Преподавание литературы Методическая разработка урока литературы в 8-м классе "Гуманизм в рассказе Л.Н. Толстого "После бала"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 2003 Фокина Тамара Николаевна, учитель русского языка и литературы Цель урока: обучающая: 1) расширить знания учащихся о прошедшей эпохе; а) прием антитезы; развивающая: показать связь литературы с другими предметами: историей, живописью, музыкой. воспитательная: 1) привить интерес и любовь к литературе; жизни и творчеству Л.Н.Толстого; Оборудование:
Ход урокаЯ верю, что есть истина и что Л.Н.Толстой. Слово учителя: ребята, у каждого из вас на столах лежит “Лист ожидания от урока”, в котором вы должны самостоятельно оценить свою деятельность в начале урока и в конце. В начале урока – насколько вы готовы к нему. В конце урока – насколько вы обогатили свои знания на уроке, насколько он вам был интересен. (самооценка учащихся в начале урока) <Рисунок 1>Опрос : прослушивание мини – докладов учащихся, которые касались интересных фактов жизни биографии писателя Л.Н.Толстого. (1. “Муравейные братья”, 2. “Удивительные способности Л.Н.Толстого к языкам”, 3. “Физическая закалка писателя”).Вопрос классу: – Что вас поразило в этих мини – докладах?Вывод учителя : Лев Николаевич большое внимание уделяет физической закалке. Каждый человек, в каком бы он возрасте не находился, должен следить за своим здоровьем, быть крепким, только тогда он может идти в ногу со временем, нравственно обновляться и совершенствоваться.Лев Толстой был велик не только как писатель, но и как человек, как личность. Обратите внимание на портрет Толстого, созданного в 1884 году художником Н.Н. Ге. <Рисунок 2> Вопрос классу : – Какое впечатление оставляет у вас портрет?– Рассмотрим его. Ответы учащихся: Поздний вечер. Комната погружена в полумрак. Кажется, что в доме установилась глубокая тишина. Все вокруг спит. И только великий труженик Толстой не может оторваться от работы, которая сейчас составляет главное дело его жизни. Он хочет, чтобы правда стала доступной всем людям. Толстой похож здесь на мудрого и величественного пророка, судью, учителя жизни. Невидимая свеча ярко освещает лицо Толстого, свет серебрит его седины, и это создает ощущение ясности мысли, внутреннего спокойствия.Вывод учителя: Ге рисовал писателя, когда тому было уже 56 лет. Кажется, именно так выглядел Толстой, когда создавал рассказ “После бала” (1903 г.). В нем как бы слились глубокий дух и напряженная работа мыслей.Анализ ответов учащихся на вопросы анкеты. Работа с диаграммой <Рисунок 3>Слово учителя: Предварительно вы самостоятельно прочитали рассказ Л.Н.Толстого “После бала” и ответили на вопросы анкеты, которые я вам дала. Посмотрите на диаграмму. Результаты анкеты выглядят таким образом: на вопрос анкеты– Какое впечатление на вас произвел рассказ? Вы единодушно ответили, что он вам был интересен, т.е. понравился. Зачитывание выдержек из анкет детей: (проектирование через документ – камеру) Слово учителя: На вопрос анкеты “Мог ли полковник поступить иначе?” вы дали двоякий ответ: одна часть из вас считает, что мог бы, а другая – нет. Чтобы вы пришли к единому мнению, мы должны с вами разобраться в содержании рассказа, т.е. проанализировать его. Итак, тему урока вы определили сами. Запишем ее в тетради по литературе. “Гуманизм в рассказе Л.Н.Толстого “После бала”. Это будет темой нашего диалога.Работа с толковым словарем С.И. Ожегова: Объяснение лексического значения слова гуманизм.Диалог учителя с учащимися: – Ребята, когда вы прочитали рассказ “После бала”, то обратили внимание на необычность его построения: рассказ в рассказе. – Как называется этот литературный прием? (обрамление). – При изучении каких литературных произведений вы встречались с этим приемом? (М.Горький “Детство”, Н.В.Гоголь “Ночь перед Рождеством”, А.С.Пушкин “Повести Белкина”…). – Сколько рассказчиков в рассказе? Кто они? (1– повествователь. 2– Иван Васильевич). – Зачем автор использует этот прием? (чтобы было правдиво). – Рассказ называется “После бала”. Само название говорит, что в нем две части. Найдите границу этих частей. – Первоначально рассказ назывался “ Дочь и отец”. Толстой меняет название и называет “После бала”. Почему он это сделал? Вывод учителя: Если бы осталось название “Дочь и отец”, главной проблемой было бы отношение отца и дочери, т.е. проблема отцов и детей.Название рассказа “После бала” затрагивало другую проблему, которая утверждала, что формируют человека общественные условия и случаи. – Какую эпоху изображает Толстой? (40-е годы XIX века). – Кто царствовал в России? Сообщение ученика: “Николай Палкин”.Вопрос классу: – Почему, по-вашему, в 900 – е годы Толстой вспомнил случай, происшедший в далекие годы юности, и положил его в основу рассказа “После бала”? Вывод учителя: Рассказ Толстого “После бала” – позднее произведение писателя. Оно написано в 1903 году, эпоху назревающего в стране кризиса, перед русско-японской войной, которую Россия позорно проиграла, и первой революцией. А действие рассказа происходит в 40 – е годы XIX века, в николаевскую эпоху. Толстой не зря возвращается к прошлому, так как для него очевидны параллели между положением в обществе и армии. В такое время жили герои рассказа Иван Васильевич, полковник, Варенька. Весь рассказ строится на противопоставлении.– Что здесь противопоставлено? (место действия, образы, детали, музыка) – Каково было социальное положение Вареньки? Ивана Васильевича? – Какой образ жизни вел Ивана Васильевича? – Каково главное удовольствие его жизни? – Найдите описание бала в тексте рассказа (прослушивание в записи по фонохрестоматии). Слово учителя: Обратите внимание на то, какие танцы танцевали в XIX веке. Давайте перенесемся на некоторое время на бал и послушаем, как звучала музыка мазурки и вальса.(Исполнение учащимися на скрипке мазурки и вальса) <Рисунок 4, 5> – Как выглядела Варенька? Найдите описание ее портрета. – Какая деталь портрета вас удивила? Вывод: При создании картины бала, при описании портрета Вареньки Л.Н.Толстой использует прилагательные: чудесный, прекрасная, знаменитые, великолепный…Все они передают возвышенное настроение Ивана Васильевича, его радость, умиление, восхищение Варенькой: “Не я один, все смотрели на нее и любовались ею, любовались и мужчины, и женщины, несмотря на то, что она затмила их всех. Нельзя было не любоваться”.– Найдите описание портрета отца Вареньки. – О чем говорит его портрет? – Какой вывод делает для себя Иван Васильевич, глядя на сапоги полковника? Задание классу: Составьте логические цепочки поведения Ивана Васильевича во время бала и после бала.Самостоятельная работа учащихся по составлению логических цепочек <Рисунок 6>
– Задание классу: Сравните эти логические цепочки. О чем они говорят?Вывод: Чувство радости сменяется чувством грусти, подавленности. Л.Н.Толстой использует прием контраста, который еще больше выражает главную тему рассказа.– Почему Иван Васильевич не мог поступить на военную службу и никогда не служил? – Оправдываете ли вы его? – Почему он расстался с Варенькой? Вывод: Варенька, ее улыбка напоминали Ивану Васильевичу ее отца. Он не мог забыть того, что увидел…Самооценка учащихся работы на уроке (заполнение листа самооценки) <Рисунок 7>Задание на дом: 1.Составить план характеристики одного из героев:а) Иван Васильевич; б) полковник. 2.Художественный рассказ по плану. Литература
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |