шерстяной, домотканый…” (о Максиме Кобылине)

Кто был “загадкой для Микши на этом свете”? Случайно ли, что такие люди непонятны Микше и ему подобным? (Учитель из райцентра Павлин Федорович Усольцев.)

К кому в Соснино ходили люди “насчет всяких бумажных дел”? Кого в 37-м посадили как пособника “международной буржуазии”? (К Ивану Никифоровичу Варзумову.)

Кто по совету дяди Мефодия показывает “революционный пример” – отрекается от отца – “с объявлением в областной газете с отказом от отцовской фамилии”? (Микша Кобылин.)

Кто и ком так говорит: “Собака был человек… люди и теперь еще из-за него плачут. Что он наделал-натворил. Со своими головорезами – страсть. В кажинной деревне безвинных людей казнил, а в нашей волости зараз десять мужиков”? (Федосеевна о Мефодии Кобылине.)

Кто из героев и в каких обстоятельствах видит картину: “Повидал он кое-чего на своем веку. Был на войне, был в лагерях, Берлин в 45-м брал с Жуковым, а вот такого в его жизни не было. Не было, чтобы он брел по улице поселка и чтобы руками, как в лесу, раздвигал кусты… Крепкие бараки. Крыши провалились, рамы выгнили, а стены еще стояли… остался гнить поселок. Всеми брошенный и всеми позабытый”?

(Никифор Иванович Кобылин (Варзумов) при посещении бывшего места ссылки для “лишенцев” – Курзин)

Кто это: “Веселый старик, всегда в людных местах трется и всегда зовет его в гости: “Зайдем, зайдем ко мне, Иванович. Вспомянем отца. Ведь у тебя отец-то – книжки надо писать”? Почему он называет Микшу Ивановичем? (Василий Семенович из райцентра, которого Иван Варзумов, отец Микши, спас от смерти)

На стенде заранее, до урока, учитель вывешивает общие для всех вопросы:

Что вы читали о коллективизации в современной литературе?

Ваше первое впечатление о повести Ф. Абрамова “Поездка в прошлое”. Какие эпизоды повести вам запомнились? Почему? Какие страницы “потрясают правдой”? Прочтите одну из названных вами страниц (можно инсценировать).

Главные герои повести. Что вы узнали о них? Ваши впечатления.

Есть ли в повести положительный герой? Кто он? Аргументируйте свою мысль.

Коллективизация в Сосино (север России) и в Гремячем Логу (юг России). Что вы можете сказать об одном и том же событии в истории нашей страны, опираясь на произведения русских писателей?

Нравственные проблемы повести…назовите их.

(Учащиеся называют проблемы совести, долга, предательства, глухоты и равнодушия человеческого сердца; говорят увлеченно о человеческом благородстве, проявленном в повседневной жизни и экстремальных условиях, о настоящей человеческой благодарности (Василия Семеновича, Федосеевны, отца Микши, Павлина Федоровича), с горечью отмечают “одичание” культуры Сосино в прошлом и теперь.)

Назовите художественные произведения, в которых авторы поднимают проблему сыновнего предательства. Как вы думаете, чем это грозит любому обществу? Почему? (Из прочитанных в последнее время произведений все вспомнили повесть В. Быкова “Облава”.)

Напишите сочинение на любую из тем: “Он шел к отцу”; “Александр и Мефодий Кобылины”; “Иван Никифорович Варзумов – первый человек с Сосино”; “Хорошие люди на страницах повести”; “Человеком остаться сумей”; “Цена сыновнего предательства”; “Мои впечатления о повести Ф. Абрамова “Поездка в прошлое”; “Всеми силами будить в человеке человека” (Ф. Абрамов).

Озаглавить свою работу могут и сами учащиеся.

Работу по тексту повести можно провести через систему индивидуальных заданий, которые даются каждому ученику: ребята любят получать задания, адресованные лично каждому. Этим добиваемся того, что художественное произведение прочитывается всеми, ведь надо подготовить устный ответ по заданию на карточке. Не беда, что в процессе урока задание видоизменяется, каждый учащийся хочет дополнить другого товарища, соученика, так как произведение прочитано, хочется поделиться впечатлениями, мыслями, чувствами. Вот почему порядок заданий нестрогий. Иногда удачное сочинение – миниатюра предваряет чей-то ответ, иногда подготовившийся ученик уточняет, углубляет мысль другого, т.е. идет процесс коллективного осмысления художественного произведения.

Вот какими могут быть индивидуальные задания учащимся по тексту:

Карточка 1: В какие годы происходит действие в повести Ф. Абрамова “Поездка в прошлое?” Какое это имеет значение для автора?

Для нас, читателей ?

Карточка 2: Часовня. Каким увидели этот “памятник старины” Микша Кобылин и Кудасов? О чем говорит нам сегодняшнее состояние часовни?

Карточка 3: Как жители называли место ссылки для “лишенцев”? Каковы были там условия жизни?

Карточка 4: Какими были дядья М. Кобылина – Александр (комендант Курзин) и Мефодий (начальник милиции)?

Карточка 5: Коллективизация в Сосино – как она происходила?

Карточка 6: Как Микша стал Кобылиным? Как вы думаете, почему “35 лет собирался он побывать в Курзии, посмотреть место, где убили дядю”, но не сделал этого?

Карточка 7: Почему “спохватился” Микша Кобылин? Почему он отчаянно ищет людей, знавших и помнивших отца? Как встречают его люди? Как реагируют на его просьбу?

Карточка 8: Случайно ли автор очень редко называет полностью имя и фамилию главного героя – Варзумов Никифор Иванович? Вспомните, кто и как на страницах повести его называет? Почему он допытывается у бабки Матрены, вспоминал ли перед смертью Иван Никифорович о своем сыне (это было “перед самой войной, когда из заключенных вернулся”)? Какие чувства испытали вы, прочитав Матренины слова: “Да разве у его сын был? Дочи, кабыть, Анюшка”? Почему закричал в ответ Микша?

Карточка 9: Что узнает о своем отце спустя много лет после смерти Ивана Никифоровича Варзумова его сын Микша? Как вспоминают отца люди? Почему Федосеевна называет отца “первым человеком в Сосино”? Как вы поняли ее слова?

Карточка 10: Что вы можете сказать об отце Микши – Иване Никифоровиче Варзумове? Какой была его жизнь? Были ли в ней обстоятельства, способствовавшие озлоблению и ожесточению человека? Как вы думаете, почему этого не произошло?

Карточка 11: Расскажите о Павлине Федоровиче Усольцеве, районном учителе. Выразительно прочтите II главу. Как вы оцените поступок учителя? Почему у Микши не хватило духу “и не крикнул он: “Да я не ради себя пришел, ради отца”?

Карточка 12: О ком и чем последние мысли Микши? Выразительно прочтите отрывок от слов “Откуда колокольный звон?” до слов: “Он шел к отцу…”

Карточка 13: Микша и семья. Как жилось с таким человеком? Какой поступок в молодости определил его дальнейшую судьбу?

Карточка 14: Как вы думаете, почему повесть Ф.Абрамова, написанная в 1974 году, не была опубликована сразу?

Карточка 15: Писатель Глеб Горышин утверждает, что для героев Ф.Абрамова характерна “приспевшая потребность… в самоочищении, нравственном возрождении перед лицом чьей-то беды – катарсисе”. Согласны ли вы с этим? Обоснуйте свою мысль, опираясь на текст повести “Поездка в прошлое”.

Учащиеся получают задания с учетом их индивидуальных способностей и особенностей… Это все предварительная подготовка к уроку.

Каким будет ход урока? Как вы его начнете? Все это зависит от конкретной обстановки, от вашего желания и умения.

Обращаю внимание на стенд, посвященный Ф.Абрамову, читаются из альбома “мысли Ф.Абрамова”, столь правдивые и созвучные нашему времени.

Я считаю очень важным сказать ребятам о том, что Ф.Абрамова не удовлетворял такой взгляд на исторический процесс, согласно которому великое благо “утверждает себя через слезы, через горе людское, через обрыв и разрыв корней”. Писатель считал, что раскрестьянивание деревни волевыми административными способами привело к утрате человеком чувства хозяина, чувства патриотизма. “Я мечтаю поразмышлять о судьбах страны, о сути глубинных исторических процессов, о том, откуда все началось”, – писал Абрамов в 1974 году.

– Почему эти слова писателя открывают наш сегодняшний разговор о повести “Поездка в прошлое” ,с ним начинается наш разговор о его любви к малой родине, русскому Северу, о его крестьянских корнях? – с этим вопросом можно обратиться к классу.

Продолжить урок может или литературная критика, а потом беседа по вопросам, записанным на стенде, или яркое эмоциональное чтение страниц повести и миниатюр учащимися по повести – об их первом читательском восприятии. Все это зависит только от вас. Обязательно включаю в урок разговор о художественном мастерстве писателя, о точности и выразительности языка, о философской направленности содержания и лаконизме повествования. Мы обращаемся к черновым наброскам и рабочим вариантам повести: они прекрасно дополняют представления учащихся о трудовой работе писателя.

Завершаю беседу вопросом к классу: “Нашей литературе будет трагически не хватать Федора Абрамова, писателя огромной убедительной силы и искренности, не умевшего и не хотевшего говорить вполголоса и вполслова, открывавшего перед читателем правду такой, какая она есть”, – писал В.Распутин. Вы согласны с Распутиным? Почему?


Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21