ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка

 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание литературы

Н.С. Лесков "В путь с левшой" (разработка урока) (6-й класс)

Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 8081

Камшилова Людмила Ивановна, учитель русского языка и литературы

Цель: совершенствовать навыки анализа текста; развивать творческие способности учащихся; прививать любовь к чтению произведений Н.С.Лескова.

Ход урока

1. Слово учителя.
Заканчивая изучение сказа Н.С. Лескова, мы отправляемся с вами в путешествие с Левшой. Возьмем с собой в путь знания, полученные на предыдущих уроках.
- Под каким названием в 1881 г. опубликовал Лесков  рассказ о Левше?   
«Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе (цеховая легенда)»
- Почему писателю пришлось изменить название в следующих изданиях произведения?     
Долгое время среди литераторов и широкой публики бытовало мнение, будто Лесков всего лишь обработал народное сказание. Писателю пришлось открыть правду, что рассказ сочинил он сам, и Левша есть лицо вымышленное.
- Определите жанр этого произведения.
Сказ.
- Что такое сказ?        
Жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды. Повествование ведется от лица рассказчика, человека с особым характером и складом речи.

2. Словарная работа.
Необыкновенный слог и манера повествования автора придают произведению оригинальность. Обратим внимание на новые, необычные слова сказа.
Кунсткамера – музей, собрание редких вещей;
Кизлярка – виноградное кислое вино;
Нимфозория – нечто диковинное, микроскопическое;
Дансе – танец;
Мелкоскоп – микроскоп;
Свистовые – вестовые, посланные для передачи вести;
Тугамент – документ;
Озямчик – крестьянская одежда вроде пальто;
Грандеву – встреча, свидание;
Долбица – таблица.

- Почему так много в тексте произведения необычных, искаженных слов?

Рассказчик – простой человек, малограмотный, который изменяет иностранные слова, чтобы было «понятнее». Многие слова приобрели юмористический смысл в духе народного понимания.

            - Какие элементы фольклорных произведений вы заметили?

Зачин: царь «захотел по Европе проездиться и в разных государствах чудес посмотреть; повторы: император удивляется чудесам, а Платов остается равнодушен к ним; мотив дороги: «сели в карету и поехали»; концовка сказа содержит назидание: «А доведи они Левшины слова в свое время до государя, - в Крыму на войне с неприятелем совсем бы другой оборот был».

            За завесой иронии и нереальности описываемых событий писатель скрывает множество проблем русской жизни. Одной из центральных является проблема творческой одаренности человека.
Цель нашего урока – обратить внимание на жанровые особенности сказа, на связь сказа с народным творчеством; осмыслить своеобразие изображения Лесковым особенностей русского национального характера.

3. Теория литературы.
Сюжет произведения прост. Юрий Нагибин определяет его так: «Англичане из стали блоху сделали, а наши туляки ее подковали да им назад отослали».
Скажите, что ....
- Что такое сюжет художественного произведения?
- Назовите элементы сюжета.
- Что такое экспозиция?
- Что такое завязка?
- Что такое кульминация?
- Что такое развязка?

4. Игра «Рассыпанные открытки». (Приложение 1)
Перед вами иллюстрации, на которых изображены основные эпизоды из произведения. Восстановите сюжетную последовательность их.

  1. «Англичане дарят русскому императору блоху»
  2. «Николай Павлович посылает Платова в Тулу»
  3. «Работа тульских мастеров»
  4. «Левша на царском приеме»
  5. «Левша в Англии»
  6. «Возвращение Левши в Петербург и его бесславная смерть»

Так мы наметили маршрут нашего путешествия.

5. Характеристика героев. «Два русских императора».
Экспозицией сказа является знакомство с двумя русскими царями Александром Павловичем и Николаем Павловичем. Найдите цитаты, характеризующие их.

«захотел по Европе проездиться и
в разных государствах чудес посмотреть»
значит»
- любит путешествовать,
любознательный;
«везде через свою ласковость имел
самые междоусобные разговоры со
всякими людьми»
- ласковый, общительный;
«мы, русские, со своим знанием
никуда не годимся»
- предпочтение всему иностранному;
«не порть мне политики» 
- тактичный, дипломатичный.

«стал просматривать доставшуюся
от брата шкатулку: «Это что-нибудь
- любопытный;
«в своих русских людях был очень
уверенный и никакому иностранцу
уступать не любил»
- патриот, но самолюбивый;
«я на своих надеюсь, что они никого
не хуже. Они моего слова не проронят
и что-нибудь сделают»
- вера в русских людей, но
деспотичный.

6. Инсценировка эпизода «Подарок англичан русскому царю».
            Завязкой действия в произведении является эпизод, когда англичане дарят русскому императору блоху.
            - Как отблагодарил Александр Павлович английских мастеров?
Государь велел дать английским мастерам миллион рублей серебром.
            - Почему недоволен Платов?
Считал, что русские мастера не хуже: «наши на что взглянут – все могут сделать».
            - При каком мнении остался Александр Павлович?
«Англичанам нет равных в искусстве».
         После смерти Александра Павловича блоха досталась его брату Николаю Павловичу. Придворные хотели выбросить, но государь ответил: «Нет, это что-нибудь значит».
            От Платова он узнал историю блохи, а так как был «в своих русских людях очень уверенный и никакому иностранцу уступать не любил, приказал донскому казаку Платову ехать в Тулу к мастерам-умельцам.

7. Компьютерная презентация «Тульские мастера». (Приложение 2)
- Почему избраны именно туляки?
- Чем знаменита Тула?
- Мог ли быть избран другой город?
Город славился мастерами, которые были щедры на выдумки. Среди трех самых искусных тульских оружейников выделяется один, Левша ...

8. Рассказ о герое по иллюстрации.

9. Грамзапись отрывка (гл.7, с.246)
- Как ведется работа по созданию диковинки?
В страшном секрете.
- Как жители Тулы пытались узнать, в чем заключается «страшный секрет»?
«Ходили к домику разные люди, стучались в двери под разными видами, чтобы огня или соли попросить ... Пробовали пугать, будто по соседству дом горит, ...но ничего не брало этих хитрых мастеров». Туляки сами хитрецы, но до мастеров им далеко.
- Какие художественные средства использует Н.С. Лесков, чтобы создать фантастическую картину «страшной секретности»?
Гиперболу, иронию.
- Зачем Платов взял с собой в Петербург Левшу?
Платов не поверил мастерам, решил, что они ничего не сделали и обманули его. Мастерам хотелось похвастаться своей тонкой работой, они не открывали Платову секрет блохи, а тот рассердился, потому что своими пальцами «никак не мог ухватить ни блохи, ни ключика». Мастера обиделись и решили открыть секрет своей работы только самому государю. Тогда Платов схватил Левшу, кинул в коляску в ноги»,- и умчал «без тугамента» в Петербург.

10. Чтение по ролям эпизода «Левша на царском приеме» (гл.13, с.254).
- В чем сумели русские мастера превзойти англичан?
Выполнили очень тонкую работу без «мелкоскопа», подковали блоху.
- В чем заключалась работа самого Левши?
«Мельче этих подковок работал: гвоздики выковывал, которыми подковки забиты, - там уже никакой мелкоскоп взять не может».
- Как наградили Левшу за его удивительное мастерство?
Платов ему 100 рублей дал и попросил прощение, «что волосья отодрал». Левшу отправили к англичанам, чтобы «показать работу и каковые у нас в Туле есть мастера». Платов в дорогу прислал «кислярки».

11. Просмотр отрывка из мультфильма «Левша» («Левша в Англии»).

12. Кроссворд.

1) По какой книге изучал Левша грамоту в России?
2) От чего отказался Левша, не захотев знакомиться с английской девушкой?
3) Какой науки не знал Левша совсем?
4) Кто сопровождал Левшу в Англию?
5) Где поселился Левша в Англии?
6) В какой город Англии привезли Левшу?
7) Кому обещали посылать деньги англичане, если бы Левша остался у них?
8) Что предложили английские мастера Левше, чтобы он, оставшись в Англии, стал удивительным мастером?
9) Что обещали английские мастера показать Левше в Англии?
10) Каким путем вернулся Левша в Россию?
11)Какое чувство свойственно героям Лескова: Левше, Платову, государю Николаю Павловичу?

13. Ответы на вопросы «Трагическая кончина Левши».
Развязка сказа трагична. Левша, вернувшись в Россию, умирает. Вспомним его путь домой.
- Почему англичане стараются напоить Левшу?
Хотят выведать секрет тульских мастеров.
- Чем удивляет Левша англичан?
Им не верится, что Левша не знает арифметики, что все делает «левой рукой», не желает и отказывается остаться в Англии (от денег, от образования, от благополучной жизни).
- Почему Левша заскучал в Англии и заторопился домой?
Осматривая старые ружья, разгадывает тайну английского оружия. Перед своей смертью Левша велит передать государю, «что у англичан ружья кирпичом не чистят: пусть чтобы и у нас не чистили, а то они стрелять не годятся».
- Почему предсмертные слова Левши не передали государю?
Военный министр граф Чернышев показан самоуверенным и недалеким человеком. Он не выслушал предсмертный наказ Левши, и из-за этого Россия потерпела поражение в Крымской кампании.
- Кто виноват в страшной судьбе Левши?
Виноваты безответственные люди, представляющие власть, высокомерные и неблагодарные, не умеющие ценить таланты.
Платов: Левша «без тугамента» покинул страну. (Это сыграло роковую роль в его судьбе.)
Николай Павлович: дав распоряжение отправить Левшу в Англию, вскоре забывает о нем.
- Какие качества Левши вызывают у нас восхищение и уважение?
Трудолюбие, смекалка, чувство собственного достоинства, удивительная одаренность, патриотизм, преданность своему делу и родине, горячая любовь к родине и своим родителям.

14. Итог урока.
Самой серьезной проблемой, поставленной Лесковым в «Левше», является проблема невостребованности русских талантов. Гении умирали в бедности, так и не использовав дарованный им свыше талант.
Левша является для писателя воплощением идеи самоотречения во имя славы Отечества.

15. Оценки за урок.

16. Домашнее задание.
Чтение рассказа А.П. Чехова «Лошадиная фамилия».