Преподавание русского языка Урок русского языка в 9-м классе по теме "Сложноподчиненные предложения с придаточными уступительными"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 2429 Майкова Ольга Владимировна, учитель русского языка и литературы Цель: формирование пунктуационной грамотности обучающихся на уроках русского языка. Задачи:
Оборудование:
На доске:
Ход урока I. Орг. момент. II. Подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний. 1. Работа над ошибками по предыдущей теме урока в проверенной учителем работе. Пока выполняется РНО, обучающиеся, получившие отметку “5”, работают по карточкам: Из какого стихотворения эти строки, кто автор. Выполните пунктуационный разбор.
2. Опрос теории по теме: “СПП”. - Какие предложения мы с Вами изучаем? - Какие предложения называются сложноподчиненными? - На какие основные группы они делятся? - Какие из них мы изучаем сейчас? - Перечислим изученные обстоятельственные придаточные по цепочке. 1. Данная строфа из произведения А. С. Пушкина “Во глубине сибирских руд” предлагается для разбора в кн. см.: Егорова Н. В. Поурочные разработки по русскому языку: универсальное пособие. 9 класс. – М: ВАКО, 2007. (Во время ответов обучающихся на доске появляется схема) III. Сообщение темы и цели урока. - Сегодня на уроке мы познакомимся с обстоятельственными придаточными уступки (в схеме появляется запись “уступки”) или по - другому уступительными (учитель указкой показывает на запись темы урока на доске). - Запишем число и тему урока. IV. Изучение новых знаний, формирование новых умений. 1. Запишем предложение, сделаем пунктуационный разбор (обучающийся работает у доски) Хотя Петя не помыл посуду, мама отпустила его гулять. (Акцент: слово “гулять” не входит в состав сказуемого, дети объясняют почему) - Петя помыл посуду? - Он хотел, чтобы мама отпустила его гулять? - Он ждал уступки? Слово учителя: “Это СПП с придаточным уступки”. - Запишем следующее предложение и так же его разберем (у доски работает другой ученик). Сколько ни стучали в дверь, никто не открыл. - Объясните выбор написания частиц не и ни. - В дверь стучали, хотели, чтобы им уступили и открыли? - Значит какое это придаточное? - Дверь открыли, уступили? А Пете уступили? Слово учителя: “В СПП с придаточным уступки, ожидают её, но она может произойти, а может нет”. - Посмотрите на СПП с уступительными придаточными и скажите, что мы можем сказать о действии в придаточном предложении по отношению к главному? - На какой вопрос они отвечают? (На доске появляется плакат: Придаточные предложения со значением уступки указывают на действие, противопоставляемое действию в главном предложении, и отвечают на вопрос несмотря на что?) - При помощи чего присоединялось в 1 предложении придаточное уступки? - Какими союзами можно заменить союз хотя? (аналогично с союзным словом во 2 предложении) (Плакат дополняется следующей записью: Средства связи:
2. Запишем и разберем следующее предложение. Хотя путник и не знал дороги, но все- таки вышел к поселку. - Замените придаточное уступки деепричастным оборотом. - Сделайте пунктуационный разбор. - Какое из данных предложений точнее выражает значение уступки? - Какие еще придаточные могут быть синонимичны деепричастным оборотам? 3. По следующим схемам составьте СПП с уступительными придаточными (устно по рядам). 1. [ ], (несмотря на то что…). 2. (Как ни …), [ ]. 3. [ ,(хотя…), ] - Запишите любое из составленных предложений в тетрадь. - Что еще мы можем сказать о придаточных уступки? V. Закрепление, систематизация, применение. Работа по раздаточному материалу. Раскройте скобки, расставьте пропущенные знаки препинания:
1. Выпишите СПП предложение с уступительным придаточным, раскройте скобки, расставьте, если надо, пропущенные знаки препинания (проверка). (Акцент: “несмотря” в составном союзе “несмотря на то что” пишется слитно, запятую перед “что” ставить не надо) 2. Работа по вариантам: I вариант работает с первым предложением; II вариант – со вторым предложением. (При коллективной проверке акцент делается на слитном написании “несмотря” в составном предлоге “несмотря на” и раздельном написании частицы не с деепричастием во втором предложении). 3. Постройте схемы оставшихся предложений. - Какие еще предложения встретились? Во время работы по вариантам и составлении схем сильный учащийся работает у доски со следующим предложением: Не смотря на то, что лежало на столе, он взял яблоко. (При коллективной проверке делается акцент: это СПП с придаточным изъяснительным, “не смотря” пишется раздельно, перед “что” в сочетании “не смотря на то, что” ставится запятая). VI. Итог урока. - С какими предложениями познакомились на уроке? - Почему их так назвали? - На что указывают придаточные уступки? - При помощи чего присоединяются к главному предложению? VII. Домашнее задание.
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |