Преподавание русского языка Подлежащее и сказуемое - главные члены предложенияNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1463 Дмитрова Валентина Александровна, учитель русского языка и чтения Цель: Развивать умение находить в предложении главные члены: подлежащее и сказуемое. Правильно ставить к ним вопросы, правильно подчеркивать. Задачи:
Оборудование:
Ход урока 1. Организация класса. 2. Учитель: Внимание! Проверь, дружок, готов ли ты начать урок? Всё ли у тебя в порядке: книжка, ручка и тетрадки? (Дети открывают тетради, пишут число). 3. На доске: е грав ны – Из слогов в каждой строчке составьте слова. – Главные члены предложения. Назовите их. – Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Это тема нашего урока (запись в тетради). – Почему они главные? Это и предстоит выяснить на уроке. На предыдущих уроках мы говорили о каждом из них в отдельности. Сегодня мы всё соединяем воедино. Мы должны уметь находить подлежащее и сказуемое в предложении. Правильно ставить к ним вопросы. 4. На доске стихотворение: Носит одуванчик (показать картинку цветка – одуванчика) – О чём это стихотворение? (об одуванчике). – Спишите первое предложение (один у доски). Найдите подлежащее и сказуемое. На какие вопросы отвечает подлежащее? Сказуемое? – О чём говорится в предложении? (об одуванчике). Ставь вопрос: что? одуванчик – это подлежащее. – Что говорится об одуванчике? (одуванчик носит). Одуванчик что делает? Носит – это сказуемое. Прочитайте главные члены предложения. – Учитель: Одуванчик носит – это главные члены предложения. – Почему они называются главными? Попробуйте прочитать предложение без подлежащего – одуванчик. А теперь без слова носит. Есть смысл? (Нет смысла). А теперь без подлежащего и сказуемого (нет смысла). – А есть вообще предложение? Вывод: Без главных членов не может быть предложения. Они составляют основу предложения. – Вот мы и ответили на вопрос, почему подлежащее и сказуемое – главные. Учитель: Прочитайте ещё раз стихотворение: – Найдите «секреты» речи. – Какие секреты нашли? (Автор использует образное сравнение), носит сарафанчик, нарядится в платьице (сравнивает с девочкой). 5. Ознакомление со словарным словом. Театр (карточка) пишут в тетради. а) Прочитайте слово. б) Поставьте ударение. в) Какую гласную надо запомнить? (хором проговариваем) Написание слова надо запомнить. – Кто знает, что такое театр? Замените другим словом – представление (театр – вид искусства, зрелищное представление на сцене произведений писателей). Учитель: Я хочу вам рассказать о Театре кукол (в Москве). Стр. 174. Театр с часами. В Москве на Садово-Самотечной улице стоит белое здание. Это государственный академический Центральный театр кукол имени Сергея Владимировича Образцова (руководитель). У театра широкие гостеприимные двери, а над ними часы, сделанные в виде сказочного теремка. Когда наступает время боя (12 часов) открываются ставни двенадцати окошечек, звучит музыка и под эту мелодию начинают двигаться фигурки петуха, волка, козы, лисы, кота, поросёнка и других животных – персонажей сказок. Этому театру через год исполнится 80 лет (1931 г. основан). И сегодня в театре идут увлекательные спектакли: «Кот в сапогах», «Маугли», «Волшебная лампа Алладина» и др. 6. Выполнить упражнение № 13 стр. 174, письменно (проверить) Списать первые 4 предложения. В 1-ом и 2-ом предложении подчеркнуть подлежащее и сказуемое. Правило стр. 175. Физминутка: Вспомним знаки препинания. Восклицательный знак любит делать так (хлопок над головой). Вопросительный знак очень любит кланяться (наклоны вперёд, руки на пояс). А точка, это точка – просто маленький значок (присесть). 7. Остановка «Сказочная». На доске вывешиваются картинки: Попробуй отгадать, как зовут героев сказок. … купил билет в театр Карабаса-Барабаса. … спрыгнул с окна и покатился по дороге. … потеряла на балу башмачок. … уплыла в синее море. Спишите, вставляя слова. Подчеркните подлежащее и сказуемое. – Какой вопрос ставим к подлежащему? (Кто?) – Почему? Вывод: Продолжите: подлежащее и сказуемое – это … (главные члены предложения). 8. Игра «Главные члены предложении» – читаю куплет из стихотворения Ф.Тютчева. (На слух) найдите подлежащее и сказуемое. Гремят раскаты молодые. Итог: – Назовите главные члены предложения? – Почему они главные? (Без главных нет смысла, не может быть предложения. Это основа предложения). Кроме главных в предложении есть и другие слова, но об этом мы будем говорить на следующем уроке. Домашнее задание: стр. 176 упр. 19 (в этом упражнении вы ещё узнаете интересные сведения об одуванчике). Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |