Преподавание русского языка Этимологический анализ на уроках русского языка в начальных классах как средство обогащения словарного запаса учащихся (3-й класс)Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 808 Будаева Татьяна Степановна, учитель начальных классов Прогрессивные методисты прошлого и настоящего основной задачей изучения русского языка в школе считали и считают развитие речи учащихся. По словам Л.В.Щербы, “правильно составленный словарь и грамматика должны исчерпывать знание данного языка”. (Щерба Л.В. О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкознании // Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. – Л.: Наука, 1974г.) Следовательно, важнейшим из аспектов развития речи является обогащение словарного запаса. Это необходимо в любом возрасте, особенно в младшем. К шести – семи годам ребенок научается пользоваться языком в целях повседневного общения и мышления. С приходом в школу начинается новый этап в его языковом развитии: он осознает языковые средства, которыми овладел в дошкольный период, так как располагает относительно зрелым вниманием и памятью. Однако часто той лексики, которую ребенок слышит и которой пользуется в повседневной жизни, ему не хватает для выражения своих чувств, мыслей, эмоций, а при обучении в школе – и для понимания изучаемого материала. Ребенок к моменту прихода в начальную школу понимает в окружающем больше, чем может передать словами. Особенно мал активный словарь и не сформировано умение строить логически последовательную речь. Основным средством обогащения словарного запаса школьников как начальной, так и средней школы является словарная работа, объект которой – слова, “трудные” для учащихся не только в орфографическом, но и в семантическом плане. Анализ приемов словарной работы в школе привел меня к выводу, что обогащению словаря учащихся способствует опора на элементы этимологии. Элементы этимологического анализа доступны пониманию младших школьников, так как этимологический анализ открывает первичные, образные значения слов, а мышление ребенка, пришедшего в начальную школу, образно. Применение этимологического анализа как методический прием направляет способность младших школьников к этимологизации (т.е. к естественной языковой способности школьника, подсознательно опираясь на которую, он усваивает значение новых для него слов) в научное русло, способствует формированию правильного понимания ими лексического значения слов и, как следствие, избавляет от большого количества орфографических ошибок. Учитывая описание выше, предлагаю урок русского языка. Урок русского языка в 3 классеТема: Предложения с интонацией перечисления. Цели: 1. Познакомить учащихся с предложениями, содержащими интонацию перечисления и со знаками препинания в предложениях с перечислением. 2. Развивать умение работать с орфографическим словарем и правильно писать словарные слова, опираясь на этимологию. 3. Воспитывать ценностное отношение к родному слову, обогащать словарный запас учащихся. Оборудование: панно и букеты из осенних листьев, рисунки и фотографии с изображением осенних деревьев, игрушечный корабль, сделанный из коры дерева. Ход урока:I. Организация начала урока.Заливистый школьный звонок У: – Начнем наш урок со словарной работы. Откройте орфографические словарики. II. Словарная работа (с опорой на этимологию слова).У: - Найдите в орфографических словариках слово корабль, обратите внимание на вторую букву в нем. Проговорите его хором, вполголоса. Учитель (записываем слово на доске, а дети в индивидуальные словарики, выделяют букву О). Примечание: на уроке демонстрируется игрушечный корабль, сделанный из коры дерева. У: - Как вы думаете, почему морское судно назвали словом корабль? От какого слова образовано данное? Дети высказывают свои предложения. Затем объясняет учитель. У: - Исконно – русское слово КОРАБЛЬ было образовано от той же основы, что и КОРА, КОРОБ, КОРЫТО. - Что у них общего? И короб, и корыто, и судно, названное потом кораблем, выдалбливали из ствола дерева, снаружи такая посудина была покрыта корой. Если слова корабль и кора были в древние времена родственными, как можно проверить букву О в слове корабль? Всеобщими усилиями найдены слова – подсказки: корка, корочка. Дети записывают проверочное слово (корабль - корка). Подбирают родственные слова. У: - Как можно назвать маленький корабль? Д: - Кораблик. У: - Каким прилагательным можно назвать мачты у корабля? Д: - Корабельные. У: - Как называют людей, которые строят корабли? Д: - Корабелы, кораблестроители. - Разберите записанные слова по составу. - Какой общий корень у этих слов? Дети сомневаются: кор, - кора, - кораб, - корабль- … У: - В древние времена слова корабль, корка, корыто, короб были родственными, поскольку имели единый исторический корень – кор -, обозначим его ( ). Сейчас у этих слов разное значение и разные корни. Корабль – все слово – корень. - Какую ещё часть слова нужно выделить? (нулевое окончание). Аналогично разбираем слово кораблик. III. Сообщение темы и целей урока.IV. Работа по теме урока.1. Работа с текстом. У каждого ученика лежит на парте карточка с текстом. У: - Прочитайте, о каких чудесных корабликах идет речь в тексте. Текст. Сколько разноцветных корабликов сегодня в нашем пруду. Желтые красные оранжевые – целая флотилия! Все они прилетели сюда по воздуху. Красиво покачиваясь “на крыльях ветерка”, они опускались на воду тихо и плавно, не спеша, спокойно, как бы задумчиво. Прилетит кораблик, опустится на воду и тотчас поплывет с поднятыми парусами – поплывет так важно и горделиво! Большой ещё запас таких корабликов на деревьях, разноцветной стеной окружающих наш красивый пруд. (После слова “горделиво” учитель прерывает чтение вопросам): - О каких корабликах идет речь? - Посмотрите на оформление нашего класса. Чем осенние листья похожи на кораблики? Д: - Плывут, их подгоняет ветер, сам листочек – как корпус корабля, а черенок – как мачта. У: - Что необычного в таких корабликах? Д: - Они летают, как сказочный летучий корабль. У: - Почему автор назвал их не кораблями, а корабликами? У: - Найдите в тексте предложение, в котором автор описывает эти кораблики. Д: - Желтые красные оранжевые – целая флотилия (Запятые пока не стоят в этом предложении). У: - Прочитайте ещё раз это предложение. Что заметили? Д: - Перечислили признаки корабликов по цвету и сделали паузы между словами желтые, красные, оранжевые. У: - Так в устной речи вы показали интонацию перечисления. - Как вы считаете, надо ли интонацию перечисления как-то обозначить на письме? Выслушать предположения детей. Чтение вывода в учебнике (с. 103). У: - Теперь правильно запишите это предложение. V. Физминутка.VI. Закрепление изученного.Найдите в тексте ещё предложения с интонацией перечисления. Дети самостоятельно записывают предложения с интонацией перечисления из текста. Проверяют написанное. Составляют свои предложения об осенних листьях, используя слово кораблик. Выбирают лучшее и записывают. Для сильных учащихся учитель предлагает сделать звуко - буквенный разбор слова кораблик и оценивает их работу. VII. Рефлексия.У: - Понравился ли вам урок? - Что нового узнали сегодня на уроке? - С каким настроением уходите с урока? (Показывают рисунки лиц человечков). - хорошее настроение. - плохое настроение. Примечание: Все дети нарисовали первого человечка. Урок им очень понравился. На дом было дано упр. 63, с. 104. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |