Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Внеклассное занятие по русскому языку "Русский язык – язык русской культуры". 6-й класс
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Внеклассное занятие по русскому языку "Русский язык – язык русской культуры". 6-й класс


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 1404

Гешко Елена Валентиновна, учитель русского языка

Цель: Способствовать сохранению и повышению интереса в сознании учащихся к проблемам, связанным с вопросами функционирования и изучения русского языка, отношения к русскому как общенациональной ценности, сохранению реализации воспитательных возможностей предмета “Русский язык” для формирования духовных и нравственных качеств, мировоззрения учащихся, его гражданского, сознательного и бережного отношения к русскому языку как национально-культурной ценности, последовательного и глубокого приобщения к национальной отечественной культуре.

Задачи:

  • продолжить ряд последовательных мероприятий, направленных на формирование отношения к русскому языку как общенациональной ценности;
  • способствовать осмыслению статуса русского языка как государственного языка РФ;
  • показать уровни функционирования русского языка: как языка народов, населяющих Россию, как государственного языка,как родного языка;
  • вызвать интерес учащихся к различным аспектам изучения русского (родного) языка.

Оборудование: Презентация к занятию “Русский язык- язык русской культуры”

Ход занятия

Орг.момент

Сообщение темы и цели занятия.

Вступительное слово учителя. Слайд 1

Язык – явление уникальное, без которого невозможно представить ни одну культуру, ни один народ. Это в первую очередь средство общения. Это средство хранения и передачи информации, часть национально-духовной культуры, основная форма проявления национального и личностного самосознания. Не случайно эпиграфом к нашему уроку взяты слова из стихотворения А.А.Ахматовой “Мужество”: Слайд 2

И мы сохраним тебя,русская речь,
Великое русское слово…

Эти строки были написаны в самые тяжелые для России времена – в годы Великой Отечественной войны, когда решалась судьба нашего народа, великой России.

Русский язык поистине является одним из самых богатых и развитых языков мира. Это язык нашей культуры.

Ведущая роль русского языка в РФ определяется его социальными функциями – это язык межнационального общения и консолидации 160 народов и национальностей России, родной язык более 80 % ее граждан. Во всем мире, включая Россию, русский язык является родным для 170 млн.человек и 350 млн. его понимают.

- А нужно ли охранять русский язык ? Почему?

Государство осуществляет заботу о сохранении русского языка: работает Совет по русскому языку при Правительстве РФ, с июня 2005 года вошел в действие Закон о русском языке, разработана и действует Федеральная целевая программа “Русский язык”, 2007 год объявлен Годом русского языка. Статус русского языка как государственного определен законом о языке. Поэтому забота об отношении к русскому языку как общенациональной ценности – дело каждого гражданина.

Слайд 3 Слова И.С.Тургенева о русском языке.

1 страница нашего журнала “Историческая”

“ВЛАДИМИР ПОСЕЯЛ КНИЖНЫЕ СЛОВА, А МЫ ПОЖИНАЕМ…” Слайд 4

(сообщение ученика)

Письменность и всеобщий литературный язык – основа основ, краеугольный камень длительного и успешного существования народа и государства во времени и пространстве, залог исторической памяти, прогресса во всех областях жизни и развития науки, а также массового просвещения и нравственного воспитания .

988 год стал “выдающимся событием в истории нашей Родины” Великий князь Владимир осуществил смелую государственную реформу, которую можно сравнить только с преобразованиями Петра Великого. Требовалось создать общегосударственный культурный язык, способный выражать точные понятия и быть инструментом строгой мысли.

К моменту принятия христианства уже в самом начале 10 века Киевская Русь имела общенародный, охватывающий восточное славянство язык, который большей частью функционировал в устной форме, но в случае необходимости мог фиксироваться и на письме. Слайд 5

Но Русь времени великого Владимира переросла рамки устного культурного языка и настоятельно требовала письменности. Попытки перенести греческий или латинский язык не имели перспективы . Вот почему введение письменности на родном языке занимало одно из центральных мест в государственной политике Владимира “Красна Солнышка” В 863 году просветители Кирилл и Мефодий создали азбуку, которая и была принята в качестве государственной письменности.

Слайд 6

И помыслить страшно, сколь мало бы мы знали о своей национальной истории, не будь летописей, книг.

Интересно и то, что книжно-письменный язык был доступен не только монахам и богатым людям. Существует много памятников письменности, дошедших до нас, которые свидетельствуют, что грамотность была достаточно распространена среди простого народа. Уже в 13 веке имелась достаточно развитая система обучения грамоте.

Чтобы получить представление о прелести древнерусского письма приведем грамоту второй четверти 12 века. Слайд 7

“Покланяние отъ Ефрема къ братоу моемоу ИСОУХИЕ. Не распрашавъ, розгневася. Мене игоумене не поустиле, а я прашалъся;нъпосълалъсъ Асафъмь къ посадьникоу медоу деля. А пришьла есве Оли звонили. А чемоу ся гневаеши. А я вьсьгда оу тебе. А соромъ ми,оже ми лихо,мълвляше: “И поклоняю ти ся братьче мои”. То си хотя мълви: “Ты еси мои, а я твои”

Перевод: Поклон от Ефрема к брату моему Исихию. Не расспросив, ты разгневался. Меня игумен не пустил, а я отпрашивался. Но он послал меня с Асафом к посаднику за медом. А вернулись мы, когда звонили. Зачем же ты гневаешься? Я ведь всегда твой. Для меня оскорбительно, что ты так плохо мне сказал : “И кланяюсь тебе, братец мой!” Ты бы хотя бы сказал: “Ты - мой, а я – твой!”

Как прекрасно передана печаль претерпевшего незаслуженную обиду, ясно,что пред нами вполне грамотный,образованный человек.

Введение на Руси литературного языка Кирилла и Мефодия положило начало распространению книжности и просвещения, сыграло выдающуюся роль в истории нашего Отечества. Современный русский язык, наша новейшая литература – не что иное, как обильные всходы посеянного Владимиром.

2 страница “Владимир Иванович Даль – собиратель и хранитель русского языка” Слайд 8, 9

Вступит. слово учителя.

Все ценители русского слова, все, кого интересует наш язык, кто хочет постичь его тонкости и тайны, - знают имя Владимира Ивановича Даля.

Часто при возникновении вопросов о языке, можно услышать “посмотрим у Даля”, “встречается у Даля”, “обратимся к Далю”. При этом имеется одно то же “Толковый словарь живого великорусского языка” В.И.Даля.

Материалы для своего словаря Даль начал собирать с 1819 г. И работал над ним 53 года до последнего дня своей жизни. В словаре 200 тысяч слов, из которых 80 тысяч собрано им самим, а 120 тысяч выбрано из предшествующих словарей. Здесь есть и литературная лексика, и лексика разных говоров, более 4000 терминов относится к народным промыслами ремеслам и т.д. В нем упоминается в качестве иллюстраций 30 тысяч пословиц и поговорок. Богатство материала делает словарь ценнейшим справочником для ученого, увлекательной книгой для любителей русской речи.

Словарь Даля – уникальное явление в истории мировой лексикографии, это национальная сокровищница русской культуры. Слайд 10

О жизни В.И.Даля нам сейчас расскажут ученики 6 класса

(сообщение учащихся)

3 страница “Мудрость русского народа”

Мудростью русского народа названы пословицы и поговорки – неистощимый кладезь народной смекалки и ума – они по сей день живут в нашей речи настолько прочно, что мы и не замечаем как используем их. А еще загадки, скороговорки, сказки и многое другое, что объединено под названием ФОЛЬКЛОР.

- Что такое пословицы и поговорки?

- Для чего, по-вашему, нужны пословицы и поговорки?

Игра “Закончи пословицу” Сейчас вам будет предложено лишь начало пословицы, ваша задача вспомнить и закончить пословицу, а затем прочитаем, что получилось. Слайд 11

1. Поменьше говори … побольше услышишь.

2. Не спеши языком … торопись делом.

3. Лишнее говорить - … себе вредить .

4. Не имей сто рублей - … имей сто друзей.

5. Слово не воробей, … вылетит - не поймаешь.

6. Пословица недаром … молвится.

7. Дерево красно плодами, … а человек делами.

8. Жизнь дана … на добрые дела.

9.От скуки бери …дело в руки.

10. Живое слово … дороже мертвой буквы.

11. Терпенье и труд … все перетрут.

Учитель: С древних времен люди ценили мудрую речь . Умение разгадывать загадки считалось признаком мудрости. Любили загадки и в Древней Руси . Так герой знаменитой “Повести о Петре и Февронии”, созданной более 500 лет назад, должен был разгадать загадки, заданные простой крестьянской девушкой чтобы спастись от страшной болезни.

Давайте попробуем разгадать загадки, составленные русским народом.

Слайд 12

Загадки.

1. Ни вода,ни суша, ни на лодке не проплывешь, ни пешком не пройдешь. (болото)

2. Всегда во рту, а не проглотишь. (язык)

3. Сильнее солнца, слабее ветра, ног нет, а идет, глаз нет, а плачет (туча)

4. Что было завтра и будет вчера? (сегодня )

5. Без ног - бежит, не догонишь, без крыльев – летит, не поймаешь. (время)

6. Кверху дном – полная, книзу дном - пустая. (шапка)

7. Не видно и не слышно ее, стоит заговорить о ней – и она исчезнет.

Кроссворд: этот кроссворд поможет узнать, чем же является язык для человека. Слайды 13-15

о Сень

ТОлстой

Красная

КРылов

ГогОль

ТургеневВ

ПушкИн

ПуЩин

ЛЕ вша

1. Время года, воспетое поэтами и писателями.

2. Русский писатель,автор трилогии “Детство .Отрочество. Юность”

3. Главная площадь нашей страны.

4. Русский баснописец

5. Мастер слова, кто описал ночь перед Рождеством

6. Писатель, автор строк “Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины ты один мне поддержка и опора, о великий,могучий и прекрасный русский язык..”.

7. Поэт, по словам Белинского “Солнце русской поэзии”

8. Друг Пушкина, посетивший его в Михайловском, которому поэт посвятил пламенные стихи.

9. Умелец, о котором рассказал нам Н.С.Лесков в одноименном сказе

6. 4 страница : ВИКТОРИНА “Знаешь ли ты русский язык” Слайды 16-17

1.Сколько букв в русском языке?

2. Какое значение имеет слово “язык”?

3.В каком году Кирилл и Мефодий создали азбуку?

4.Кто создал “Толковый словарь живого великорусского языка”?

5. Почему русский язык является государственным языком Российской Федерации?

6.Сколько частей речи в русском языке?

7.Назовите русских писателей,которые исследовали русский язык.

8.Назовите единицы языка.

Подведение итога.

Наше занятие заканчивается . Мы только заглянули с вами в тот интереснейший мир под названием “Русский язык” . На уроках русского языка и литературы, а также самостоятельно вы будете постигать секреты нашего языка. Любите и охраняйте его, ведь язык – это наша великая культура. Слайд 18-19

Язык наш славен и велик! Храни родную речь! Язык любви сердца целит, тебе его беречь.

Валентин Смирнов


Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21