Преподавание русского языка Урок новых знаний по теме "Сложное предложение"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 788 Зелинкевич Екатерина Ивановна, учитель русского языка и литературы Цель урока: научить учащихся различать простые и сложные предложения; определять границы частей в сложном предложении; правильно употреблять знаки препинания между частями сложного предложения. Задачи: – выявление степени понимания учебного материала и пробелов в знаниях, умениях и навыках учащихся по новому материалу; – активизирование познавательной деятельности учащихся, стимулирование и развитие мыслительных процессов; – развитие умения спонтанной речи для передачи выводов и умозаключений на основе материала урока. Тип урока: усвоение новых знаний. Вид урока: исследовательская деятельность. Виды деятельности: – устная и письменная; – индивидуальная и коллективная; – мыслительная деятельность: продуктивная и репродуктивная; – речевая: учебная и спонтанная. Межпредметные связи: литература, изобразительное искусство, музыка. Оборудование урока: компьютер, мультимедиопроектор, презентация в Рower Point, карточки с разным уровнем сложности.. Ход урока1. Организационный момент.2. Создание психологического настроя класса для восприятия материала урока (музыкальный слайд 2).3. Актуализация знаний.– Как называется раздел науки о языке, над которым мы работаем? – Что является предметом изучения синтаксиса? – Чем отличается предложение от словосочетания? Перед вами сочетания слов (запись на доске) сентябрьские дни; школьный звонок; дружеские разговоры; серьезно настроиться; наступила осень. – Укажите, какое сочетание слов не является словосочетанием и почему? – В данных словосочетаниях укажите главное и зависимое слова, укажите тип подчинительной связи, подберите синонимичные словосочетания иного типа подчинительной связи. – Что мы называем предложением? Составьте предложение (оно записывается постепенно по мере выполнения задания). – Из предложения Стеной стоят желтые колосья пшеницы (слайд 3) взять определение, выраженное прилагательным в Т.п. (желтые); – запишите существительные листья в Т.п. (слайд 4) (листьями); – Из предложения Пушкин очень любил осень (слайд 5) взять дополнение (осень); – добавьте обстоятельство из предложения Осень щедро одаривает леса краской (слайд 6) (щедро); – добавьте сказуемое из предложения Земля выстлала на лугу разноцветный ковер (слайд 7) (выстлала); Из предложения Вы куда ведете, дороги? (слайд 8); – запишите обращение. Желтыми листьями осень щедро выстлала дороги. – Сколько грамматических основ в этом предложении? – Как называется предложение, в котором одна грамматическая основа? 4. Изучение нового материала.– Посмотрите на тему урока, записанную на доске. Сформулируйте задачи нашего урока. 1) А теперь сравним два предложения (запись на доске). Ночью ветер злится и шумит в окно. Налетел ветер, и затрепетала листьями осинка. – Сколько грамматических основ в первом предложении? – Как называется предложение с одной грамматической основой? – Какие члены предложения соединяет союз и в первом предложении? Составим схему предложения. – Сколько грамматических основ во втором предложении? – Чем отличается это предложение от предыдущего? – Как вы думаете, какое из двух предложений соответствует теме нашего урока? – Сделайте вывод, какое предложение называется сложным? Работа над теоретическими сведениями учебника стр.91. 5. Закрепление.Обратимся к записи на доске
– Что это мы записали? – Как вы определили, что это текст? – Как его можно озаглавить. Сколько предложений в этом тексте? Какие это предложения? – Сколько простых предложений в каждом сложном? – Как вы определяли? – А теперь перед вами задача продолжить предложения (задания на карточках). Задание для первого уровня. – Докажите, что оно сложное. Осенние листья темнеют и теряют свои яркие краски. В лучах печально кричали ночные птицы, белая звезда переливалась над рекою. Листья пожухли и шуршали при ветре. Задание для второго уровня. – Среди данных предложений найдите сложное. Наступила поздняя осень… Подул холодный ветер… Закружились в воздухе желтые листья березки… 6. Рефлексия.– Перед вами изображение осеннего пейзажа. Составьте текст по данному изображению, употребив сложные предложения (слайд 9). 7. Комментирование домашнего задания(параграф 46, упражнение 224).8. Итоги урока.Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |