Преподавание русского языка Интегрированный урок русского и татарского языков в 1-м классе по теме: "Правописание сочетаний ЖИ, ШИ"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1257 Вазыкова Альбина Рафаилевна, воспитатель; Амирова Гульсияр Раисовна, воспитатель по обучению татарскому языку Цель: формирование умения писать слова с сочетаниями ЖИ – ШИ. Задачи:
Оборудование урока:
Демонстративный материал: карточка со словарным словом. Раздаточный материал: карточки со схемами составления слов. Татарские национальные костюмы: тюбетейки, калфаки, жилеты. Ход урока 1. Организационный момент. Учитель. Здравствуйте, ребята. Ученики. Придумано кем-то мудро и просто При встрече здороваться: “Доброе утро!” Доброе утро солнцу и птицам! Доброе утро улыбчивым лицам! Пусть каждый становится добрым, доверчивым, И доброе утро длится до вечера. 2. Психологический настрой. Учитель. -Сядьте поудобнее, закройте глаза и внимательно слушайте то, что я буду говорить, а последнее слово мы будем повторять вместе. - На уроке наши глаза внимательно смотрят и всё … (видят) - Уши внимательно слушают и всё … (слышат) - Голова хорошо … (думает) - На уроке вас ожидает много интересных заданий. Вы готовы? Тогда мы начинаем. Откройте глаза. 3. Минута чистописания. Учитель. Откройте рабочую тетрадь. Страница 6. Запишите дату. Классную работу. Назовите орфограммы в этих словах. Ученик. Удвоенная согласная “с” в слове “классная”. Безударная гласная “а” в слове “работа” Учитель. Буквоед предлагает нам своё задание. Допишите буквы строчкой ниже. - Назовите буквы, которые вы записали? Ученик. б, д, в, е, г, ж, и, з, л, к, Л, М 4. Уточнение представлений учащихся о звуках [ж], [ш] . На доске: В живом уголке жили ужи и ежи. Учитель. - Прочтите про себя запись. - Прочтите вслух. - Как вы думаете, что это такое? Ученик. - Это скороговорки. Учитель. – Что такое скороговорка? Ученик. – Скороговорка - это такое предложение, в котором повторяются одинаковые или похожие звуки. Ученик. – Скороговорку надо проговаривать быстро. Учитель. – В толковом словаре Ожегова дано два значения этого слова. Скороговорка это: 1) Быстрая речь. Учитель. - Произнесём 1-ую скороговорку, начиная медленно и постепенно убыстряя темп. – Какой звук повторялся здесь много раз? Ученик. - [ж] Учитель. – Дайте характеристику этому звуку. Ученик. - [ж] – согласный, твёрдый, звонкий. Учитель. - Произнесите 2-ую скороговорку. - Какой звук повторялся чаще всего? Ученик. - [ш] Учитель. – Дайте характеристику этому звуку. Ученик. – Этот звук согласный, глухой, твердый. Учитель. - Приведите примеры слов, где эти согласные были бы твёрдыми? Ученики. – Жаба, шорох, жук, жокей, ширина, живот, шоколад, шашки, жизнь. Учитель. - Назовите такие слова, где эти звуки произносятся мягко. Ученик. – Таких слов нет. Эти согласные звуки всегда твердые. Учитель. – Верно. 5. Физкультминутка. Татарская национальная игра “Тюбетейка” /Игра проводится под татарскую народную плясовую музыку. Дети надевают тюбетейку рядом стоящему товарищу, пока музыка не остановится./ Учитель. - Ребята, как только музыка остановится, я произнесу вам татарскую пословицу, а вы должны будете назвать слово, в котором есть сочетание жи или ши .
6. Наблюдение над правописанием сочетаний ЖИ-ШИ. Формулирование темы урока. Учитель. – Я буду загадывать вам татарские народные загадки, а вы должны записать только отгадки. /Один ученик работает у доски./
Учитель. – Что объединяет записанные слова? На какое они правило? Ученик. – Во всех словах встречаются сочетания ЖИ-ШИ. Учитель. - Как вы думаете, какова тема урока? Ученик. – Правописание ЖИ – ШИ. Учитель. – А что вы знаете о правописании ЖИ – ШИ? –Прочтите в учебнике на стр.48. Ученик. – ЖИ – ШИ пиши с буквой И. Учитель. – Как вы думаете, ребята, почему так повелось в русском языке – писать ЖИ – ШИ с буквой И, а не с Ы, как нам слышится. Выскажите свои догадки, предположения. - Вы знаете, Буквоед рассказал мне одну очень интересную сказку. Эта сказка о том, почему буквы Ж и Ш дружат всегда только с буквой И, а с Ы никогда не стоят рядом. Хотите послушать? 7. Прослушивание сказки. Был жаркий летний день. Буквы Ж и Ш пошли искупаться на местное озеро. Доплыли до середины, улеглись на мель. Плещутся, весело им! Вдруг откуда ни возьмись набежала туча. Потемнело небо, грянул гром, побежали волны по озеру. Они накрыли Ж и Ш. Испугались, бедные, кричат: “Помогите! Тонем!” А на берегу сидела важная и сытая буква Ы. Она поднялась, посмотрела на барахтающиеся буквы и спокойно укрылась под грибком. Волна вот-вот накроет Ж и Ш с головой. Но, к счастью, их крик услышала буква И. Она смело кинулась в воду, подплыла к ним. Одну свою тонкую руку она протянула Ж, другую – букве Ш и вытащила их на берег. С тех пор согласные Ж и Ш дружат только с И. Помните об этом, ребята. 7. Словарная работа. Учитель. – Сегодня мы познакомимся с новым словарным словом. Составьте из данных слогов слово. ши ма лы Ученик. - Малыши. Учитель. - Произнесите с ударением. Назовите орфограммы. Ученик. - Безударная гласная “а”, ши пишется с “и”. Учитель. - Кто такие малыши? О ком так говорят? - От какого слова, от какого корня произошло слово “малыши”? Придумайте однокоренные слова. Ученик. – Малышка, малышок, малышня, маленький, малый. Учитель. – Пропишите слово малыши, подчеркните орфограммы. Запомните его правописание. 8. Тренировочные упражнения. 1) Письменное выполнение упражнения 3, стр.48. Учитель. – Послушайте задание (чтение задания учителем). - Прочитайте слова, данные в упражнении. - Как по-другому можно сформулировать задание? - Давайте поговорим, что у вас должно получиться. Запись на доске и в тетрадях. Ученик. – Нож –ножи, ухо – уши. 2) Задание в группах. Учитель. - Сейчас вам предстоит работа в командах. - Каждая команда получит карточки, на которой дана схема. По этой схеме вам нужно будет составить как можно больше слов с тем сочетанием, которое дано в центре. Это сочетание можно ставить как в начале слова, так и в конце. Полученные слова необходимо записать на листочке. Задание для 1 команды. пы на Задание для 2 команды. стри вот Учитель. – Послушаем, какие слова у вас получились. (1 ученик из команды читает) 9. Физкультминутка. Татарская национальная игра “Минлебай” /Дети встают в круг. Одного ученика выбирают на роль Минлебая. Он встаёт в середину круга. Минлебай говорит и показывает движения, дети повторяют за ним. /
- Я жужжу – мы жужжим. Я вышиваю – мы вышиваем. Я бегу – мы бежим. Я спешу – мы спешим. Я визжу – мы визжим. 10. Разучивание стихотворения о правописании ЖИ ШИ.
Учитель. – Прочтите про себя стихотворение, которое записано на доске. - К чему призывает нас это стихотворение? - Какие слова на это правило встретились в четверостишии? - Выучите наизусть это стихотворение. 11. Итог урока. Учитель. – Ребята, наш урок подходит к концу. Подведём итог. - С каким правилом вы сегодня познакомились? - Назовите слова на это правило? - Какая национальная игра вам больше понравилась? - Почему? 12. Заключение. Учитель. Ребята, сегодня вы хорошо поработали. Я очень довольна. Урок окончен. До свидания! Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |