Преподавание русского языка
Урок русского языка "Имена существительные общего рода"
Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 1355
Страхова Ирина Васильевна, учитель русского языка и литературы Конспект урока Тип урока: урок сообщения нового материала. Цели урока: а) познавательные: – познакомить учащихся с понятием “общий род” у имен существительных; б) практические: – сформировать умения находить существительные общего рода в предложении, тексте; – начать формировать умения употреблять в речи существительных общего рода. Метод обучения: проблемный урок. Ход урока I. Организационный момент. II. Языковая разминка. Задание: записать предложения, графически обозначить грамматическую основу, определить род имени существительного. III. Мотивация. Введение в новую тему. Создание проблемной ситуации. Учитель | Ученики | Вопросы: 1. Назовите постоянные морфологические признаки имени существительного | Существительные могут быть нарицательными или собственными, одушевленными или неодушевленными, относится к одному их 3-х родов: женскому, мужскому, среднему. | 2. Итак, род один из постоянных признаков имени существительного, т.е. такой, который дается раз и навсегда | | На доске появляются слова тихоня, непоседа | 3. Определите, какого рода данные существительные (предъявление факта). | Ученики высказывают свое мнение: одни считают, что мужского рода, другие – женского (возникновение проблемной ситуации). | Рядом со словами появляются имена “Лена – тихоня”, “Вася – непоседа” | 4. Скажите, а сейчас мы сможем определить род имени существительного “тихоня” и “непоседа” (предъявление второго факта) | Ученики определяют тихоня – женский род непоседа – мужской род | Учитель меняет местами имена собственные и получается “Лена – непоседа”, “Вася – тихоня” | 5. А так можно сказать? | Да. | 6. Что интересного вы заметили? (побуждение к осознанию противоречия) | Эти имена существительные могут быть как мужского, так и женского рода. | 7. Но род – это постоянный морфологический признак имен существительных. Какой возникает вопрос после рассмотрения данных примеров? Какую проблему мы должны решить на сегодняшнем уроке? (побуждение к формулированию проблемы) | Почему некоторые имена существительные могут быть как мужского, так и женского рода? Как они называются? (учебная проблема как вопрос) | IV. Открытие новых знаний, формулирование темы урока. Формулируется определение “общий род”. | | В русском языке есть имена существительные с окончанием -а (-я) в единственном числе, которые относятся к мужскому роду, если обозначают лиц мужского пола, и к женскому роду, если обозначают лиц женского пола. Такие имена существительные называются существительными общего рода. | | 8. Как, на ваш взгляд, будет звучать тема урока? | Имена существительные общего рода (тема записывается на доске и в тетрадях) | V. Воспроизведение нового материала. Работа с учебником. Работа над материалом. Упражнение №378 (по вариантам). | На доске: | 10. Записать слова в два столбика: 1 столбик – существительные общего рода, которые называют непривлекательные черты характера человека 2 столбик – другие существительные общего рода | 1 вариант задира, обжора, растяпа, подлиза, ябеда, плакса, рева, забияка, разиня, придира, зануда, грязнуля, зазнайка | 2 вариант сластена, чистюля, сладкоежка, тихоня, умница, непоседа, бедняжка | 11. Какая группа получилась больше? | В первом столбике слов больше. Скорее всего это разговорный стиль, реже художественный | 12. Попробуйте предположить в каком стиле речи чаще всего используются слова этой группы. | 13. Определите, к какому виду деятельности нам предстоит перейти сейчас? Один древнегреческий философ однажды заметил: “Здоровье – это то, что люди больше всего стремятся сохранить и меньше всего берегут” | Физкультурная минутка (проводят сами учащиеся) | VII. Формирование навыков употребления в речи существительных общего рода. На доске представлены предложения: | Совместно с учителем вырабатывают алгоритм согласования существительных общего рода с прилагательными и местоимениями. | 1. Мой брат Витя – настоящ… забияка. | 1.Найдем в предложении существительные общего рода. | 2. Сестренка Оля – всем известн… тихоня. | 2. Определим к лицу мужского или женского пола оно относится. | 3. Эт… маленьк… непоседа не мог усидеть покойно ни минуты. | 3. Если мужского, то существительное общего рода и окончания прилагательного и местоимения будут соответствовать мужскому роду. | Задание: допиши окончания прилагательных и местоимений. | 4. Если женского рода, то и существительное общего рода и прилагательное будут женского рода. | | Например: 1) Забияка – существительное общего рода, относится к существительному Витя. 2) Витя – брат, мальчик, обозначает лицо мужского пола. 3) Забияка – мужской род, значит “Мой брат Витя – настоящий забияка”. | Упражнение № 379. Формирование умения сочетать существительное общего рода с прилагательными, местоимениями и глаголами прошедшего времени (составить 1– 2 предложения) | | Творческое задание. Написать сочинение – миниатюру “Характер моего друга” с употреблением существительных общего рода по плану: 1 предложение – положительные черты характера; 2 предложение – отрицательные черты характера; 3 предложение – свое отношение. | Пишут сочинение в течение 5 минут, а затем читают вслух. | Образец: Моя подруга Таня – большая умница, чистюля и сластена. Иногда она бывает ужасной задирой и ябедой. Но я ее люблю. | | VII. Подведение итогов урока. 15. Какова была тема урока? Что нового узнали? Чему научились? | Существительные общего рода. Существительные общего рода могут быть женского рода, если обозначат лиц женского пола и могут быть мужского пола, если обозначают лиц мужского пола. Научились употреблять их в речи и правильно согласовывать с прилагательными, местоимениями, глаголами в прошедшем времени. | Оценки за урок. Домашнее задание упражнение №382. | В конце урока игра “Наоборот”: | | И нам с тобой пришел черед | | Сыграть в игру “Наоборот”. | | Скажу я слово “высоко” | | А ты ответишь | “низко” | Скажу я слово “далеко” | | А ты ответишь | “близко” | Скажу тебе я слово “трус” | | Ответишь ты | “храбрец” | Теперь “начало” я скажу | | Ну, отвечай: | “конец!” | Урок окончен
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599
Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21
|