Преподавание литературы Урок обучения и систематизации знаний по литературе. 9-й класс. "Проблема образования в русской литературе конца XVIII начала XIX века"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1005 Каращук Галина Александровна, учитель русского языка и литературы Пояснительная записка Работа учителя в условиях Вечерней (сменной) общеобразовательной школы осложнена тем, что сюда, как правило, приходят обучающиеся с явной деформацией личности: у них не сформированы положительные идеалы, размыты нравственные ориентиры. Молодые люди не различают, где добро, а где зло; где красота, а где уродство; живут, по сути, в плену ложных ценностей. Уровень литературного развития наших школьников крайне низок из-за слабой техники чтения, ограниченного словарного запаса, зачастую не позволяющего понять смысл прочитанного, отсюда – полное отчуждение юношей и девушек от произведений искусства слова. Поэтому возникает вопрос о невозможности достижения положительного результата в дальнейшем развитии личности. Тем не менее, я полагаю, что, при систематической целенаправленной работе по схеме: через привитие интереса к предмету до приобретения суммы знаний – достичь некоторых успехов все же возможно. И потому постоянно ищу такие виды деятельности на уроке, которые вызывают живой интерес у ребят. Они искренне удивляются, если «вдруг» увидят, ту или иную ситуацию литературного произведения в реальной жизни. Практика убедила меня в том, что развернутые перед классом «сквозные» сюжеты русской литературы всегда вызывают заинтересованность. «Сквозные» темы русской литературы прекрасно помогают организовать уроки обобщения и систематизации знаний. Проведение для своих учеников уроков такого типа считаю обязательным, так как они не только помогают активизировать и систематизировать базовые знания, но и позволяют проверить степень сформированности некоторых умений и навыков, а главное, создают условия для обучения литературно-творческой деятельности. Это, по сути, квинтэссенция целей литературного развития обучающихся. Такие уроки, по возможности, должны превратиться в праздник знаний, поэтому тщательно выбираю вид урока, например, «творческий отчет», «круглый стол», «смотр знаний», «учебная встреча», «свободный микрофон» и т.д. Когда мы с учениками 9 класса прочитали и обсудили на уроках такие произведения, как: «Капитанская дочка» А.С. Пушкина, «Ревизор» Н.В. Гоголя, «Недоросль» Д.И. Фонвизина, «Горе от ума» А.С. Грибоедова, то сделали «открытие» - герои всех этих произведений либо учатся, либо вспоминают об учении, либо высказывают свое отношение к образованию. Постепенно оформилась «сквозная» тема: «Проблема образования в русской литературе конца XVIII начала XIX веков. Материала для моих девятиклассников вполне достаточно, чтобы провести урок обобщения и систематизации знаний и соотнести его с личным жизненным опытом. Выбираю вид урока - «свободный микрофон» (разреши себе свободный полет мысли и чувства: представь себя на месте какого-либо литературного героя и скажи о его имени, используя текст произведения). Такой урок, конечно, требует подготовки. Этот этап в наших условиях наиболее сложный. Нужно смотивировать ребят на работу, требующую дополнительного времени. По группам и индивидуально (на консультациях) вновь обращаемся к ранее прочитанному, ищем текстовый материал для выступлений героев, репетируем их позу, жесты, мимику, даже пытаемся подобрать костюм или хотя бы его отдельные детали. Наконец, подготовка к уроку завершена. Урок начинается с интриги, а именно, объявляется результат опроса учащихся школы, целью которого было выявление их отношения к образованию. (Результат был таков: ученики понимают, что образование необходимо, но желания овладевать качественными знаниями нет. Отсюда вытекает противоречие.) А теперь обращаемся к теме урока и видим, что эта проблема существовала в русском обществе еще более двухсот лет назад и, конечно же, нашла отражение в литературе. Предлагаю девятиклассникам вопрос, на который они должны ответить в конце урока: «Какое отношение к образованию ты будешь формировать у своих детей и почему?» Продумать ответ нам помогут литературные герои, которых мы пригласим к «свободному микрофону». Госпожа Простакова. «По мужу я Простакова, а по отцу Скотинина. Матушка моя была по прозванию Приплодиных. Мои родители – старинные люди. Нас ничему не учили, отец даже кричал всегда: «И будь тот Скотинин, кто чему-нибудь учиться захочет». Да ныне век другой. Мы последних крох не жалеем, лишь бы сына всему выучить. Вить ему шестнадцать лет исполнится, к нему учители ходят. Приняли вот иноземца на пять лет, подрядился учить, чему хотим. А сама-то я считаю, что и без наук люди живут и жили». Митрофан Простаков. «Я Митрофан Простаков, матушкин сынок. Матушка наняла мне учителей и просит, хоть для виду поучиться, вот я ее и тешу. Пафнутьич, к примеру, учит меня арихметике. Да матушка говорит, что это дурацкая наука, лишь мне мученье. Денег нет – то считать нечего, деньги есть – сочтем и без Пафнутьича хорошохонько. Да только пришел час моей воли. Не хочу учиться, хочу жениться !» Правдин. «Я называюсь Правдин, родился в Москве. Сейчас имею повеление объехать здешний округ, чтобы заметить тех злонравных невежд, которые, имея над людьми своими полную власть, употребляют ее во зло бесчеловечно. Я считаю, что люди должны быть образованны. Чтоб в достойных людях не было недостатку, прилагается ныне особливое старание о воспитании, а особы высшего состояния просвещают детей своих». Стародум. «Меня зовут Стародум. Воспитание мне было дано отцом моим по тому веку наилучшее. В то время к научению мало было способов, да и не умели еще чужим умом набивать пустую голову. Отец мне непрестанно твердил одно и то же: имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время. А что для Отечества может выйти из Митрофанушки, за которого невежды-родители платят еще деньги невеждам-учителям! Я желал бы, чтоб при всех науках не забывалась главная цель всех знаний человеческих – благонравие. Просвещение возвышает только добродетельную душу». 1-й ученик. Прочитав комедию Д.И. Фонвизина «Недоросль», я узнал, что лучше люди еще в XVIII веке считали, что просвещение служит процветанию отечества. Но госпожа Простакова и ее сын Митрофан смешны и нелепы в своих рассуждениях. А вот Правдин и Стародум в своих взглядах выражают позицию Фонвизина – гражданина о необходимости просвещения, а еще более достойного воспитания. П. Гринев: «Отец мой, Андрей Петрович Гринев, выйдя в отставку, жил в Симбирской деревне, где и женился. В то время воспитывались мы не по-нашему. С пятилетнего возраста отдан я был на руки стремянному Савельичу. Под его надзором на 12-ом году выучился я русской грамоте. В это время батюшка нанял для меня француза мосье Бопре, который в отечестве своем был парикмахером. Он должен был обучать меня всем наукам, но выучился от меня кое-как болтать по-русски, и мы стали заниматься каждый своим делом. Батюшка, узнав об этом, прогнал француза. Так и жил я недорослем, гонял голубей. А затем батюшка отправил меня на службу, говоря: «Пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон. Уже в Белогорской крепости я стал читать и во мне пробудилась охота к литературе.» Учитель. Думаю, что вы узнали, что это Петр Гринев, герой повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Эту повесть мы прочитали в прошлом году. Рассказ героя о себе еще раз обратил наше внимание на такую форму обучения, распространенную среди дворян в XVIII - X IX в.в., как домашнее обучение. Писателя возмущает тот факт, что русских дворян учили иностранцы, не имеющие ничего общего с профессией учителя. Русских дворян обучали французские парикмахеры и немецкие кучеры. Это русские писатели подвергали критике, да и сами дворяне иронически вспоминали своих менторов Чацкий: «Я Александр Андреевич Чацкий на целых три года уехал из Москвы ума искать. Но вернувшись обратно, наблюдаю все то же, в образовании … нынче как издревле, Фамусов. «Я Павел Афанасьевич Фамусов – «Свободен, вдов, себе я господин». Хочу вам рассказать, что нынче пуще, чем когда, 2-й ученик. На первый взгляд, отношение двух героев комедии «Горе от ума» к образованию отрицательное. Но Чацкий отрицает пресмыкание русских дворян перед иностранцами, а Фамусов отрицает полезность образования вообще. Он боится просвещенных людей, называет их сумасшедшими, потому что они стремятся изменить столь дорогие сердцу Фамусова порядки «века минувшего». Учитель. А сейчас я предлагаю посмотреть фрагмент спектакля «Ревизор», поставленного по одноименной комедии Н.В Гоголя. (Учащиеся смотрят фрагмент из первого действия комедии, где городничий Сквозник – Дмухановский дает указания смотрителю городских училищ Луке Лукичу Хлопову относительно поведения некоторых учителей на уроках). Гражданин. Проблему образования в России выделил еще М.В. Ломоносов. В «Оде на день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны, 1747 г.»: О Вы, которых ожидает Но поэт, ученый, гражданин уверен, что «Науки юношей питают, Учитель. Итак, обратившись к страницам русской классики конца XVIII и I половины XIX века, мы убедились, что тему образования можно назвать «сквозной». Мало того, писатели говорят о проблеме образования, так как не было в русском обществе однозначного отношения к образованию. Учиться тяжело, а тяжелую работу делать не хочется. Ученые люди стремятся постоянно менять жизнь, но как бы «чего не вышло» из этих перемен. А теперь обратимся к вопросу, поставленному в начале урока. Так какое же отношение к образованию вы будете формировать в своих детях ? В конце урока подводятся итоги, заслушиваются мнения учеников об уроке, своей работе и одноклассников, объявляются оценки. P. S. Размышляя после урока, прихожу к убеждению, что он позволил ребятам сделать выводы о своих коммуникативных умениях; позволил осмыслить необходимость получения знаний. Не ожидая быстрого изменения в отношении ребят к учебе, твердо верю, что подобная работа по формированию ценностных ориентиров, проводимая в системе, |