Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Разработка занятия спецкурса "…В похвалу Сергею Радонежскому". Икона Андрея Рублева "Троица"
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание литературы

Разработка занятия спецкурса "…В похвалу Сергею Радонежскому". Икона Андрея Рублева "Троица"


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 1638

Голещихина Алевтина Анатольевна, учитель литературы

Цель: духовно-нравственное воспитание на ценностных основах отечественной православной культуры.

Задачи:

  1. Обучающие задачи: продолжить работу по формированию у обучающихся умения анализировать произведение искусства; делать самостоятельные выводы на основе небольшого исследования; познакомить с биографией художника А. Рублёва, донести основную мысль и содержание иконы "Троица"; донести мысль о том, что без творчества величайших художников прошлого невозможно до конца понять тот путь, который прошло наше искусство; помочь понять, что наш народ издавна любил красоту и воплощал её по-своему, сумел излить свою душу в искусстве, славящем его светлую веру в добро.
  2. Развивающие задачи: создать условия для развития у обучающихся умений давать оценку произведению искусства, формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать ее, развивать ассоциативно-образное мышление, монологическую речь.
  3. Воспитательные задачи: приобщать к системе духовных ценностей, воспитывать чувство прекрасного, культуру восприятия произведений разных видов и жанров искусства.

Оборудование: аудиозаписи: вступление к песне "Забава" (муз. С. Беляева, сл. С. Есенина, исп. А. Малинин), песня "Дай, Бог!" (муз. Р. Паулса, сл. А. Евтушенко, исп. А. Малинин), "Отче наш" (муз. А. Никольского, исп. Хор Храма Трёх святителей, г. Харьков, п/у С. Курило, запись "Евангелие от Матфея, композиция И. Красавиной), музыка И. С. Баха "Vater unser im Himmelreich"; репродукция с иконы А. Рублёва "Троица", репродукция "Андрей Рублев" на основе автопортрета Рублёва, идентифицированного О. Кандауровым в цикле фресок Успенского собора во Владимире; мультимедийное сопровождение (презентация).

Андрей иконописец преизрядный всё превосходящ в мудрости зелне, седины честные имея.

:дабы воззрением на святую Троицу побеждался
страх ненавистный розни мира сего.
Сергий Радонежский

Ход занятия

1. Организационный момент.

Продолжаем цикл уроков литературы и занятий спецкурса "Вечно живая Древность".

- О чём говорим сейчас на уроках литературы? (об апокрифах и агиографиях).

- Как звучала тема предыдущего занятия спецкурса? ("Иконопись - наша отечественная гордость")

Сегодня мы соединим обе изучаемые темы в одну и назовём её ":в похвалу Сергию Радонежскому"). (Записывается тема занятия и эпиграфы). Приложение 1

Слайды № 1-2 Звучит Вступление к песне "Забава"

2. Целеполагание. Слайды № 3-4

Современному человеку непросто понять красоту древнерусской живописи, отделённой от настоящего времени толщиной столетий. Её своеобразие открывается не каждому и не сразу. Чтобы постичь её, нужно внимательно вглядываться в совершенные произведения древнерусских мастеров, попытаться понять их отношение к миру, особенности живописной манеры. Без знакомства с творчеством величайших художников прошлого, таких, как Феофан Грек, Андрей Рублёв, Дионисий, Симон Ушаков, невозможно понять до конца тот огромный путь, который прошло наше искусство.

Наш народ издавна любил красоту и воплощал её по-своему, сумел излить свою душу в искусстве, славящем его светлую веру в добро.

К счастью, время разрушения храмов прошло и теперь, когда мы обращаемся к нашей духовной истории, православной культуре, каждый грамотный человек должен владеть основами понимания религии и иконописи.

3. Работа над новой темой с опорой на знания учащихся.

- На чём основана христианская религия? (Вера, Добро, Любовь, Сострадание, Милосердие)

- Что такое икона? (Произведение станковой живописи, имеющее культовое значение. Слово "икона" происходит от греческого "эйкон", что значит "изображение", "образ". Вообще - это изображение Иисуса Христа, Богоматери, святых, Сцен из Священного писания, которым церковь приписывает священный характер. Икона - "окно" в Царствие Божие). Слайд № 5

- Вспомните, что сказал об иконе Отец Александр Киселёв. ("Тот, кто видит в иконе только доску и краски, тот почти ничего не видит. Кто видит в иконе красоту, тот видит много, но ещё не всё. Тот же, кто начинает постигать духовную её сущность, тот подошёл к главному в ней. Через иконы было нам дано явление той благодатной силы, которая некогда спасла Россию"). Слайд № 6

Икона - обращение к духовному человеку. Она утверждает добро красотой и красоту добром.

Сообщение учащегося о раскрытии иконы Андрея Рублёва "Троица".

"Русская икона является одним из самых примечательных художественных открытий 20 века. В 19 столетии даже коллекционеры, специально собиравшие памятники древнерусской иконописи, не подозревали, какие красоты они в себе таят: Когда в 900-х годах впервые приступили к расчистке икон, выяснилось, что под поновлениями и записями древнее письмо превосходно сохранилось и приобрело твёрдость и плотность кости: И сразу же стало очевидно, сто это искусство не было ни аскетическим, ни суровым, ни фанатичным, что в нём ярко отразилось живое народное творчество, что оно перекликается своей просветлённостью и какой-то особой ясностью в строе форм с античной живописью, что его следует рассматривать как одно из самых совершенных проявлений русского гения". (В. Н. Лазарев) Слайды № 7-10

Раскрытие "Троицы" Рублёва, находившейся в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры, произвело ошеломляющее впечатление. "Троицу"решили раскрыть уже в 1904 году. Дело в том, что имелось письменное подтверждение монастырского предания, согласно которому эта икона была написана самолично Рублёвым.

Снятие золотой ризы принесло, однако, разочарование почитателям древнерусского искусства, надеявшимся увидеть, наконец, подлинное творение знаменитого мастера: под ней оказалась весьма банальная живопись. То был результат последнего поновления, произведённого в конце 18-го века. Но, когда один за другим начали снимать "беззаконные" красочные слои, всех охватило беспредельное восхищение: из скрывавшей его так долго темницы высвобождалось одно из самых значительных, самых одухотворённых созданий мировой живописи.

Расчистка иконы всё же не была доведена до конца. По требованию духовенства рублёвская живопись вновь была запрятана под роскошный оклад.

Только во второй половине 20-го века "Троица", переданная в Третьяковскую галерею была полностью раскрыта, чтобы занять там первое место среди шедевров древнерусского искусства. Ведь именно это произведение вернее всего даёт ключ к пониманию красот всей древнерусской иконописи.

- Сейчас самое время вспомнить стихотворение А. С. Пушкина "Возрождение", в нём - о судьбе "Троицы", о чуждых красках, ветхой чешуёй спавших с творения гениального мастера.

Чтение учащимся стих. А. С. Пушкина "Возрождение".

- Перед вами портрет А. Рублёва, выполненный с Автопортрета на фресках Троицкого монастыря художником 20-го века Кандауровым.

- Что известно об Андрее Рублёве?

Сообщение ученицы о художнике А. Рублёве. Слайды № 11-24

Подробности жизненного пути Андрея Рублёва известны очень мало. Вероятно, Андрей Рублев жил в Троицком монастыре при Никоне Радонежском, который стал игуменом после смерти Сергия Радонежского (1392); здесь же, скорее всего, он и был пострижен в монахи. Годы жизни называются примерные, считается, что он родился около 1360 года, а умер в 1430. Андрей - монашеское имя; мирское имя неизвестно (скорее всего, по тогдашней традиции, оно тоже начиналось на А). Его фамилия позволяет предположить, что он происходил из ремесленников. Рубель - это инструмент для накатки кож. Сохранилась икона, подписанная "Андрей Иванов сын Рублёв"; она поздняя и подпись явно поддельная, но, возможно, является косвенным свидетельством того, что отца художника действительно звали Иваном. Рублев, по преданию, был спокойным и кротким человеком, чье существование было занято только монастырской службой, искусством и размышлениями.

Известно, что творил А. Рублёв на рубеже 14-15 веков в Москве и был, по существу, основателем самостоятельной Московской художественной школы.

Как и всякий средневековый автор, он не подписывал свои произведения, в летописях его имя употреблялось редко. Однако историки предполагают, что он был монахом, долгое время жил в Троице-Сергиевом монастыре, одном из крупных культурных центров Руси той поры. Здесь для здания Троицкого собора он и написал своё великое произведение "Троицу".

Вполне возможно, что потом Андрей Рублёв жил в Москве, в Андронниковом монастыре. В 1405 году он вместе с известным иконописцами Феофаном Греком и Прохором из Городца участвовал в росписи Благовещенского собора Московского Кремля. Некоторые иконы этого собора сохранились до наших дней. Приписывают ему также и миниатюры рукописи "Евангелие Хитрово", названный по имени его владельца. Среди миниатюр особенно выделяется мастерством рисунка и изысканностью изображение ангела.

В 1408 году Андрей Рублёв вместе с Даниилом Чёрным, своим товарищем, расписывает Успенский собор во Владимире. Здесь до наших дней сохранились фрески на тему страшного суда, который, согласно Библии, является Божьим судом над грешниками и воздаянием праведникам во время наступления конца света. Перед вами - репродукция с иконы "Спас в силах" из деисусного чина. Икона из иконостаса Успенского собора во Владимире.

Для звенигородского собора Успения Рублёв выполнил Звенигородский чин - иконы Спаса, архангела Михаила и апостола Павла.

Где-то уже после 1422 года Рублёв расписал Троицкий собор в Загорске фресками, которые, к сожалению, не сохранились, и вместе со своими учениками создал его иконостас.

Полагают, что умер великий художник в Андронниковом монастыре 29 января 1430, там же был и погребён. Дата его смерти - единственная точная дата: она была высечена на могильной плите и скопирована до того, как плита погибла.

Лучшим выражением этой легенды стал фильм А. А. Тарковского "Андрей Рублев" (1971), выразительно подчеркнувший удивительный контраст крайне жестокой исторической эпохи и умиротворенно-гармоничных образов преподобного. Местночтимый как святой с 17 в. , он в наше время вошел и в число общероссийских святых: канонизирован Русской православной церковью в 1988; церковь отмечает его память 4 (17) июля. С 1959 в Андрониковом монастыре действует Музей имени Андрея Рублева, демонстрирующий искусство его эпохи.

- Андрей Рублёв жил и работал в 15 веке. Что ещё известно о времени и о творчестве художника?

Сообщение ученицы о работе художника над "Троицей"

15 век проходил в борьбе за объединение русских земель вокруг Москвы. Росло национальное самосознание русских людей. Художественным летописцем этого периода жизни Руси и был Андрей Рублёв. На его мировоззрение, несомненно, большое воздействие оказали патриотические и гуманистические идеи той эпохи, одним из выразителей которых был Сергий Радонежский. Он принимал активное участие в политической жизни страны и сыграл значительную роль в подготовке Куликовской битвы. Понимая, как важно для Руси единство её земель, он призывал князей к дружбе, к прекращению междоусобных распрей. Всемирно известная теперь икона "Троица" написана Андреем Рублёвым, как свидетельствует дошедший до нас письменный источник, "в похвалу Сергию Радонежскому". Слайд № 25

Письменные источники говорят о том, что Андрей Рублёв, бывший прежде в послушании у Никона, игумена Троицкого монастыря, "писаше многие святые иконы, чудно зело" и что Никон "повеле ему при себе написати образ Пресвятые Троицы в похвалу отцу своему, святому Сергию чудотворцу"

Хотя текст этот 17 века и, значит, мог вызывать сомнения, достоверность авторства Рублёва как-то сразу стала очевидной. Ибо только гениальный художник мог создать эту икону. И слава, которой удостоился Рублёв, ореол, окружавший его имя, находили исчерпывающее объяснение в её несравненных художественных достоинствах.

Слайд № 26

На фоне музыки И. С. Баха "Vater unser im Himmelreich" ученик читает отрывок из рассказа И. Долгополова "Андрей Рублёв"

Звонят колокола. В храме сумрачно. Колеблемые ветром лучины еле теплятся, мерцающий свет озаряет темные образа. Пучок света, проникший сквозь узкое окно, дымною стрелою вонзился в старинную икону, и в его голубом сиянии словно ожили строгие лики. В тиши храма вдруг прозвучал голос Сергия, негромкий, но слышный всем. Он говорил о добре и зле, о страстях человеческих, об Отчизне. . .

Андрей Рублев зачарованно слушал мудрую речь. Хор стройно прочел молитву, и эхо гулко и звучно ответило поющим голосам. Андрей вглядывался в лица молящихся.

"Надо все запоминать. Каноны стары, обветшали. Нужно письмо новое, человеку близкое", - думал Андрей. . .

Сергий Радонежский. Он дал художнику юное по чистоте восприятие мира. Но при всем том Сергий был как никто тверд и привержен идеалам веры в добро и правду. И это навсегда запомнил Андрей. В ту пору, когда люди ожесточались ходом событий, междоусобица и распри одолевали Русь, Сергий находил тихие, задушевные слова, мирил земляков, объединял русских на борьбу против общего врага.

Летописцы нарекли его "делателем", ибо поистине все его деяния, как и само бытие его, полное чудесных свершений, превращают Сергия в личность легендарную. Не мечом, топором, дубиной, не криком оголтелым, - с л о в о м заветным покорял Сергий. Уверял в надобности сплочения, веры и неотвратимости п о б е д ы над злом.
И вот эти слова Сергия Радонежского воплощены в пластические формы Андреем Рублевым, иконы которого и через шестьсот лет потрясают проникновением в суть явления, мудростью и гуманизмом. . . Не геенной огненной, не плахой адской, не пытками грешников убеждали его фрески и иконы - тихой светозарностью, благостной красотой образов, новой необычной лученосностью проникали в душу народа, сплачивали на борьбу с недругами.

- Существует такое мнение, что именно это произведение вернее всего даёт ключ к пониманию красоты всей древнерусской иконописи.

Сообщение учащегося о сюжете иконы А. Рублёва "Троица"

Что же за мир, в который нас погружает созерцание "Троицы"? Слайд № 27

В основу иконы легла библейская легенда о явлении трёх путников-ангелов старцу Аврааму и его жене Саре. Патриарх Авраам угадал в дивных путниках божества и пышно угостил их.

Андрей Рублёв не стал передавать все детали библейского предания, он лишь уделил внимание трём фигурам. Это Бог-отец, Бог-сын и Святой Дух. Ангелы восседают за столом, в центре которого чаша, символизирующая готовность к жертвенному подвигу.

Три высших божества, Святая Троица, перед нами, они объединены чувством взаимной любви. Посмотрите, как их расположил художник. На кого бы мы не взглянули, наш взгляд обязательно, невольно будет скользить к соседнему и в каждом находить настроение взаимопонимания и доверия.

Перед нами мир глубокого, неразрывного единства. Рублёв нашёл самое простое и мудрое композиционное решение для того, чтобы выразить идеи единства, мира и согласия. Он подчинил изображение мотиву круга.

Посмотрите, все изображения вписаны в замкнутую линию круга: вот круглая форма нимба вокруг головы ангелов, округлые рисунки распахнутых крыльев, круглящиеся линии плеч, и даже изгиб ствола дерева, очертания пригорка, изображённые в глубине.

Средний и левый ангелы жестами рук благословляют жертвенную чашу: один из них (Бог-отец) вдохновляет сына на жертву во имя спасения человечества; другой (Сын) покорно соглашается её принять. Третий ангел - Святой Дух, тоже протягивает руку к чаше, утешает Христа в его жертвенном подвиге. Они безмолвствуют и как будто никак не общаются, даже не смотрят друг на друга, тем не менее, между ними царит полное согласие, доверие и понимание.

Ангелы изображены с грациозно склонёнными головами. Они смотрят вниз, посылая благословение на землю. Во взгляде их - печаль о томящихся внизу людях. Они молятся, как молился святой Сергий в своей лесной пустыни, чтобы разделённый ненавистью мир преисполнился любовью.

Чтение учащимся отрывка из Библии. (Книга Бытия).

Слово учителя:

В повествовании употребляется то единственное, то множественное число, "три мужа" то сливаются для Авраама воедино, то троятся; Авраам понимает, что явился ему Господь - единый в трёх лицах. Этот эпизод из Ветхого Завета был истолкован в богословии как прообраз Троицы, в которой "неслиянно и нераздельно объединились три ипостаси Бога: Отец (безначальное Первоначало), Сын (Логос, абсолютный смысл) и Дух Святой (животворящее начало). Догмат триединства, один из главных догматов христианской церкви, получил совершенное образное воплощение в иконе Андрея Рублёва.

Сколь же радостным и волнующим было для русских появление такой иконы, как рублёвская "Троица", в дивных красках и образах прославлявшей братство, единство, примирение, любовь и самой красотой провозглашавшей надежду на торжество этих добрых начал!. . Для современников Рублёва всё это было священным, так как выражало сущность их веры.

Чтение учащимся отрывка из стихотворения Г. Р. Державина "Бог"

Звучит запись молитвы "Отче наш" (хор Троицкого монастыря)

Но вот такова сила искусства, что уже вне зависимости от этой веры внутреннее содержание рублёвской "Троицы" понятно нам и будет понятно тем, кто придёт после нас. Ведь в этом содержании художник выявил то, что вечно, на чём основывается наша человеческая жизнь: Добро, Жертвенность и Любовь.

Андрей Рублёв причислен церковью к лику святых, так же, как и Сергий Радонежский, чья слава была велика, и кто умел "тихими и кроткими словами" смягчать самые ожесточённые сердца.

Чтение учащимся стихотворения Н. Хоничева "Памяти Сергия Радонежского"

4. Заключительный этап урока: Анонс следующих занятий спецкурса.

Мы знаем, что С. Радонежский возвёл первый деревянный храм "Троицы", "дабы воззрением на святую Троицу побеждался страх ненавистной розни мира сего".

Андрей Рублёв ещё застал Сергия Радонежского в живых, ведь в Житие преподобного сказано: "Андрей иконописец преизрядный и всё превосходящ в мудрости зелне (всякой), седины честны имея".

Посмотрите, как художественно воплотил на своём полотне единство, духовную связь Андрея Рублёва и Сергия Радонежского художник - наш современник - Илья Глазунов. Слайд № 28

"Светильник многосветлый российские земли", - это об отце Сергии. Икона Рублёва - не единственное почитание преподобного чудотворца. Об этом мы будем говорить на следующих занятиях, будем размышлять о том, что образы святого, созданные Дионисием в 16 веке и писателем Борисом Зайцевым в 20 веке, удивительно близки духовно. Рассмотрим полотно Михаила Васильевича Нестерова "Видение отроку Варфоломею" и триптих "Труды преподобного Сергия". Слайды № 29-31

Итак, "икона является для зрения тем, чем является слово для слуха", - писал святой Иоанн Дамаскин, живший в 8 веке. Поистине, через иконы было нам дано явление той благодатной силы, которая некогда спасла Русь, Россию.

- Иконы живут по своим законам, без проникновения в которые её нельзя понять.

Какие это законы? (символика цвета, особенности композиции, синтез изображения и слова, публицистичность)

- Что обозначает цвет на этой иконе Андрея Рублёва? (надежду на то, что люди могут жить идеалами Добра, Красоты и Справедливости)

Звучит запись песни "Дай, Бог!" в исп. А. Малинина. Слайд № 32

5. ДЗ-рефлексия:

Письменно ответить на вопрос: "Что объединяет трёх ангелов в "Троице" Рублёва?" или написать сочинение-рассуждение "Перед рублёвской "Троицей".

Литература

  1. Любимов Л. Искусство Древней Руси. М. , "Просвещение", 1988
  2. Осетров Е. Живая древняя Русь. М. , "Просвещение", 1995
  3. Пикулев И. Русское изобразительное искусство. М. , "Просвещение", 1977
  4. Пушкин А. С. Избранное в 3-х томах. Т. 1. , с. 211
  5. Универсальная энциклопедия школьника. Литература и искусство/ сост. А. А. Воротников. - Мн. : ТОО "Харвест", 1996
  6. Юный художник//№ 10, 1993; №8, 1995
  7. Хоничев Н. Памяти Сергия Радонежского. Сб. Русский крест /поэтический сборник, посвященный Дню славянской письменности и культуры, совместное издание Томского Благочиния и Томской писательской организации/. - Томск, 1994.

Интернет-ресурсы

  1. Андрей Рублёв - Википедия ru. wikipedia. org/wiki/Андрей_Рублёв
  2. Андрей Рублёв. Иконы и биография Андрея Рублева www. bibliotekar. ru/rusRublev/index. htm
  3. Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева
  4. ЦМИАР. Музей Андрея Рублева www. rublev-museum. ru
  5. Мир картин и художников. Илья Глазунов
  6. Энциклопедия живописи и графики. Художники и их произведения, творческий и жизненный путь, серии и любимые темы
  7. Предание. ру: православный музыкальный mp3 архив - Колокольные звоны Звонница Духовской церкви (Троице - Сергиева лавра)
  8. Русская церковная музыка (mp3)

Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21